Процесс восприятия художественного произведения должен способствовать творческому росту учащихся, стремлению к созиданию. Для этого необходимо внутреннее сопереживание. Для анализа художественного произведения требуется совокупность различных научных дисциплин и определенный уровень психологического развития школьника. Поэтому формирование литературоведческих понятий является одним из условий полноценного анализа художественного текста.
На каждом уроке литературы произведение должно рассматриваться на теоретической основе. Но теорию необходимо “спрятать” и совместить живое эстетическое наслаждение от произведения с овладением знаниями о законах художественного творчества. В то же время в течение учебного года учитель может провести литературоведческие уроки по статьям, предлагаемым в учебнике. К сожалению, четкое разграничение того или иного понятия в сознании ребенка нередко отсутствует. Поэтому для усвоения литературоведческого материала решила использовать опорные конспекты, где в виде таблиц, схем, графиков упорядочен материал.
Тетрадь по литературоведению учащиеся ведут с 5 по 9 классы. Материал фиксируется в ходе изучения по блокам:
- История развития литературы;
- Роды и жанры литературы;
- Тропы художественной речи;
- Стилистические фигуры; др.
В конце тетради записаны алгоритмы работы над сочинениями разных типов (примерный план характеристики литературного героя, лирического произведения, др. ). Пользуясь опорной записью, любой ученик может на уровне своего понимания логически связно проанализировать художественный текст. Задача учителя – дать основу для анализа текста, чтобы появилось у ученика желание попытаться понять художественное произведение. Это своеобразная стартовая площадка. Способному ученику она вскоре станет мала. Появятся другие записи по литературоведению. А слабые учащиеся так и будут “кружить” рядом, честно зарабатывая свою оценку.
Для человека характерно что-то периодически забывать. Когда под рукой ученика нахо-дится тетрадь-справочник, он при затруднении в любую минуту может найти нужный материал. Учителю важно не только дать определенные понятия, но и научить ученика учиться.
Литературоведческие уроки вызывают у учащихся положительные эмоции, появляется желание писать самим, поэтому предлагаю дома сочинить миниатюру, но задание дается только для желающих.
Программа по литературе под ред. Т.Ф. Курдюмовой, по которой я работаю, построена так, что значительная часть литературоведческих терминов изучается в 5-6 классах. Уже на первых уроках знакомлю учеников с тропами художественной речи, подробно разбираем понятие “эпитет”.
Урок начинаю с лирической зарисовки М. Пришвина “Осинкам холодно”. После прослушивания текста предлагаю словесное рисование, затем пытаемся “ почувствовать” запахи, “услышать” звуки, определить свое состояние. Пятиклассники легко определяют, что с наступлением осени даже в солнечный денек ощущаем холодный воздух, появляется чувство печали, грусти. Предлагаю подобрать название. Обычно мнение учеников близко к авторскому. Подвожу к мысли, что писатели тщательно подбирают слова, так как слово в произведении обладает волшебной силой.
Сопоставляем два предложения:
Облетают с деревьев листья.
Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)
Ученики отмечают, что предложения содержат одну мысль, но в первом – слова повседневные, а во втором – особые, что придает выразительность речи. Художественный стиль требует особого состояния души, напряженной работы мысли.
Чтобы объяснить понятие “троп”, использую тоже сопоставление. Создатели античной риторики утверждали, что у человека есть одно естественное положение тела, как у оловянного солдатика: высоко поднятая голова, руки по швам. А все остальное – это позы или фигуры. Так и в языке: есть мысль, ее нельзя менять, иначе изменится смысл сказанного. Но одну и ту же мысль можно выразить с помощью фигуры слова, т. е. используем слово в переносном значении. В Древней Греции такие фигуры слова называли тропами, что в переводе с греческого означает “оборот”.
Пробуем подобрать синоним ко слову “роняет” (сбрасывает, скидывает, бросает вниз, небрежно снимает). По словарю С. Ожегова, ронять –лишиться чего-нибудь, а лишиться – потерять, утратить что-то. Поэтому поэт и взял слово “роняет”. Определяем значение слова “убор” (наряд, одеяние, убранство – то, во что одеваются). Но у леса одежды, как у людей, нет. Слово употреблено в переносном значении, этот троп – метафора. Выясняем значение слова “багряный” (красный, густого темного оттенка ). Прошу назвать деятеля: лес действует , как человек. Знакомимся с разновидностью метафоры – олицетворением.
В строфе из стихотворения А. Фета находим строку, где говорится о листопаде:
С вечера все спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Ученики сразу замечают, что Фет употребил существительное “лист” в единственном числе вместо множественного. Учителю стоит назвать синекдоху и обратить внимание на значение слова “валится): 1 тяжело падать вниз, 2 (разг. ) падать массой, во множестве. Сопоставляем картины листопада, нарисованные поэтами, и выясняем, что влияет еще и субъективное восприятие мира человеком.
Тропы употребляются не только в поэтической, но и в прозаической речи. Читаю одно предложение К. Паустовского:
Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист , вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь.
Ребятам нетрудно отметить особенности в описании движения листа.
По учебнику знакомимся с понятием “ эпитет” (статья на стр. 4 ). Добавляю, что в переводе с греческого слово обозначает “ приложение”, затем делаем краткую запись в тетради-справочнике.
Для закрепления материала предлагаю сопоставить словосочетания и определить, где эпитеты:
Березовая роща Золотая роща Осенний дождь Грустный дождь Хрустальная ваза Хрустальный снег
Ученики быстро определяют, где логические определения, где художественные . Писателю или поэту важно создать определенный художественный образ в сознании читателя. Чем лучше у человека развито художественное мышление, тем точнее он может дать определение предмету или явлению. Предлагаю подобрать эпитет к слову “океан”, а затем сравниваем с определениями Пушкина, Байрона, Бенедиктова, Гончарова (работа с учебником ); подвожу к выводу, что влияет субъективное восприятие мира.
В ходе урока объясняю происхождение постоянных эпитетов. В древности народ не мог охватить многообразие признаков предмета, ограничивался указанием на те признаки, которые чаще всего характеризовали данный предмет. Море не всегда было синим, но чаще всего имело синеватый оттенок. Не все молодцы были “добрыми”, т.е. могучими, но , как правило, молодые люди отличались силой по сравнению со стариками; девушки не все были красивы, но молодость всегда привлекательна. На ранней стадии своего художественного развития люди, не умея отличать конкретные индивидуальные черты, выделяли наиболее существенные. Так появились в устном народном творчестве постоянные эпитеты.
С удовольствием подбирают ученики постоянные эпитеты к предложенным словам:
- Поле (чистое).
- Головушка (буйная).
- Цветочек (лазоревый).
- Солнце (красное).
- Конь (богатырский).
- Месяц (ясный).
- Стрела (каленая).
- Ночка (темная).
- Леса (дремучие).
- Ручки (белые).
- Волки (серые).
Поясняю ученикам, что со временем сознание людей развивалось, обогащался словарный запас, поэтому стали появляться эпитеты, которые характеризуют индивидуальные особенности предмета или явления.
Предлагаю подобрать эпитеты в стихотворные строки Бунина:
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, (опустевший)и больной. .Леса в (жемчужном ) инее. Морозно.
Поет из телеграфного столба
То весело, то жалобно, то грозно
Звенящим гулом (темная) судьба.(Стеклянный), редкий и ядреный,
С веселым шорохом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.В (трепетный) сумрак озябшего сада
Льется со степи волнами прохлада.
При подведении итогов урока обращаю внимание на то, что язык художественного произведения понятен только человеку внимательному, умному и доброму; именно такими людьми я бы хотела видеть своих учеников.
Дома предлагаю написать сочинение-миниатюру об осени. Темы такие:
- Какого цвета сентябрь?
- Хрустящий запах осени.
- Воздух сентября.
При систематической работе по изучению литературоведческих понятий ученики показывают неплохие результаты: умеют находить тропы и фигуры речи, определять их роль в тексте, разграничивают тему и идею произведения, выявляют авторскую позицию. Школьники не испытывают затруднений при монологическом развернутом ответе по структуре художественного текста, появляется положительная установка при написании сочинений, возникает потребность проявить свои способности в творческих конкурсах.