Литература
-
"Только любовью держится и движется жизнь". Образы героев повести И.С. Тургенева "Первая любовь" 2010
Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» всегда вызывает у учащихся живой отклик. «Первая любовь» – это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя «первая любовь». Именно об этом мы ведём речь на уроке.
-
"Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям" 2011
Урок знакомит с героическим нартским эпосом. Активизируется творческое воображение учащихся в создании образа нартских богатырей.
-
«Только человек ответствен за добро и зло». Цикл уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 2013
Книгу М.Булгакова старшеклассники читают с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычность героев разжигают в учениках читательский интерес. Вместе с тем воспринимают они произведение весьма фрагментарно и поверхностно. Лишь немногие из них могут самостоятельно ответить на вопрос, какое место занимают Иешуа и Воланд в системе образов романа, выделить, хотя бы в общих чертах, его основные проблемы, осмыслить авторскую позицию. Все это свидетельствует о необходимости анализа произведения на уроке.
-
Топонимы в преподавании русского языка, литературы и во внеклассной работе 2009
Край родной интересен. Им можно гордиться, его надо знать. Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью исследовательской работы. Предметом предлагаемого исследования являются топонимы села Буссе Свободненского района Амурской области. Целью исследования является методическая адаптация топонимов села Буссе для изучения на уроках русского языка и литературы.
-
"Точка зрения: образ Емельяна Пугачева глазами историка, поэта и режиссера" (на материале произведений А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и "История Пугачевского бунта", статьи М.И. Цветаевой "Пушкин и Пугачев" и фильма режиссера А.Прошкина "Русский бунт") 2008
Целю учебного занятия является создание на основе межпредметных связей условий для совершенствования умений анализировать художественное произведение, сравнивать произведения разных стилей, определять точку зрения автора, сопоставлять произведения разных видов искусств (литература и кино), условий для продолжения отработки навыков грамотной, логичной, связной устной и письменной речи.
-
Точность и краткость пушкинской прозы (на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка") 2010
Цель урока - обогатить представления учащихся о стиле прозы А.С. Пушкина, помочь учащимся выяснить, благодаря каким языковым средствам выразительности А.С. Пушкин добивается точности и краткости в описании природы, в обрисовке душевного состояния героев, в передаче стремительности развития событий. В основе урока лежит лингвистический анализ художественного текста.
-
"Трагедия поэта". Заключительный урок-исследование в 11-м классе по творчеству поэтов Серебряного века 2010
Жизнь и судьба поэтов Серебряного века интересна и покрыта многими тайнами и загадками. Ответ на них можно найти в поэзии, в письмах самого поэта, в воспоминаниях современников. Важно правильно организовать исследовательскую деятельность учеников. Для этого класс обычно делится на несколько групп: биографы, литературоведы, чтецы.
-
Трагедия сильных героинь в очерке Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и пьесе У.Шекспира "Макбет". Опыт сравнительной интерпретации 2011
Урок литературы разработан по программе углубленного изучения литературы А.Г. Кутузова. Целью урока является развитие умений учащихся проводить сравнительную интерпретацию художественных текстов (сопоставлять художественные произведения авторов разных эпох, давать индивидуальную характеристику героя на основе авторского текста, высказывать свое отношение к персонажам, составлять сравнительную характеристику героев).
-
Трагедия старообрядцев, оторвавшихся от народа и не нашедших истину в Боге 2008
Повесть построена на описании жизни и быта староверов. Основные ее жители – кержаки-старообрядцы – живут в селе Вырубы, отгородившись от мира тайгой. Но самоизоляция этих людей приводит к духовному оскудению. А между тем это люди, которые Бога почитают, считают себя правоверными. Но любовь к Богу для них – лишь соблюдение необходимых обрядов. Они забыли о том, что любить Бога – значит принимать и уважать законы жизни, в каких бы формах она не предстала. Человек, который верит в Бога, должен строить свои отношения на уважении к людям, к окружающему миру, к природе. А они борются с ней, стремятся покорить ее, в результате терпят поражение (Амос). Тайга – это не кладовая, из которой можно только брать, это прекрасно устроенный мир гармонии, музыки и красоты. И только при условии единства человека и природы возможно духовное обогащение и физическое возмужание личности.
-
Трагизм в восприятии Бориса Зайцева на рубеже веков (на примере рассказа "Мгла") 2010
Предложенный урок выявляет особенности литературы начала XX века и знакомит учеников 10-го класса с творчеством Бориса Зайцева. На уроке ученики анализируют рассказ "Мгла", стараются понять, в чём трагизм восприятия Б.Зайцева на рубеже двух веков.
-
Трагизм восприятия жизни на рубеже двух веков. (По рассказу Бориса Зайцева "Волки"). Урок литературы в 11-м классе 2008
Предложенный урок нацелен на выявление некоторых особенностей литературы начала XX века и знакомит учеников 11-го класса с одним из этапных произведений творчества Б.Зайцева. На уроке ученики познают художественный мир писателя в рассказе "Волки" благодаря целостному анализу, постановке проблемных вопросов и музыкальному сопровождению.
-
"Трагическая судьба Катерины и Ларисы" (по произведениям А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") 2010
На уроке поговорим о судьбе русской женщины, изображенной в драматических произведениях А.Н. Островского. Урок формирует навыки характеристики литературного типа, развивает исследовательскую культуру через сравнение интерпретаций и частично-поисковых заданий.
-
Трагическая эпопея построения счастливого общества в романе И.Истомина "Живун" 2009
Урок знакомит школьников с жизнью, бытом и культурой коренных народов Ямала. На территории округа проживают представители более ста различных национальностей. В рамках обеспечения регионального компонента знакомство с культурой малочисленных народов Крайнего Севера является первоочередным требованием времени.
-
Традиции в развитии сонета. 8-й класс 2013
Цель урока: знакомство учащихся с твердой формой стихосложения – сонетом, а также формирование, развитие и влияние традиций сонетной формы в разных западноевропейской литературе.
-
Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина 2004
Cеминар по сравнительному анализу УНТ и творчества А.С.Пушкина в 8-м классе.
-
Традиции русской литературы в творчестве Аркадия Тимофеевича Аверченко 2012
Цель: представить творчество А. Т. Аверченко с позиции продолжения традиций русской литературы. Его сравнивали с заокеанскими юмористами Марком Твеном и О`Генри, читатели называли "король смеха". Аверченко Аркадий Тимофеевич – русский писатель, журналист, издатель, литературный дебют которого состоялся в 1902 году.
-
Традиции русской православной семьи в рассказе протоиерея Н.Агафонова "История одного колокола" 2012
Все начинается с детства. Привить человеку любовь к людям, Отечеству, навсегда сохранить потребность в душевной чистоте можно только в детстве. Первый проводник в мире общения ‒ семья. Именно родители помогают детям открыть мир человеческих отношений, учат их понимать и чувствовать окружающих.
-
"Традиции устного народного творчества в современной авторской песне". Иван Кучин. "Человек в телогрейке" 2009
На уроках литературы в восьмом классе (программа А.Г. Кутузова) формируется первое представление о литературном процессе, а центральным становится понятие традиции. Задача данного урока - актуализировать знания учащихся о фольклорных традициях в современной литературе с целью выявления роли выразительных языковых средств для понимания авторского замысла в произведении.
-
Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка” и новаторство писателя. Урок литературы в 6-м классе 2005
Цель материала - воспитание интереса учащихся к исследовательской работе. На материале занятия показывается, как можно сделать открытия в области литературоведения на доступном для шестиклассников уровне.
-
Традиционный урок-диалог "Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" 2010
Целью урока является выявление основной идеи повести, совершенствование навыков анализа текста, монологической речи, выразительного чтения. В ходе урока формируются оценочные суждения, воспитывается способность эмоционально и адекватно реагировать на обсуждаемую проблему, формируются гражданские, нравственные и патриотические качества личности.
-
Трансформация традиционных сказочных образов в пьесах Е.Шварца (на примере пьесы "Тень") 2008
Пьесы Шварца связаны со сказками, но сюжеты наполняются особым содержанием. Отличительная черта его произведений – мораль, в которой отражаются основные понятия о добре, чести, любви. Изучение известных сказок, их тем и героев в пьесах Шварца знакомит нас с наследием драматурга, со способами воплощения в творчестве нравственных истин, с жизнью писателя. Сравнение на уроках сюжетов, героев традиционных сказок и пьес Шварца открывает большие возможности для творческой работы и литературоведческого исследования учащихся.
-
"Тремолино" – песня ветра в треугольных парусах 2012
Используя исследовательский метод, проектный метод, обучение в сотрудничестве, учитель предлагает ученикам поразмышлять над прочитанным очерком Джозефа Конрада «Тремолино», извлечь из него нравственные уроки, которые помогают становлению и формированию личности. В ходе работе над очерком учащимся становится очевидным, что для Д. Конрада остаётся непоколебимым кодекс человеческого поведения: верность долгу и самому себе, мужество и героизм простых людей-тружеников.
-
Тренировочные упражнения по развитию скорочтения и развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста 2008
Представлен конспект тренировочного упражнения "Развитие скорочтения у детей младшего школьного возраста".
-
Трехсложные размеры стиха 2016
Урок знакомства с новым материалом в технологии деятельностного метода повышает уровень общей культуры через формирование знаний о стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте. Цель урока: помочь осознать значимость умения слышать ритм и представлять поэтические образы; воспитывать любовь к родному языку, чувство гордости за его богатство и многообразие.
-
Три "памятника" в русской литературе. 9-й класс 2005
Цель урока - сопоставить произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения); проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.
-
Три встречи Гринёва с Пугачёвым. Образы-символы в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» 2019
Цели урока: увидеть многозначные образы произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка», «расшифровать» их, дать объяснение; развитие речи учащихся, развитие аналитических способностей, умения сопоставлять разные факты, умения мыслить, делать выводы.
-
Три злодейства (по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама") 2012
Цель урока: развивать навыки и умения сравнительного анализа произведения; формировать навыки и умения работы с критическим материалом; закрепить умение формулировать выводы; познакомить с понятием "философско-психологическая повесть"; развивать умение лаконично и точно передавать свои мысли; формировать навык работы с раздаточным материалом в группах; пробудить чувство ответственности за свою жизнь, поступки.
-
Три мира в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2012
Цель урока: показать жанровое и композиционное своеобразие романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»; философское осмысление числа «три» в романе; разобраться в особенностях взаимопроникновения трех миров в романе; вынести нравственные уроки, главные ценности, о которых говорит писатель; развивать интерес к личности и творчеству писателя.
-
Три урока по творчеству В.П. Астафьева 2007
Одна из задач современной школы - формирование культуры речи, которая является показателем коммуникативной культуры учащегося. Коммуникативные умения формируются на основе навыков, приобретаемых в ходе овладения языком на уроках русского языка и литературы. Так на художественных текстах отрабатываются навыки выразительного чтения, умения находить языковые средства, создающие художественную ткань произведения. Хорошим материалом для формирования указанных навыков и умений, на мой взгляд, являются небольшие по объёму "Затеси" В.П.Астафьева.
-
Три урока по Шукшину 2008
Ложные и истинные праздники героев В.М. Шукшина. В рассказах "Степка", "Распас", "Сапожки", "Беспалый", "Сураз" и др. автор поднимает проблему маленьких, ненастоящих праздников людей, живущих для себя, для своего удовольствия, и широких праздников души, праздников любимых героев.