Литература
-
Технология педагогических мастерских. Тема урока: "Базаров – свободный человек? Что такое свобода?" 2014
В ходе урока у учащихся формируется понимание характера Базарова, его поступков и их влияния на окружающих; создается представление о том, что такое свобода.
-
Технология педагогической мастерской на уроке русской литературы 2013
В статье представлена методическая разработка урока русской литературы в 6-м классе «Чехов смеется» по технологии педагогической мастерской. Цель работы – развивать умение учащихся самостоятельно добывать знания в процессе работы над творчеством А.П. Чехова и приобщить их к русской культуре.
-
Технология проблемного обучения 2012
Проблемная ситуация является основным звеном проблемного обучения. Способы ее создания весьма разнообразны. Но во всех вариантах непременным условием проблемной ситуации остается необходимость для учащихся поиска решения и доказательства избранной точки зрения. На уроке рассмотрена проблемная ситуация, которая позволит детям обосновать свою точку зрения.
-
Технология проблемного обучения на уроках литературы 2018
Использование на уроках литературы технологии проблемного обучения обеспечивает вовлечение каждого ребёнка в процесс активного учения, стимулирует мыслительную активность и поисковую деятельность. У обучающихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.
-
Технология развития критического мышления на уроках литературы 2008
Урок литературы в 10-м классе по теме "Базаров и его родители" построен в режиме применения технологии развития критического мышления. Основа технологии — трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. На каждой стадии используются разнообразные приемы: стадия вызова — прием "верных – неверных суждений"; стадия осмысления — прием "перекрестная дискуссия"; рефлексия — установление причинно-следственных связей.
-
Технология развития критического мышления на уроках литературы 2010
Цель урока - дать представление о творчестве Т.Н. Толстого, помочь проанализировать рассказ "Река Оккервиль", текста повышенной стилистической сложности, формировать ценностные представления через его философию, используя технологию развития критического мышления.
-
Технология развития критического мышления на уроке литературы в 7-м классе. Модуль урока по теме: Луиджи Пиранделло. "Черепаха" 2005
Каждому ученику необходимо дать возможность реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом).
-
Технология создания компетентностно-ориентированных заданий по литературе 2012
Статья знакомит со структурой компетентностно-ориентированного задания и технологией его составления. Стимул, задачная формулировка, источник информации, форма отчета – вот основные части такого задания, где точно указывается деятельность учащегося, четко формулируются результаты его самостоятельной исследовательской работы. В приложении вниманию педагогов предлагается блок вопросов к сказке «Царевна-лягушка», построенный по данной технологии.
-
Технология творческих (французских) мастерских 2016
Урок-мастерская, посвященный поэзии Н.А.Некрасова (2 часа), позволяет заглянуть в творческую лабораторию поэта. Обучающиеся, работая в группах, рассматривают вопросы истории и теории литературы, закрепляют основные литературоведческие понятия, связанные со стихосложением, разбирают особенности построения стихотворной речи, пробуют сами писать стихи. Приобретенный опыт помогает погрузиться в творчество Н.А.Некрасов, найти его неповторимые черты.
-
Технология творческих мастерских на уроках гуманитарного цикла 2015
В школе мы начинаем литературу не читать, а изучать, препарировать, объяснять. Преобладание филологии над чтением, изучение над наслаждением от чтения - вот главная причина и исток того, что задача заставить ученика прочитать хотя бы программные произведения становится проблемой. Как добиться того, чтобы анализ произведения не отбивал интерес к чтению, а усиливал его, чтобы алгебра анализа не убивала гармонию, а позволяла постичь смысловую глубину и эстетическое совершенство текста?
-
Технология французских мастерских на уроках русского языка и литературы 2021
Что же такое технология французских мастерских? В основе технологии педагогической мастерской лежат проблемные методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующей актуализации знаний.
-
Типологический подход к изучению литературных явлений 2020
Цель современного литературного образования – формирование на лучших примерах духовной жизни народа гармонически развитой, свободно мыслящей личности, стремящейся к нравственному совершенствованию. Уроки литературы должны способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, расширению их кругозора, выработке умения давать оценку не только литературным явлениям, но и отдельным фактам действительности. Какие же произведения можно предложить для типологического изучения, для выявления сходства и различия в творческих позициях авторов, в их героях, в способах создания образов, в использовании композиционных средств, для выявления жанрового своеобразия произведений и так далее?
-
Типология уроков внеклассного чтения в начальной школе 2020
Тип урока внеклассного чтения зависит от этапа обучения, от цели и учебных задач, от характера деятельности учителя и учеников, от используемого учебного материала и пр. В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока.
-
Типы литературных эпических характеров обобщения по теме "Герой эпического произведения", 7-й класс 2008
Логика обучения, идущая от понимания близкого и знакомого в литературном персонаже к осознанию собственных личностных возможностей. Каждый учащийся является не объектом учебных воздействий, а субъектом всех видов деятельности. Урок активизирует мыслительную деятельность учащихся, способствует формированию образного мышления, приводит к осознанию практической направленности литературы как учебного предмета. Реальная возможность учиться понимать и принимать окружающий мир.
-
"Тихая моя Родина". Вечер памяти поэта Николая Рубцова 2008
Вашему вниманию представляется вечер памяти поэта Н.М. Рубцова "Тихая моя Родина".
-
"Тихая моя родина…" 5-й класс 2012
Анализ лирических произведений на уроках литературы довольно сложен для учащихся 5-х классов. Дети только знакомятся с особенностями поэтической речи. Урок сопоставительного анализа стихотворений Д.Кедрина «Аленушка» и А.Прокофьева «Аленушка». Образ родины для этих поэтов связан со сказочными героями, народными традициями. Поэзия может рождаться при взгляде на произведение живописи. Анализируя, проследим смену чувств, борьбу жизни и смерти, тему памяти поколений.
-
Ток-шоу "Большая перемена" 2010
Цель мероприятия - показать, важна ли в дружбе внешность, социальное положение; какую роль играют книги в жизненных ситуациях; можно ли найти ответы в классической литературе и в литературе, рекомендуемой для подростов. Задачи: научить слушать друг друга, вести диалог; учить видеть лицо, индивидуальность писателя через художественные особенности произведения. Мероприятие знакомит учащихся с книгой Галины Гордиенко "Соперница из 8"А".
-
Ток-шоу "Слово о книге" 2012
Данное мероприятие подготовлено для 9–10-х классов. Форма проведения – ток-шоу, социологический опрос старшеклассников, проведенный до урока, способствовали активному и заинтересованному обсуждению. Цели: развитие интереса к чтению, повышение читательской активности; выявление читательских приоритетов; развитие монологической речи и культуры дискуссии.
-
"Только для детей". Урок внеклассного чтения или внеклассное мероприятие по повести Г.П. Михасенко "Кандаурские мальчишки" 2008
Урок внеклассного чтения проводится в рамках программы «Литературное краеведение» для учащихся 5–8-х классов. Данное мероприятие можно проводить как внеклассное, что позволяет стимулировать интерес учеников к чтению произведений местных авторов, знакомиться с биографией и творчеством сибирского писателя Г.П. Михасенко, развивать творческие способности и познавательную активность.
-
"Только любовью держится и движется жизнь". Образы героев повести И.С. Тургенева "Первая любовь" 2010
Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» всегда вызывает у учащихся живой отклик. «Первая любовь» – это не только рассказ о первом прекрасном чувстве мальчика, ставшего юношей. Это мучительная последняя страсть для отца и единственная, роковая любовь для Зинаиды. Таким образом, у каждого своя «первая любовь». Именно об этом мы ведём речь на уроке.
-
"Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям" 2011
Урок знакомит с героическим нартским эпосом. Активизируется творческое воображение учащихся в создании образа нартских богатырей.
-
«Только человек ответствен за добро и зло». Цикл уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 2013
Книгу М.Булгакова старшеклассники читают с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычность героев разжигают в учениках читательский интерес. Вместе с тем воспринимают они произведение весьма фрагментарно и поверхностно. Лишь немногие из них могут самостоятельно ответить на вопрос, какое место занимают Иешуа и Воланд в системе образов романа, выделить, хотя бы в общих чертах, его основные проблемы, осмыслить авторскую позицию. Все это свидетельствует о необходимости анализа произведения на уроке.
-
Топонимы в преподавании русского языка, литературы и во внеклассной работе 2009
Край родной интересен. Им можно гордиться, его надо знать. Привлечь учащихся к изучению своей малой родины можно с помощью исследовательской работы. Предметом предлагаемого исследования являются топонимы села Буссе Свободненского района Амурской области. Целью исследования является методическая адаптация топонимов села Буссе для изучения на уроках русского языка и литературы.
-
"Точка зрения: образ Емельяна Пугачева глазами историка, поэта и режиссера" (на материале произведений А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и "История Пугачевского бунта", статьи М.И. Цветаевой "Пушкин и Пугачев" и фильма режиссера А.Прошкина "Русский бунт") 2008
Целю учебного занятия является создание на основе межпредметных связей условий для совершенствования умений анализировать художественное произведение, сравнивать произведения разных стилей, определять точку зрения автора, сопоставлять произведения разных видов искусств (литература и кино), условий для продолжения отработки навыков грамотной, логичной, связной устной и письменной речи.
-
Точность и краткость пушкинской прозы (на материале повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка") 2010
Цель урока - обогатить представления учащихся о стиле прозы А.С. Пушкина, помочь учащимся выяснить, благодаря каким языковым средствам выразительности А.С. Пушкин добивается точности и краткости в описании природы, в обрисовке душевного состояния героев, в передаче стремительности развития событий. В основе урока лежит лингвистический анализ художественного текста.
-
"Трагедия поэта". Заключительный урок-исследование в 11-м классе по творчеству поэтов Серебряного века 2010
Жизнь и судьба поэтов Серебряного века интересна и покрыта многими тайнами и загадками. Ответ на них можно найти в поэзии, в письмах самого поэта, в воспоминаниях современников. Важно правильно организовать исследовательскую деятельность учеников. Для этого класс обычно делится на несколько групп: биографы, литературоведы, чтецы.
-
Трагедия сильных героинь в очерке Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и пьесе У.Шекспира "Макбет". Опыт сравнительной интерпретации 2011
Урок литературы разработан по программе углубленного изучения литературы А.Г. Кутузова. Целью урока является развитие умений учащихся проводить сравнительную интерпретацию художественных текстов (сопоставлять художественные произведения авторов разных эпох, давать индивидуальную характеристику героя на основе авторского текста, высказывать свое отношение к персонажам, составлять сравнительную характеристику героев).
-
Трагедия старообрядцев, оторвавшихся от народа и не нашедших истину в Боге 2008
Повесть построена на описании жизни и быта староверов. Основные ее жители – кержаки-старообрядцы – живут в селе Вырубы, отгородившись от мира тайгой. Но самоизоляция этих людей приводит к духовному оскудению. А между тем это люди, которые Бога почитают, считают себя правоверными. Но любовь к Богу для них – лишь соблюдение необходимых обрядов. Они забыли о том, что любить Бога – значит принимать и уважать законы жизни, в каких бы формах она не предстала. Человек, который верит в Бога, должен строить свои отношения на уважении к людям, к окружающему миру, к природе. А они борются с ней, стремятся покорить ее, в результате терпят поражение (Амос). Тайга – это не кладовая, из которой можно только брать, это прекрасно устроенный мир гармонии, музыки и красоты. И только при условии единства человека и природы возможно духовное обогащение и физическое возмужание личности.
-
Трагизм в восприятии Бориса Зайцева на рубеже веков (на примере рассказа "Мгла") 2010
Предложенный урок выявляет особенности литературы начала XX века и знакомит учеников 10-го класса с творчеством Бориса Зайцева. На уроке ученики анализируют рассказ "Мгла", стараются понять, в чём трагизм восприятия Б.Зайцева на рубеже двух веков.
-
Трагизм восприятия жизни на рубеже двух веков. (По рассказу Бориса Зайцева "Волки"). Урок литературы в 11-м классе 2008
Предложенный урок нацелен на выявление некоторых особенностей литературы начала XX века и знакомит учеников 11-го класса с одним из этапных произведений творчества Б.Зайцева. На уроке ученики познают художественный мир писателя в рассказе "Волки" благодаря целостному анализу, постановке проблемных вопросов и музыкальному сопровождению.