Технологическая карта урока литературы по теме «Анализ рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Сопоставление образов Ларры и Данко. Проблема героя в ранних рассказах М.Горького». 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: ФГОС, технологическая карта, Старуха Изергиль, М.Горький


Пояснительная записка

Технологическая карта была разработана для проведения урока по теме «Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Сопоставление образов Ларры и Данко. Проблема героя в ранних рассказах М. Горького» в 11 классе гуманитарного отделения БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей».

Данный урок является вторым в системе уроков по творчеству М. Горького. Урок представляет звено цепи уроков, раскрывающих особенности ранних рассказов писателя («Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и др.), их неоромантическую сущность: воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

Для данного урока была определена следующая образовательная цель: в ходе дискуссии на основе анализа текста рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» открыть для себя новые знания, а именно: выявить особенности ранних рассказов М. Горького; сопоставить образы Ларры и Данко и рассмотреть проблему героя в произведении «Старуха Изергиль».

Были получены следующие результаты:

  • Предметные: обучающиеся познакомились с ранним творчеством М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль»; выявили значение термина «неоромантизм»; проанализировали данное произведение с учётом его жанрово-видовой специфики: определили особенности композиции рассказа, охарактеризовали и сопоставили основных персонажей (на данном уроке – образы Ларры и Данко), выявили авторскую позицию. Также обучающиеся работали над созданием развернутого монологического высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовали в диалоге по поводу прочитанного.
  • Метапредметные: обучающиеся учились организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций, аргументировать и отстаивать своё мнение; также для решения учебных задач обучающиеся учились создавать и применять модели и схемы, а также учились соотносить содержание литературного произведения с музыкальными и изобразительными произведениями искусства.
  • Личностные: обучающиеся получили возможность научится вести коммуникативную деятельность, устанавливали связь между целью своей деятельности и её мотивом; также могли уяснить для себя некоторые уроки нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Структура урока определялась требованиями ФГОС ООО. Он включал в себя следующие этапы.

  1. Организационный.
  2. Вводно-мотивационный (Этап мотивации к учебной деятельности. Самоопределение).
  3. Целеполагание.
  4. Составление плана, стратегии по разрешению затруднений для достижения целей.
  5. Открытие новых знаний (работа творческих групп).
  6. Этап рефлексии учебной деятельности.
  7. Домашнее задание.

При проведении урока были использованы современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО:

1. Использование ИКТ (мультимедийной презентации) способствовало повышению мотивации обучения, созданию положительного настроя, активизации самостоятельной деятельности учащихся. Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести любую информацию. Она дала возможность четко, ярко, быстро и интересно подать необходимую информацию, оживить материал и упростить восприятие, быстро ознакомить с наиболее важной информацией.

2. Технология проблемного обучения на этапе постановки учебной задачи способствовала развитию познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся.

3. Технология опережающего вопроса была использована на этапе постановки учебной задачи (обучающиеся рассуждали о возможной постановке знака препинания), что позволило на уроке подключить всех учеников, приковывая внимание к анализируемому тексту, к проблеме как интриге, которую необходимо разрешить в конце урока. Данная технология позволила придать уроку структурную четкость и завершенность.

4. Технология интегрированного обучения была использована во время работы творческих групп. Учащимся было предложено задание соотнести образ анализируемого героя (Ларры или Данко) с музыкальным произведением или произведением изобразительного искусства.

5. Технология дифференцированного обучения на этапе дачи домашнего задания помогла обучающимся выбрать себе задание «по силам», чтобы каждый ученик имел возможность самостоятельно выполнить задание соответствующего уровня трудности.

6. Технология работы с картой-схемой урока. Карта-схема урока позволила учащимся структурировать изученный материал, составить модель композиции произведения, быстро и чётко оформлять записи во время урока.

В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая, работа учащихся. Наиболее эффективной оказалась групповая, потому что обучающимся была предоставлена возможность распределить задания, проявить фантазию и креативность.

Данный урок в соответствии с ФГОС ООО был построен на основе системно-деятельностного подхода, который заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Особое внимание на данном уроке уделялось заданиям, направленным на формирование исследовательских умений обучающихся. Например, было дано индивидуальное задание: «Найдите в рассказе «Старуха Изергиль» общее введение (своеобразную увертюру) и эпилог к каждой из легенд. Какие «составляющие» постоянны во всех увертюрах? Проанализируйте их».  Или одна из групп работала над следующим заданием: «Покажите на первых пяти повествовательных периодах рассказа (абзацах), как совершается переход от реального мира к легендарному, от действительности к сказке. Возвращение к реальности (обратное движение) раскройте, анализируя последние два абзаца рассказа». Подобные вопросы и задания стимулируют учащихся к внимательному, вдумчивому чтению изучаемого произведения, заставляют обращать внимания на детали, которые нельзя заметить при поверхностном прочтении.

Работа над рассказом «Старуха Изергиль» была продолжена на следующем уроке, где в центре внимания был образ самой старухи, а также данное произведение было сопоставлено с другими неоромантическими рассказами М.Горького.