Класс: 11.
Место урока в образовательном процессе: данный урок проводится в системе подготовки к итоговому сочинению
Цели урока:
Образовательные:
- выделить связи между понятиями «свобода» и «ответственность» на примере художественных произведений, рассматриваемых на уроке;
- совершенствовать умение анализировать и интерпретировать художественные произведения;
- совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы.
Развивающие:
- обеспечить условия для развития умения дискутировать и достигать согласия в поиске решения проблемы;
- создать условия для развития умения сопоставлять, сравнивать, обобщать, устанавливать ассоциативные связи, делать выводы;
- развивать речь, умение творчески подходить к решению практических задач;
- создать условия для развития образного и логического мышления
Воспитательные:
- способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса;
- воспитание читателя, имеющего потребность в чтении как в средстве познания мира и самого себя
Тип урока: урок-дискуссия.
Формы работы обучающихся: групповая.
Время реализации урока: 60 минут.
Метод обучения: словесный, проблемный, исследовательский.
Технологии: технология критического мышления, система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека, ИКТ.
Оборудование: художественные тексты, компьютерная презентация с афоризмами, интерактивная доска.
Планируемые результаты:
Личностные:
- владение навыком сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни.
Предметные:
- знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование обучающихся;
- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка;
- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
- владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
- умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий;
- владение языковыми средствами : умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
Пояснительная записка
В рамках подготовки к итоговому сочинению после изучения произведений М.Горького «Песня о Соколе» и «Старуха Изергиль», а также сказки-притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливигстон», рассмотренной на уроках внеклассного чтения, проводится урок-дискуссия. Подробный анализ художественных текстов был проведён ранее. Все эти произведения объединяет слово «свобода». Выбранные книги помогают решить проблемный вопрос, актуальный во все времена: может ли быть свобода без ответственности? Конечно, в историко-культурном контексте и контексте творчества писателя. Главными аргументами в дискуссии должны быть цитаты из текста. Своеобразными переходами от вопроса к вопросу я взяла афоризмы¸ которые способствуют проведению дискуссии на уровне глубоких раздумий философов, писателей, общественных деятелей: « Нет ни одного человека, который не любил бы свободы; но справедливый человек требует её для всех, а несправедливый - лишь для себя» (Л.Берне ), «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу» (Ф.Бэкон), «Дайте мне свободу учиться, думать, верить и говорить то, что подсказывает мне моя совесть, и я предпочту эту свободу всякой другой» (Дж.Мильтон). Была проведена предварительная работа с каждой группой. Предлагались индивидуальные задания. Итогом работы стало достижение согласия в дискуссии, была сформулирована общая позиция по рассматриваемой проблеме. Планируемые результаты учебного занятия достигнуты.
Технологическая карта урока
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
I. Подготовительный этап |
Составляет план дискуссии, выявляет и формулирует проблему, определяя ряд второстепенных вопросов, которые помогают более полно раскрыть содержание темы; отбирает литературу, которую необходимо изучить учащимся в процессе подготовки. |
Читают произведения и дополнительную литературу, рекомендованную учителем |
Организационный момент |
Учитель делит класс на три группы и проводит консультации с ними (создание групп должно происходить на основе принципа взаимного обогащения, то есть в одну группу должны входить учащиеся с разным уровнем знаний и умений). |
Обсуждают вместе с учителем и формулируют правила ведения дискуссии: |
Актуализация субъективного опыта учащихся |
Даёт задание: назовите слово, которое у вас ассоциируется со словом «свобода» (используется приём « ассоциативный портрет»). |
Класс кратко записывает ассоциации. Каждый ученик создаёт свой контекст восприятия высказываний товарищей. |
Мотивирование к учебной деятельности | Учитель проговаривает все ассоциации учеников, связывая их логически.
Изучение темы начинается с диалога «ученик – учитель – ученик». |
|
II. Коммуникативный этап
Обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях; отбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы и его коррекция по необходимости. |
Начинает дискуссию со вступительного слова, в котором формулирует основную проблему занятия, обосновывает ее, а также определяет регламент выступления участников. Выстраивает с помощью вопросов магистральную линию диалога: ЧИТАТЕЛЬ – ТЕКСТ через анализ содержания произведения. Добивается семантического понимания терминов, понятий. Составляет вместе с учащимися «Энциклопедический словарь одного слова» (идея принадлежит Аксюк А.М.). Вырисовывается целостная картина слова звучащего, произнесённого, написанного, выявляются все его контекстуальные значения. Результатом подобной деятельности является осознание цельности и значимости слова. |
Учащиеся озвучивают составленный предварительно «Энциклопедический словарь слова «Свобода» по плану: - Лексическое значение слова. Дают определение слова «свобода», выделяя положительные и отрицательные признаки в толковании понятия
Работа в группах. Обсуждение вопросов. Задание обсуждают в группе в течение 10 минут, готовят сообщения, с которым выступит или кто-то один, или несколько человек. Все остальные слушают, записывают в тетради самое главное, отмечают то, с чем не согласны, что хотели бы уточнить. По окончании сообщений остальные группы могут сделать дополнения. Каждая группа может задать один-два вопроса, на которые должны быть даны полные аргументированные ответы. Вопросы для 1 группы: Вопросы для 2 группы: Вопросы для 3 группы: 1. В каком контексте встречается слово «свобода»? |
III. Аналитический этап Подведение итогов дискуссии. Достижение консенсуса. Рефлексия |
В конце дискуссии обобщает предложения, высказанные группой, и подытоживает все достигнутые выводы и заключения. Затем сравнивает достигнутый результат с исходной целью (как удалось продвинуться), оценивает, насколько решение является групповым. Если общее решение не достигнуто, предлагает, что можно сделать для того, чтобы результат устроил всех, а если проблема не решена полностью - ориентирует на следующее обсуждение (предлагает задание, намечает срок). Педагог принимает групповое решение вместе с участниками, подчеркивает вклад каждого участника в обсуждение, благодарит каждого. |
Оценивают в целом, чего они достигли на занятии, какие открытия для себя совершили при помощи писателя и его произведения соотносят прочитанное и продуманное с современной жизнью. |