Технологическая карта урока литературы в основной школе с учетом дифференцированного подхода к обучению

Разделы: Литература


Триединая задача:

  • Образовательные задачи урока: проанализировать рассказ «вслед за автором», познакомить учащихся с контрастом, как литературным приёмом, позволяющим раскрыть идею рассказа.
  • Воспитательные задачи урока: воспитание позитивного отношения к полученной информации, аккуратности при выполнении работы, воспитание чувства человечности, умения разграничивать понятия бесчеловечности и жестокости, несправедливости и честности.
  • Развивающие задачи урока: тренировать учащихся в изложении эмоционально-оценочного высказывания.

Класс – 8

Тип урока – изучение нового учебного материала.


п/п
Аспекты учебной деятельности Уровень литературного развития учащихся Аргументация целесообразности учебной деятельности
низкий средний высокий
1 Методы обучения устное сообщение учителя, самостоятельная работа, устное и письменное сообщение учащегося, мотивация, побуждение к поиску, эвристический (частично-поисковый) анализ и логическое доказательное мышление, мотивация, побуждение к поиску, эвристический (частично-поисковый), проблемный сочетание разных методов обучения на уроке позволяет достичь целей, поставленных учителем. Даёт возможность учащимся с разным уровнем литературной подготовки понять основную идею рассказа.
2 Вопросы -от чьего имени ведётся повествование в рассказе?

-перечислите всех персонажей рассказа;

-каковы ваши впечатления от бала?

-на какие эпизоды делится рассказ?

-какие художественные средства использует автор, чтобы вызвать такое настроение у читателя? Какие художественные детали бала связаны со второй частью рассказа?

-каково настроение героя?

-как автор и другие персонажи характеризуют Ивана Васильевича?

-какое чувство испытывает Иван Васильевич к Вареньке, её отцу и всем людям на балу и дома?

-какая проблема поднимается в самом начале рассказа? – как вы думаете, как будут развиваться события дальше? почему?

-как будут меняться, в связи с этим, ощущения героя? почему?

-как передано психологическое состояние полковника и Ивана Васильевича?

данные вопросы позволят учащимся проанализировать текст, учителю добиться выполнения поставленных целей. Вопросы скорректированы для каждой группы учащихся, не должны вызвать затруднения, поэтому урок пройдёт эмоционально и эффективно.
3 Повторяемый материал выразительное чтение, умение работать с текстом составление таблицы, строение рассказа составление таблицы, характеристика персонажа, проблемные вопросы умение пользоваться текстом, составлять таблицы, характеризовать героев по плану уже знакомая учащимся работа, постоянное возвращение способствует более эффективному восприятию и истолкованию данного рассказа.
4 Внутрипредметные связи доказать, что «После бала» – рассказ (теория литературы). работа с отрывками из дневников Толстого. рассмотрение конкретного рассказа в контексте творчества данного писателя. в ходе изучения рассказа повторяются и закрепляются понятия: рассказ, антитеза, проходит работа с дневниками автора, с тем, что рассказ имеет жизненную основу.

 

5 Межпредметные связи литература и история, литература и музыка. литература и история, музыка, ИЗО литература и история, музыка, ИЗО на протяжении изучения литературы идёт интеграция с историей. В рассказе необходимо увидеть «…он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки», поразмышлять о «двух Россиях Толстого». При обсуждении описания природы, экзекуции в рассказе невозможно обойтись без краски и музыки. Здесь необходимо показать контрастность музыки и красок.
6 Самостоятельная работа нахождение в тексте ответов на вопросы, выполнение творческой работы провести наблюдения за текстом, выписать ключевые слова из эпизодов: «на балу», описание поведения полковника, сделать выводы, выполнение творческой работы провести наблюдения за текстом, выписать ключевые слова из эпизодов: «после бала», описание поведения полковника, сделать выводы, выполнение творческой работы, аналитическая беседа. умение сравнивать стимулирует развитие воображения учащихся, их ассоциативного мышления. Сравнение эпизодов «на балу» и «после бала» выводит на понятие: контраст как литературный прием, используемый автором для передачи идеи рассказа.
7 Контроль и обратная связь составление цитатного плана рассказа. Тест на знание текста, главных действующих лиц творческая работа «Изображая человека, Толстой никогда не был прямолинейным. Он стремился показать его «текучесть». Как показан полковник в рассказе?» творческая работа «Есть ли прямой ответ на поставленную в начале рассказа проблему: человек или среда (общество Николаевской эпохи) порождает зло?» такие виды работы дают учителю картину восприятия и понятия текста учащимися с разным уровнем литературной подготовки.
8 Планируемые результаты ответы на вопросы составление таблицы, выводы оставление таблицы, выводы выполнение целей урока
9 Формы организации учебной деятельности сочетание общеклассных и индивидуальных групповая, общеклассная, индивидуальная групповая, общеклассная, индивидуальная современный урок предполагает использование разных форм работы на уроке. На данном уроке используется работа в разноуровневых группах, что даёт возможность каждому ученику понять замысел, идею рассказа, вовлечь в увлекательную деятельность даже слабых учащихся.
10 Домашнее задание подготовить 5 вопросов по рассказу. дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Была ли у Ивана Васильевича любовь, если после сцены на плацу она «пошла на убыль»? напишите сочинение-рассуждение на тему: «Современно ли произведение Л.Н.Толстого «После бала»? учащиеся выполняют домашнее задание по уровням, но если захотят, могут выполнить задания более высокого уровня. Учащиеся учатся сами определять, что им интересно, что по силам. Это снимает негативный эффект и развивает навыки самооценки.