Триединая задача:
- Образовательные задачи урока
Класс – 8
Тип урока – изучение нового учебного материала.
№ п/п |
Аспекты учебной деятельности | Уровень литературного развития учащихся | Аргументация целесообразности учебной деятельности | ||
низкий | средний | высокий | |||
1 | Методы обучения | устное сообщение учителя, самостоятельная работа, устное и письменное сообщение учащегося, | мотивация, побуждение к поиску, эвристический (частично-поисковый) | анализ и логическое доказательное мышление, мотивация, побуждение к поиску, эвристический (частично-поисковый), проблемный | сочетание разных методов обучения на уроке позволяет достичь целей, поставленных учителем. Даёт возможность учащимся с разным уровнем литературной подготовки понять основную идею рассказа. |
2 | Вопросы | -от чьего имени ведётся повествование в
рассказе? -перечислите всех персонажей рассказа; -каковы ваши впечатления от бала? -на какие эпизоды делится рассказ? |
-какие художественные средства использует
автор, чтобы вызвать такое настроение у читателя? Какие художественные
детали бала связаны со второй частью рассказа? -каково настроение героя? -как автор и другие персонажи характеризуют Ивана Васильевича? -какое чувство испытывает Иван Васильевич к Вареньке, её отцу и всем людям на балу и дома? |
-какая проблема поднимается в самом начале
рассказа? – как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
почему? -как будут меняться, в связи с этим, ощущения героя? почему? -как передано психологическое состояние полковника и Ивана Васильевича? |
данные вопросы позволят учащимся проанализировать текст, учителю добиться выполнения поставленных целей. Вопросы скорректированы для каждой группы учащихся, не должны вызвать затруднения, поэтому урок пройдёт эмоционально и эффективно. |
3 | Повторяемый материал | выразительное чтение, умение работать с текстом | составление таблицы, строение рассказа | составление таблицы, характеристика персонажа, проблемные вопросы | умение пользоваться текстом, составлять таблицы, характеризовать героев по плану уже знакомая учащимся работа, постоянное возвращение способствует более эффективному восприятию и истолкованию данного рассказа. |
4 | Внутрипредметные связи | доказать, что «После бала» – рассказ (теория литературы). | работа с отрывками из дневников Толстого. | рассмотрение конкретного рассказа в контексте творчества данного писателя. | в ходе изучения рассказа повторяются и
закрепляются понятия: рассказ, антитеза, проходит работа с дневниками
автора, с тем, что рассказ имеет жизненную основу.
|
5 | Межпредметные связи | литература и история, литература и музыка. | литература и история, музыка, ИЗО | литература и история, музыка, ИЗО | на протяжении изучения литературы идёт интеграция с историей. В рассказе необходимо увидеть «…он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки», поразмышлять о «двух Россиях Толстого». При обсуждении описания природы, экзекуции в рассказе невозможно обойтись без краски и музыки. Здесь необходимо показать контрастность музыки и красок. |
6 | Самостоятельная работа | нахождение в тексте ответов на вопросы, выполнение творческой работы | провести наблюдения за текстом, выписать ключевые слова из эпизодов: «на балу», описание поведения полковника, сделать выводы, выполнение творческой работы | провести наблюдения за текстом, выписать ключевые слова из эпизодов: «после бала», описание поведения полковника, сделать выводы, выполнение творческой работы, аналитическая беседа. | умение сравнивать стимулирует развитие воображения учащихся, их ассоциативного мышления. Сравнение эпизодов «на балу» и «после бала» выводит на понятие: контраст как литературный прием, используемый автором для передачи идеи рассказа. |
7 | Контроль и обратная связь | составление цитатного плана рассказа. Тест на знание текста, главных действующих лиц | творческая работа «Изображая человека, Толстой никогда не был прямолинейным. Он стремился показать его «текучесть». Как показан полковник в рассказе?» | творческая работа «Есть ли прямой ответ на поставленную в начале рассказа проблему: человек или среда (общество Николаевской эпохи) порождает зло?» | такие виды работы дают учителю картину восприятия и понятия текста учащимися с разным уровнем литературной подготовки. |
8 | Планируемые результаты | ответы на вопросы | составление таблицы, выводы | оставление таблицы, выводы | выполнение целей урока |
9 | Формы организации учебной деятельности | сочетание общеклассных и индивидуальных | групповая, общеклассная, индивидуальная | групповая, общеклассная, индивидуальная | современный урок предполагает использование разных форм работы на уроке. На данном уроке используется работа в разноуровневых группах, что даёт возможность каждому ученику понять замысел, идею рассказа, вовлечь в увлекательную деятельность даже слабых учащихся. |
10 | Домашнее задание | подготовить 5 вопросов по рассказу. | дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Была ли у Ивана Васильевича любовь, если после сцены на плацу она «пошла на убыль»? | напишите сочинение-рассуждение на тему: «Современно ли произведение Л.Н.Толстого «После бала»? | учащиеся выполняют домашнее задание по уровням, но если захотят, могут выполнить задания более высокого уровня. Учащиеся учатся сами определять, что им интересно, что по силам. Это снимает негативный эффект и развивает навыки самооценки. |