Тема урока: « Мысль семейная» в романе А.С.Пушкина « Капитанская дочка».
Тип урока: заключительный урок по роману.
Цели:
- Опираясь на анализ отдельных глав, эпизодов, образов, произведённый на предыдущих уроках, добиться целостного восприятия и осмысления романа под углом зрения выбранной темы:
- Продолжить обучение анализу произведения и работу по развитию речи учащихся, выразительному чтению; работа с текстом произведения на уроке;
- Воспитание семейных ценностей.
№ |
Аспекты учебной деятельности. |
Низкий уровень развития учащихся. |
Средний уровень развития учащихся. |
Высокий уровень развития учащихся. |
Аргументация целесообразности учебной деятельности. |
1. |
Методы обучения. |
Репродук- |
Частично- |
Проблем- |
Тех. карта урока разработана для слабого класса, поэтому данные методы целесообразнее. |
2. |
Вопросы. |
|
|
|
Данные вопросы позволят учителю продолжить анализ текста, добиться выполнения поставленных целей и задач, не являются слишком трудными для учащихся данного класса, поэтому урок пройдёт эмоционально и эффективно. |
3. |
Повторяемый материал. |
Выразитель ное чтение стихотворений; текст романа. |
Высказывания Достоевского о Пушкине; Текст романа. |
Понятие антитезы; интерес Пушкина к истории; текст романа. |
|
4. |
Внутрипредметные связи. |
Стихотворения Пушкина о семье, о доме. |
Высказывания Пушкина о семье, о доме. |
Повесть Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь». |
Так как урок по этому произведению последний (остался урок котрольный), то |
5. |
Межпредмет -ные связи. |
История |
История |
История, обществознание. |
На протяжении всех уроков по роману «Капитанская дочка» идет интеграция литературы и истории. А при обсуждении понятия семьи затрагиваются некоторые темы по обществознаниию |
6. |
Самостоятельная работа. |
Нахождение в тексте ответов на вопросы, заполнение табл., выполнение творческой работы. |
Сжатый пере –сказ, заполнение таблицы, выполнение творческой работы. |
Аналитическая беседа, заполнение таблицы, выполнение творческой работы. |
В течение урока учащиеся работают над вопросами, заполняют таблицу, в группах выполняют творческие работы. |
7. |
Контроль. |
Тв/р. Какой смысл вкладывает Пушкин в слово дом? |
Тв/р. В произведении неоднократно изображается дорога. Охарактеризуйте образ дороги. |
Тв/р. Какую роль играет природная стихия в произведении? |
Творческая работа оценивается дифференцированно. |
8. |
Планируемые результаты. |
Уч-ся должны усвоить роль семьи в воспитании. |
Уч-ся систематизируют свои знания по творчеству А.С.Пушкина. |
Расширят представление о мысли «семейной» и «народной» |
Выполнение целей урока. |
9. |
Формы организации учебной деятельности. |
|
|
|
Современный урок предполагает использование разных форм работы на уроке. На данном уроке используется работа в разноуровневых группах. Учащиеся в группе не только выполняют творческую работу, но и готовят ответы на вопросы своего уровня. |
10. |
Домашнее Задание. |
Ответить на вопрос: «Что такое семья? На чём она держится?» |
Дайте развёрнутый ответ на вопрос:«Какие христианские истины утверждает Пушкин, как православный христианин?» |
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Современно ли произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка»? |
Учащиеся выполняют по уровням, но ели хотят, то могут выполнить задание более высокого уровня. |