Технологическая карта урока чувашской литературы на основе дифференцированного обучения (по рассказу Марфы Трубиной "Курица и кошка"). 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (по Конаржевскому Ю.А.).

Цели:

  • Опираясь на анализ рассказа, произведённый на предыдущем уроке, добиться целостного восприятия и осмысления рассказа под углом зрения выбранной темы.
  • Продолжить обучение анализу произведения и работу по развитию речи обучающихся, выразительному чтению; работа с текстом произведения на уроке.
  • Воспитание положительного отношения к животным.

Аспекты учебной деятельности.

Низкий уровень развития обучающихся.

Средний уровень развития обучающихся.

Высокий уровень развития обучающихся.

Аргументация целесообразности учебной деятельности.

1. Методы обучения Репродуктивный Частично-
поисковый
Проблемный Технологическая карта урока разработана для  класса с разными уровнями знаний, поэтому данные методы целесообразнее.
2. Вопросы 1. Назовите главных героев произведения.
2. Сколько цыплят вылупилось у курицы?
3. Почему кошка зашла в дом?
4. Сколько котят появилось у кошки?
5. Составьте солнечный кластер (курица (что делает?)
1. Что вы можете сказать о матери главного героя произведения?
2. Дайте характеристику девочке (главному герою). (Занесите в таблицу).
3. В чем вина девочки? Почему переживает ее мать?
4. Почему мать закрыла курицу в сарае?
5. Составьте солнечный кластер (кошка (какая?)
1. Как называется произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу?
2. Как называется повествование о явлениях жизни (личной или общественной), свидетелем которой был автор?
3. Это рассказ является автобиографическим произведением или воспоминанием?
4. Почему в рассказе нет имен главных героев? Обоснуйте свой ответ.
5. Составьте солнечный кластер (девочка (кто?)
Данные вопросы позволят учителю продолжить анализ текста, добиться выполнения поставленных целей и задач, не являются слишком трудными для обучающихся данного класса, поэтому урок пройдёт эмоционально и эффективно.
3. Повторяемый материал Выразительное чтение рассказа; текст рассказа. Высказывания о Марфе Трубиной; текст рассказа. Понятие автобиографического произведения и воспоминания; интерес Марфы Трубиной к животным; текст рассказа. Данные задания позволят обучающимся расширить свои знания.
4. Внутрипредметные связи Рассказ Лидии Сарине «Прославил московских кошек» («Мускав кушакeсене чапа кaлартaм»). Пословицы о животных. Высказывания писателей о животных. Так как урок по этому произведению предпоследний (остался урок по рассказу Георгия Орлова «Воробей» («Cерcи»), то необходимо повторить других авторов главы «Животные – наши друзья» («Чeр чунсем – пирeн туссем»), вспомнить произведения других авторов.
5. Межпредметные связи Биология ИЗО Обществознание На протяжении всего урока по рассказу «Курица и кошка» идет интеграция урока чувашской литературы и уроков биологии, ИЗО, обществознания.   
6. Самостоятельная работа Нахождение в тексте названий домашних птиц и домашних животных, распределение по группам, заполнение таблицы, выполнение творческой работы. Составление 7 вопросов  к рисунку в виде викторины, заполнение таблицы, выполнение творческой работы. Анкетирование обучающихся, заполнение таблицы, выполнение творческой работы. В течение урока обучающиеся работают над вопросами, заполняют таблицу, в группах выполняют творческие работы.
7. Контроль Тв/р. Какие виды домашних птиц и домашних животных существуют? Тв/р. Что бы вы добавили к рисунку? Сопоставьте рассказ и рисунок. Тв/р. Какие выводы можно сделать по итогам анкетирования? Творческая работа оценивается дифференцированно.
8. Планируемые результаты Обучающиеся должны усвоить роль животных в человеческой жизни. Обучающиеся систематизируют свои знания по рассказу Марфы Трубиной. Обучающиеся расширят представление о животном мире. Выполнение целей урока.
9. Формы организации учебной деятельности Фронтальная беседа. Работа в группе с творческим заданием. Фронтальная беседа. Работа в группе с творческим заданием. Фронтальная беседа. Работа в группе с творческим заданием. Современный урок предполагает использование разных форм работы на уроке. На данном уроке используется работа в разноуровневых группах. Обучающиеся в группе не только выполняют творческую работу, но и готовят ответы на вопросы своего уровня.
10. Рефлексия 1.Что нового вы узнали для себя сегодня на уроке?
2. Нарисуйте свое настроение смайликом.
1. Какие выводы можно сделать по итогам сегодняшнего урока?
2. Напишите свое настроение одним словом и наклейте на «Дерево настроения».
1. В чем главная мысль рассказа М.Трубиной «Курица и кошка»?
2. Выразите свое настроение 3 предложениями.
Обучающиеся подводят итоги урока по уровням, при желании могут выбрать задание более высокого уровня.
11. Домашнее задание Нарисуйте сюжетные картинки к рассказу М.Трубиной «Курица и кошка». Составьте тройной дневник по рассказу М.Трубиной «Курица и кошка». Напишите эссе (сочинение-рассуждение) на тему «Роль домашних животных в жизни человека». Обучающиеся выполняют задания  по уровням, при желании могут выполнить задание более высокого уровня.

Приложение

Характеристика героя произведения

№ п/п

Критерии оценивания

Главный герой

1

портрет

 

2

деятельность

 

3

черты характера

 

4

поведение и поступки

 

5

мечты

 

6

характеристика автора

 

Тройной дневник

№ п/п

Основное слово

Автор пишет

Я так думаю

1.

курица

 

 

2.

кошка

 

 

3.

котята