Технологическая карта урока литературы в 7-м классе. Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма)

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: Литературные роды


Технологическая карта урока

Класс: 7.

Предмет: литература.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Вид урока: урок смешанного типа.

Цель: знакомство со структурой и особенностями учебника, повторение 3 литературных родов.

Задачи:

  • развитие умения работать с текстом и содержанием учебника;
  • совершенствование навыков работы с информацией, развитие умения выбирать главное;
  • развитие устной речи;
  • воспитание интереса к чтению.

Критерии достижения цели урока: системно-деятельностный подход, мультимедийное сопровождение.

Условия обеспечения учебной деятельности:

Учебно-методический комплекс:

  • Г.С.Меркин. Литература. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту. - М: «Русское слово - учебник», 2014. (ФГОС. Инновационная школа).
  • Ф.С.Соловьева. Методическое пособие для учителя «Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» под редакцией Г.С.Меркина. - М: «Русское слово», 2019.

Используемая технология: технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, технология дифференцированного обучения, ИКТ.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, презентация в соответствии с содержанием обучения.

Урок «Знакомство с литературой и особенностями учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма)» по тематическому планированию находится в теме 1 «Введение» и изучается в 1 четверти.

Виды УУД: личностные (Л), регулятивные (Р), познавательные (П), коммуникативные (К).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Организационный (1 мин.)

1. Приветствие учителя.
2. Проверить готовность учащихся к уроку.
3. Настроить на активную работу на уроке.

1. Поздороваться с учителем.
2. Быть готовыми к уроку.
3. В рабочих тетрадях записать число, классная работа.

- Целеполагание (Р);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р);
- самоопределение (Л)

2.

Слово учителя
(6 мин.)

1. Обозначить требования к предмету.
2. Познакомить со структурой учебника.

1. Усвоить требования к предмету.
2. Изучить и выявить структуру и содержание учебника по литературе.

- Анализ (П);
- выполнение учебного действия (Р);
- воспитание интереса к чтению (Л)

3.

Актуализация знаний (9 мин.)

1. Организовать викторину «Литература 6 класса»
(Приложение №2)

1. Участвовать в викторине, определить лучшего знатока.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);
- формулирование своего мнения (К)

4.

Физминутка
(3 мин.)

Организовать отдых детей, небольшую разминку, напомнить о правильной осанке на уроке.

Определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка):
«Снегурочка», А.С.Пушкин «Зимнее утро», Л.Н.Толстой «Бедные люди», «Царевна-лягушка», М.Ю.Лермонтов «Листок», А.И.Куприн «Тапер», А.П.Чехов «Налим».

-Знаково-символическое моделирование (П);
-смыслообразование (Л)

6.

Работа с учебником.
(9 мин.)

1. Организация исследовательской работы учеников по теме урока в группах.

1. Работая с учебником и дополнительным материалом, подготовить пересказ:
1 группа - о литературном роде «эпос».
2 группа- о литературном роде «лирика».
3 группа -о литературном роде «драма».
(Приложение №3)

-Выполнение учебного действия (Р);
Извлечение из текстов необходимой информации (П);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- развитие устной речи (К)

6.

Рефлексия деятельности
(3 мин.)

Подведение итогов, выводы по уроку.

1. Раскройте смысл высказывания А.И.Герцена «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась».
2. Оценить по пятибалльной шкале свое чтение летом.

- Рефлексия способов и условий действия (П);
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
-самооценка (Л);
-нравственно-этическая ориентация (Л)

7.

Домашнее задание (2 мин.)

Организовать дифференцированное домашнее задание:
1) «4» - подготовить на пересказ статью «Былины» - стр.8-9.
2) «5» - прочитать былину «Святогор и Микула Селянинович» (подготовить выразительное чтение) + устный ответ на вопрос №2, стр.17.

Выбрать уровень домашнего задания.

- Самоопределение и самооценка (Л)