Предмет: литература
Класс: 5
Тип урока: урок “открытия” нового знания, анализ лирического произведения.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление патриотизма и уважения к героям, осознание себя гражданином своей Родины.
Метапредметные:
- познавательные: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
- коммуникативные: формулирует собственные мысли; высказывает и обосновывает свою точку зрения; строит монологические высказывания; осуществляет совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; включается в учебный диалог с учителем, другими учащимися, участвует в общей беседе, отвечает на вопросы;
- регулятивные: принимает учебную задачу, планирует необходимые действия, действует по плану;
- личностные: стремится преодолевать собственные трудности, стремится к самооценке своих действий.
Предметные: знание содержания изучаемого произведения, умение воспринимать и анализировать текст, умение формулировать идею, проблематику произведения, умение давать характеристику героям.
Основные понятия: тема, основная мысль лирического произведения, устаревшие слова.
Межпредметные связи: история, музыка, изобразительное искусство, русский язык.
Ресурсы:
- программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; УМК: Литература 5 класс.
- учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение, 2014г.,
- фонохрестоматия, раздаточные материалы на печатной основе, толковый словарь, презентация.
Ход урока
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности ученика |
I. Организационный момент | |
Приветствует учащихся, проверяет их
готовность к уроку. Создает благоприятный
психологический настрой на работу. - Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на уроке литературы. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. |
II. Мотивация познавательной деятельности | |
- Скажите, пожалуйста, кто, по-вашему,
может называться богатырем? Какие черты
характера присущи человеку, которого вы назвали
бы богатырем? - Спасибо. |
- Богатырь – это сильный человек, который отличается храбростью, справедливостью. Богатырь мужественный. Он любит свою Родину. |
III. Актуализация необходимых знаний. Целеполагание | |
- Как вы думаете, что является предметом
гордости нашего народа? - Какие исторические события, связанные с героическим прошлым нашей Родины, вам известны? - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какой будет тема нашего урока? - Действительно, речь сегодня пойдет об историческом произведении М.Ю.Лермонтова “Бородино”. А темой урока станет “Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”. Запишите сегодняшнее число и тему урока в тетради. |
- Победы нашего народа в многочисленных
войнах. - Это Великая Отечественная войн, Отечественная война 1812 года. - О каком-то историческом событии, войне. Запись даты и темы урока в тетради. |
- Как вы думаете, какие цели мы должны
будем достичь в процессе изучения этого
стихотворения? Обратите внимание на подсказки: 1. Познакомиться с... 2. Сформулировать... 3. Выяснить, почему М.Ю. Лермонтов... - В ходе анализа текста мы должны найти ответы на вопросы: Кого и почему Михаил Юрьевич Лермонтов называет богатырями в стихотворении “Бородино”? Нужны ли богатыри в современном мире? |
1. Познакомиться с содержанием
изучаемого произведения. 2. Сформулировать тему, идею стихотворения. 3. Выяснить, почему М.Ю. Лермонтов обратился к историческим событиям прошлого, чем это произведение интересно современному читателю. |
IV. Организация познавательной деятельности | |
“Бородино” - первое стихотворение Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Какому же историческому событию оно посвящено? | Двое учеников выступают с заранее
подготовленным сообщением о Бородинском
сражении. 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу и громкую славу в случае победы. Русская армия, которой командовал М. Кутузов, понимала, что в сражении решается судьба Москвы, а значит - России. Потери русских составили 45 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, а у французов- 19 тыс. человек. Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено. Взвесив все “за” и “против”, желая сохранить армию, Кутузов приказал отступить к Москве. В то же время Бородино надломило дух наполеоновской армии, пошатнуло её уверенность в победе. И прав был генерал Ермолов, говоря: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую”. История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова. |
- Итак, какое историческое событие легло в основу данного произведения? | - Сражение под Бородино 1812 года. |
V. Выразительное чтение стихотворения. Работа в группах. Анализ текста | |
- Послушаем текст произведения
“Бородино”. Раскройте учебники на стр.151 и
следите за чтением. - Какое впечатление произвел на вас текст произведения? - А сейчас поработаем в группах. На выполнение заданий каждая группа получает 4 минуты. В ходе работы слушайте отрывок из увертюры П.И. Чайковского “1812 год”. |
Слушают аудиозапись актерского
чтения текста “Бородино” М.Ю. Лермонтова. Делятся впечатлениями. Работа в группах. |
- Да. Мы не знаем значения данных слов,
потому что они вышли из активного
словоупотребления и обозначают в большей части
такие предметы и явления, которых нет в
современной действительности. В школьном курсе русского языка вы скоро познакомитесь с такими словами, которые называются устаревшими. |
Задание 1 группы (“Лингвисты”): 1. Пользуясь “Толковым словарём русского языка”, дайте толкование лексического значения следующих слов: редут, картечь, лафет, бивак, кивер, булат, улан, драгун, басурман. 2. Почему мы не знали значения данных слов, пока не обратились к словарю? Почему М.Ю. Лермонтов использовал именно эти слова? Можно ли было их заменить другими? Задание 2 группы (“Актеры”) 1. Подготовьте выразительное чтение отрывка стихотворения наизусть (обратите внимание на смену настроений и интонаций в стихотворении). (Задание было дано в качестве домашней работы.) 2. Что заставило молодого солдата задать вопрос: “Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана”? (Желание больше узнать об истории своей страны, здоровое любопытство и обидная мысль о вынужденном оставлении Москвы, что вовсе не говорило о поражении русской армии.) Задание 3 группы (“Искусствоведы”) 1. Слушая произведение М.Ю.Лермонтова, вы обратили внимание на то, от чьего имени ведется повествование? (От лица старого солдата, который был участником героического сражения) 2. А каким вы его себе представляете? (Старый воин-артиллерист, он имел дело с пушками, на груди – ордена, он был ранен, на лице шрамы. Он очень горд за себя и за своих товарищей) 3. Рассмотрите картину В.А. Тропинина “Старый солдат” и сравните, чем похожи эти персонажи. |
- Ребята, а вы не задумались над тем, почему на службе молодой и старый солдат оказались вместе? | - Раньше в армии служили по 25 лет, потому рядом оказались старый вояка и молодой солдат. |
- А теперь все вместе выступим в роли “Литературоведов”
и продолжим анализ текста. - Почему русские войска отступали? - Какие чувства испытывали русские воины? |
- Вынуждены были отступать, чтобы
сохранить силы, армию для дальнейшего
наступления. - Безграничную любовь к своей Родине, самоотверженность, готовность русских солдат вступить в сражение, умереть за свою Родину, защищая свою землю. Воины были полны доблести, силы, сохраняли крепкий моральный дух. |
- Как ведут себя солдаты перед Бородинской битвой? | - Русские солдаты готовятся к бою, каждый занят своим делом: кто-то чистит кивер, кто-то точит штык. Деловито, без страха и суеты готовятся к бою. |
- А как ведут себя французы и почему? | - Французы ликуют. Они тоже знают, что предстоит великая битва, но они чувствуют себя победителями. |
- Чем можно объяснить наличие в тексте слов: “мы”, “наш”, “наши”, “все”? | - Так поэт говорит о безымянных героях Бородинского сражения, погибших в тяжелых боях. Это и есть русский народ. Воины отважны, самоотверженны. “И умереть мы обещали, и клятву верности сдержали”. Они единое целое. |
- Что обещали русские солдаты своему
командиру? - Удалось ли русским солдатам сдержать клятву? Найдите подтверждение в тексте. - Да, верно. Русские солдаты погибали, но не отступали назад. Бой был поистине страшный и кровопролитный. Ядра сыпались со всех сторон градом, залпы пушек и другого оружия сливались в один протяжный вой. Земля дрожала. От дыма не было видно даже солнца. Невероятные потери несли обе стороны. |
- Русские солдаты обещали умереть за
свою Родину, но не отступить ни шагу назад. - Да, удалось. На это указывают строки:
|
- Найдите в тексте описание боя и
прочитайте его. - Как и почему Михаил Юрьевич Лермонтов нарисовал эту картину боя? - На основе ваших ответов сделайте вывод, какова тема стихотворения? |
Читают отрывок со слов: “И только небо
засветилось...”. - Тяжелой, кровопролитной. Чтобы мы без труда все наглядно представили, ощутили накал того страшного боя. - Бородинское сражение. |
- Какова основная мысль произведения? | - В стихотворении звучит восхищение несокрушимой мощью русского народа, который сумел в решающий момент истории силой задержать врага. |
- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? | - Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу. |
- Какие чувства испытали вы после знакомства со стихотворением? | - Чувство гордости за свой народ и за свою Родину. Русская армия одержала нравственную победу над французами. |
- Почему М.Ю. Лермонтов обратился к историческим событиям прошлого? | - Чтобы мы, будущее поколение, равнялись на настоящих героев, какими были участники Отечественной войны 1812 года. |
- Актуально ли это произведение сегодня для современного читателя? Почему мы до сих пор “помним про день Бородина”? | - Произведение актуально, потому что
тема защиты Родины - всегда актуальна тема. Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь. |
- В начале урока мы говорили о богатырях. Так кого и почему Лермонтов называет “богатырями” в стихотворении? | - Героев Отечественной войны 1812 года. Они богатыри. Эти люди обладали огромной моральной силой. Всех их охватывает чувство патриотизма, готовность отдать свою жизнь за родину. |
- Как вы думаете, нужны ли богатыри в современном мире? | Высказывают свои мнения. |
- Выполните тестовую работу по стихотворению “Бородино” (1-2 мин.) | Выполняют тестовую работу. 1. Какой город обороняли русские войска? А) Смоленск Б) Петербург В) Москва 2. Какое поле “нашли” русские войска для сражения? А) маленькое, Б) большое, В) огромное 3. Какое укрепление было построено? А) лагерь Б) редут В) баррикада 4.До чего добрались русские на третий день? А) до ватрушек Б) до речки В) до картечи 5. У чего “прилёг вздремнуть” рассказчик? А) у буфета Б) у пушки В) у лафета 6.Завершите строчку: “...французы двинулись, как ....” А) тучи Б) кучи В) кони 7. Кто отступил, когда затрещали барабаны? А) поляки Б) басурманы В) немцы 8. “Когда б на то не божья воля, не отдали б...” А) Бородино Б) Смоленск В) Москва 9. Как обращается к рассказчику молодой солдат? А) брат Б) дядя В) друг 10. Персонаж, которому принадлежат слова: "Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой..." А) старый солдат Б) драгун В) полковник |
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | |
Домашнее задание: Написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем “В жизни всегда есть место подвигу” или “Богатыри в современном мире. Кто они?” |
Записывают домашнее задание. |
VII. Рефлексия учебной деятельности | |
- Оцените свою работу на уроке и полученное домашнее задание. | Учащиеся дают ответы. 1. На уроке я работал/а - активно / пассивно 2. Урок для меня показался - коротким / длинным 3. За урок я не - устал/а / устал/а 4. Материал урока мне был - понятен / не понятен 5. Домашнее задание мне кажется - легким/трудным - интересным / неинтересным |