Технология группового обучения на уроках литературы

Разделы: Литература


Каждый раз, приступая к изучению романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", волнуюсь: каким образом построить систему уроков, как вести разговор с девятиклассниками, чтобы не отвратить их от романа, а наоборот, надеяться на то, что они уже зрелыми читателями вернутся к нему не раз. Безусловно, автор, создавая свое детище, не предполагал, что наши 14-15-летние недоросли будут бездумно препарировать роман. Еще в своем спецкурсе "Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин" прекрасный литературовед Ю.М. Лотман, обращаясь прежде всего, кстати, к студентам–филологам, писал: "Евгений Онегин" – трудное произведение. Самая легкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчеркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского романа в стихах". Обращаясь к своим слушателям, Лотман говорил, "как далеки мы даже от простого текстуального понимания романа". Поэтому свою первоочередную задачу при изучении романа Пушкина вижу в работе над содержанием произведения. Думается, что при работе с текстом эффективнее групповой метод обучения, как один из способов учебной деятельности на уроках литературы.

Для тех, кто мало знаком с технологией группового обучения и хочет побольше узнать о нем, в методической литературе представлено много работ. Я использую рекомендации, предложенные Н.Е. Щурковой "Педагогическая технология" (М., 2005 г.)

Практика показывает, что вместе учиться прочтению, пониманию и толкованию повести или романа интереснее: ребята в группах активно обсуждают задания, дискутируют, учатся слушать друг друга, вести диалог, отстаивать свои убеждения в корректной форме. Мне кажется, не менее важно то, что в группе каждый ученик работает на уроке с текстом и вносит посильный вклад в работу группы, который оценен прежде всего его товарищами.

Работа с применением технологии группового обучения начинается с подготовительного этапа, когда класс нужно разделить на рабочие группы.

Принципы деления могут быть разными. Так, при изучении романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в 9-х классах, когда мой целью стало идейное понимание романа учениками, класс делился на 4 группы по 6 человек. Каждую группу возглавлял консультант (сильный ученик). Группа состояла из учеников разного уровня.

На подготовительном этапе ученики получают домашнее задание в виде вопросов (перечитать 1-2 главу "Евгения Онегина" и ответить на вопросы по тексту данных глав, обратиться к комментарию для разъяснения непонятных слов, выражений, сведений об упомянутых лицах, и т.д.). Задания могут быть как единые для всех групп, так и дифференцированные. Для работы над содержанием романа лучше обращаться к последним. Так для каждой группы формулируются свой круг вопросов по тексту.

Задания по 1-2 главе.

1. Опишите день молодого дворянина онегинской поры. Как воспитывался молодой дворянин онегинской поры? Можно ли назвать Онегина образованным человеком? Сопоставь с лицеистами. Как к образованности Онегина относится автор? Что для его поры в Онегине необычно? Как Автор называет Онегина? Онегин и Автор в театре. Что вы узнали о театре онегинской поры?

2. "Счастлив ли мой Евгений?" Что такое русская хандра? Какие признаки хандры и как появляются у Евгения? Как вы думаете, почему ею заболевает Евгений Онегин? Что привлекает Автора в Онегине? С какими чувствами покидает Онегин Петербург?

3. Онегин и его соседи-помещики. Семейство Лариных. История жизни матери Татьяны и Ольги. Кто из дочерей более близок матери и мог бы повторить ее судьбу? Как и почему складываются отношения Евгения с соседями – помещиками? Кого Онегин выделяет из своих соседей?

4. Ленский и Онегин. Как Автор объясняет их дружбу? На чем строится их дружба? В чем отличие восприятия дружбы Автора от Онегина? Найдите в тексте определение дружбы по-онегински. Можно ли назвать Ленского человеком онегинской поры? Докажите свой ответ. Как вы считаете, хорошо ли Ленский знает Ольгу Ларину? Как вы думаете, насколько серьезно чувство Ленского к Ольге?

На подготовительном этапе урока учитель должен объяснить ученикам правила работы в группах.

Памятка "Правила работы в группах".

1. Каждый ученик оставляет в рабочей тетради по литературе основные положения ответов учеников всех групп.

2. Каждый ученик, работая над своим вопросом, отвечает за свой участок работы и за общее дело.

3. Каждый ученик имеет право на свободный обмен мнениями.

4. Каждый ученик уважает мнение оппонента.

5. Каждый ученик проявляет терпимость к критике.

Метод группового обучения эффективно сочетается с методом проблемного обучения, поэтому хорошо начать урок с постановки проблемного вопроса, заданного всему классу. К примеру, работая над романом А.С.Пушкина "Евгений Онегин", уместно задать такой вопрос: "Можно ли назвать Евгения Онегина "героем нашего времени"?" Ответ на данный вопрос займет не один урок.

На уроке каждая группа, получая распечатанный свой круг домашних вопросов, совместно обсуждает выполненное домашнее задание. Под руководством консультанта сами ученики выбирают вопросы, которые они будут раскрывать, опираясь на текст. Предварительно ученик получивший вопрос знакомится с ответами на данный вопрос домашнего задания у участников своей команды добавляя в случае необходимости изменения или дополнения в свой ответ.

Роль учителя на этом этапе урока заключается в обеспечении режима "саморегуляции" в работе групп. Он наблюдает за подготовкой к ответам учащихся и может оказать помощь при необходимости, если у кого-то возникли трудности или вопросы. Подходя по очереди к каждой группе, учитель задает наводящие вопросы, рекомендует четче формулировать выводы, но не диктует, а лишь помогает ученику найти ответ.

Существенно меняется роль учителя, использующего метод группового обучения. Он становится координатором, консультантом. У каждой группы на партах обязательно лежит памятка "Правила работы в группах", которая еще раз напоминает выступающим о поведении во время работы в группе.

После 7-10-минутной подготовки в группах учеников к ответам они выступают перед классом. Публичное выступление каждого ученика является обязательным условием оценивания работы всей группы. Каждая группа внимательно слушает своих товарищей, конспектируя основные положения выступления, дополняя и исправляя ответы и подводя итог. Чтобы убедиться в прочтении учащимися нужных глав романа, каждой группе дается задание придумать вопрос по теме другой команде.

На последний, заключительный этап групповой работы на уроке, где выявляется и оценивается роль каждого ученика в групповой работе, отводится 3-4 минуты. У каждой группы на столах лежат "Листы учета работы ученика на уроке", ребята в группах самостоятельно заполняют их, обсуждая с учителем оценки каждого члена группа. Учитель благодарит всех за хорошую работу, либо соглашается с выставленной оценкой, комментируя ее, либо корректирует выставленную в группе оценку, объясняя свою позицию.

Лист учета работы ученика на уроке

Группа консультанта Яковлева

Список группы Ответ Обобщение Добавление Домашнее задание Доклад Рецензия на ответ Подбор цитат Чтение наизусть Презентация Оценка за урок
Серенко Юля 4 0 1 +   1       3
Смирнова Катя 3 4 2 +     2     4
Петрова Ира 4 3 1 +   1 1     4
Сидоров Вася 3 0 1 +   1 1     3
Соколов Денис 5 4 2 +   1       5
Яковлев Дима 5 4 2 +   1       5

Оценки учеников за урок не являюся итогом механического сложения баллов.

Шкала оценок и пояснения:

Ответ – оценивается из пяти баллов

Обобщение – оценивается из четырех баллов

Добавление – оценивается из двух баллов

Доклад – оценивается из пяти баллов

Презентация – оценивается из пяти баллов

Чтение наизусть – оценивается из пяти баллов

Рецензия на ответ – оценивается из 1 балла

Подбор цитат – оценивается из двух баллов

Баллы, на основе которых ставится поурочная оценка каждого ученика в группе. Возможно большое число сочетаний баллов. Определяющими для итоговой оценки являются баллы за ответ и за обобщение.

Наличие домашнего задания обязательно. Без него работа ученика на уроке не оценивается.

Такая форма познавательной активности учеников, как работа в группах, эффективна в процессе организации любого типа урока литературы. Она создает благоприятные условия для формирования читательской компетенции, умения вести диалог и творчески мыслить.