Технология адаптивного урока литературы

Разделы: Литература


Первый этап урока. Подготовка и введение в состояние деловой игры (деловой театр).

Педагог-психолог (роль психолога можно доверить ученику, интересующемуся психологией), на данном уроке это был учитель литературы. Психолог сообщает о своеобразии такого “жанра” делового театра, как психодрама: это создание ситуации потрясения, переживания снова в подробностях жизненной драмы, стресс-фактора с целью преодоления страха, освождения от психологического груза и приобретения душевного очищения или духовного возрождения. Своеобразную психодраму при создании произведения пережил сам автор. Лесков вспоминает, что когда писал “Леди Макбет”, то “под влиянием взвинченных нервов и одиночества чуть не доходил до бреда”. “Мне становилось временами невыносимо жутко, волос поднимался дыбом, я застывал при малейшем шорохе… Это были минуты, которые мне не забыть никогда. С тех пор избегаю описания таких ужасов”, - писал он.

Ввод в игру. Представление проблемных групп:

“Артисты”

“Литературный критик”

“Исследователи”

“Художники”

“Аналитики”

“Представители уголовной палаты”

“Жители города Мценска”

“Экспертная группа”

Инструктаж-консультация: режим деятельности, коррекция планов и выяснение путей достижения целей занятия, приёмов продуктивной работы:

Группы работают с художественным текстом согласно домашнему заданию.

Всем участникам деловой игры предлагается оказаться в городе Мценске в шестидесятые годы девятнадцатого века и представить себя в заданной роли.

Каждый из ребят, представитель группы, имеет право задать интересующий вопрос и право на собственное, отличающееся от других мнение, обязательны аргументы при изложении точки зрения.

Экспертная группа сообщает критерии оценки, максимальное количество баллов, которые можно получить.

Второй этап урока. Выступление “литературного критика”.

Повесть (сам автор называл работу очерком) впервые была опубликована в журнале “Эпоха” в 1865 году под заголовком “Леди Макбет Мценского уезда”. Странность названия лесковского произведения проявляется в столкновении понятий из различных стилистических пластов. Ассоциация с сюжетом трагедии Шекспира и преступление в глухом провинциальном городе Орловской губернии – так автор расширяет масштабы происходящего в произведении.

Город Мценск – промышленный центр, в то время имел 40 небольших заводов и фабрик, и люди уезда в основном знали друг друга и хорошо представляли образ жизни, интересы и характеры своих земляков. По замыслу писателя это произведение должно открывать серию из 12 очерков исключительно женских образов, и интерес к женским характерам сохранился у Лескова на всю жизнь.

Русская женщина, возведённая на пьедестал Тургеневым, Некрасовым, и вдруг …убийца. Слова автора: “Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, хотя бы много лет ни прошло со встречи, о них никогда не вспомнишь без душевного трепета” - конкретизируют тему произведения.

Межгрупповая дискуссия.

Психолог предлагает определить цель урока группе “аналитиков”.

“Аналитики” просят литературного критика конкретизировать тему и предложить проблемный вопрос урока. (Тема трагизма судьбы женщины, ослеплённой безумной страстью. Дорога к духовной и физической смерти сильной натуры. Загадка женской души.)

Возможные вопросы в процессе урока-полилога:

Кто является режиссёром мценской трагедии?

Вам не кажется парадоксом ситуация: женщина, мечтавшая о ребёнке, “неродица”, так равнодушна к своему сыну, отцом которого является любимый Серёженька?

Как вы думаете, почему мы не сравниваем сегодня двух купчих, двух Катерин (Кабанову и Измайлову), героинь Островского и Лескова, хотя данные литературные параллели часто проводятся на уроках?

Что же, на ваш взгляд, является главным свойством натуры Катерины Измайловой?

По библии, закон брака: “Двое-одна плоть”. Как эти слова можно связать с эпиграфом очерка (“Первую песенку зардевшись спеть…”)?

Представьте себе, как развивались события, если бы Катерина Львовна в последний момент передумала бросаться в Волгу, захотела жить?

Третий этап урока: выступление группы “артистов” после слов психолога: “У нас есть возможность образно представить некоторых героев мценской трагедии. Это Катерина Измайлова и её любимый человек Сергей.

Театрализация эпизода – начало зарождения любви-страсти:

Катерина (одна, гуляет по купеческому саду мужа): Я бы и рада понянчиться с деточкой. Бог весь как рада, здесь скука смертная: пуховые перины и подушки… Ведь характер в девушках у меня был пылкий, любила молодца прохожего подсолнечной лузгой обсыпать. И страсть сильна была в девках. Меня даже мужчина не всякий одолевал…(Зевает и потягивается). И что это я … разевалась? Скука!

Сергей (подходит к ней, пытается обнять, заглядывает в глаза):

- Вас, я так рассуждаю, целый день на руках носить надо – и не уморишься, а только за удовольствие это будешь для себя чувствовать…

Катерина: Что же я не человек, что ли, небось, тоже устанешь…

Сергей: Ни боже мой, в Аравию счастливую бы занёс.

Катерина: А ты что же сох по мне, Серёжа? Как же ты сох? Расскажи мне про это…

Сергей: Как же не сох? Тосковал. Сердце своё булатным ножом вырезал и бросил бы к вашим ножкам!

Катерина (Радостно кружится вокруг любимого): Посмотри, Серёжа, прелесть-то какая…Яблони цветут… Ах, Серёжечка, что же ты молчишь?

Сергей: А что пустое говорить?

Катерина (Отошла, подумала, словно что-то вспомнила, говорит решительно, даже жёстко): Слушай, Серёжа,… говорят ты изменщик. Молчишь. И ежели ты, друг сердечный, изменишь меня – живая не расстанусь с тобой. (Сергей вздрогнул…)

Межгрупповая дискуссия. Диалог.

Вопросы “аналитикам” литературного критика и психолога:

Что стало основной причиной саморазрушения такой сильной и необычной личности, как Катерина?

- Бунт женщины против мертвящей обстановки купеческого быта в России в середине 60-х годов XIX века. И безумная любовь от скуки.

- Согласитесь, Катерина Измайлова, необычный характер, “пронзительный”, как пишет Лесков. Считаю, сравнивать двух героинь, двух купчих, нельзя. Невозможно, например, представить Катерину Кабанову, сжимающей своими руками шею деспотичной свекрови…

- Любовь, пусть даже простодушно-безумная, мучительная, но откуда в душе русской женщины подобная жестокость, необузданная страстность?

- Я не считаю Измайлову сильной личностью! Она постоянно выбирает лёгкий путь решения проблемы. Как крысы в амбаре, умер свёкор: постаралась сноха. А ребёнка задушить двоим взрослым – тоже несложно. Да и Сонетка против этой щуки была просто пескарик… Расправилась бы уж лучше с подлецом Сергеем, так на это духу не хватило. Легче прыгнуть самой в Волгу: никаких проблем…

- Это человека убить просто?! Что-то я тебя не совсем понимаю…

- Слушай, Яна, ты, похоже, судишь, как многие герои современных боевиков и сериалов про бандитов. А как же авторская позиция: “Почему не дрогнула рука?” (Психолог).

Четвёртый этап: выступление группы “исследователей”. Защита презентации “Почему не дрогнула рука?” (Презентация в бумажном и электронном варианте прилагается).

Вопрос к “жителям города Мценска: “Что же это? Может, в Мценске все люди – безбожники, креста на себя наложить не умеют?

Выступление данной группы: Нет, наш народ набожный, к церкви Божьей рачительный и по всему этому в свою меру художественный. Любим мы церковное пение, благолепие.

- Катерину Львовну к нам выдали замуж не по любви, девушка она была бедная, перебирать женихами не приходилось. А Измайловы - купцы крепкие, зажиточные. Зиновий Борисович всё на мельнице пропадал, там плотину прорвало, а тут приказчик Сергей (бабник и охальник) присоседился…

А в престольный праздник наша молодёжь из церкви шла. Захотели на их амуры посмотреть, ведь скверная совсем бабёнка стала, испакудилась, что уж ни бога, ни совести, ни глаз людских не боится. И увидели…Господи, к ставенке прислонившись…

- Братцы мои, голубчики! Душат кого-то здесь, душат… Видел сам, собственными глазами видел… младенец лежал…а они вдвоём душили его… (машинист)

Вопрос психолога к Катерине Измайловой:

Как же это всё случилось, сердечная?

- Мне без Сергея час лишний пережить уже невмоготу стало. И не страшно совсем… Сколько сладких сластей было поедено и чёрными кудрями на мягком изголовье поиграно… А потом, уж в тюрьме, на очной ставке …если ему охота была всё сказывать, так мне запираться нечего: я убила. И ждала этапа, чтобы увидеть Сергея и рядом быть.

Выступление представителей уголовной палаты после вопроса “Аналитиков”: Расскажите, как держались на допросах, во время следствия арестованные?

- Катерина Львовна очень мужественно, даже хладнокровно. Сначала на все вопросы отвечала только: “Я ничего не знаю, не ведаю” На очной ставке с Сергеем смотрела на него с изумлением, но без гнева, в преступлении созналась. В конце февраля Сергею и купеческой 3 гильдии вдове объявили решение: на торговой площади своего города наказать плетьми и сослать потом обоих на каторжные работы.

Вопрос жительницы города Мценска представителям суда:

- Почему не казнили Измайлиху? Столько крови на её чёрной душе!

- Смертную казнь назначали только для особо опасных государственных преступников. Данное наказание было достаточно суровым и тяжёлым, особенно для женщины.

Вопрос “аналитика”:

- Как вёл себя во время следствия Сергей, ведь он являлся режиссёром трагедии?

- Сергей, как только его привели на следственный эксперимент, при первых словах священника о Страшном Суде расплакался и чистосердечно сознался во всех преступлениях, указал место, где зарыт муж Катерины. И вообще слабым человеком, этаким слизняком оказался. Напрасно его жалели женщины во время публичной порки.

Вопрос представителя уголовной палаты Сергею:

- В тебе, Сергей, действительно проснулась совесть?

- Что мне совеститься, я её никогда не любил, а теперь … да мне стоптанный башмак Сонетки милее этой рожи кошки драной…

Заключительный этап урока. Выводы. Рефлексия.

1. “Аналитики” предлагают схему-алгоритм процесса саморазрушения личности Катерины Измайловой:

Скука – Безумная любовь – Нарушение заповеди ”Не убий” – Предательство “Серёжечки” – Неживой человек – Самоубийство.

2. Предполагаемые выводы урока:

2.1. Катерина Измайлова, главная героиня повести Лескова, сильная, страстная натура, способная как на всёпоглощающее чувство, так и на звериную жестокость хищницы-щуки.

2.2. Это не типичный женский русский характер, причины его загадки заключаются в отсутствии основ нравственности, способности к бунту и особой дерзости.

2.3. Размышления над проблемным вопросом урока “Почему не дрогнула рука?” углубляют позицию автора.

3. Актуальность адаптивного урока состоит в предостережении ребят, нашего будущего, в обращении Лескова к нам, в нашу эпоху “фонтана крови” и переполненных детских домов при живых Сонетках и Измайловых.