Литература
-
Урок литературы. И.Бунин "Господин из Сан-Франциско" 2013
Урок направлен на создание условия для определения идейного и художественного своеобразия образа времени в рассказе И.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
-
Урок литературы. Литературно-поэтический альманах "Он сердцем прост, он нежен был душою"(Жизнь и творчество В.А. Жуковского) 2005
XIX век был бурным и противоречивым. Это век расцвета романтизма. Романтическое направление в русской литературе не было однородным. Одни романтики прославляли революционную борьбу, воспевали преданность Отчизне, гражданственность. Другие - уходили в мир мечты, в мир своих чувств, переживаний. Таким был В.А.Жуковский. Страницы альманаха расскажут об этом удивительном человеке.
-
Урок литературы. Погружение в мир героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2012
Урок настраивает учащихся на внимательное прочтение произведения. Проза Достоевского - особый мир, который требует от читателя активного сопереживания, внимания к деталям, психологическим нюансам повествования. Глубокий анализ текста первой главы романа помогает учащимся почувствовать особую атмосферу мира героев Достоевского, понять их характеры, чувства, поступки, проникнуть в напряженное биение мысли автора.
-
Урок литературы. Поэма "Мцыри". Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова 2005
Разбирая язык художественного произведения, постигается идея, мировосприятие автора и персонажа, тем самым совершенствуются навыки филологического анализа текста. В процессе исследовательской деятельности формируется аналитическое и креативное мышление, развиваются исследовательские умения. Работа в творческой группе способствует развитию коммуникативных навыков, помогает учащимся реализовать свои возможности и способности.
-
Урок литературы. Проблема человека и природы в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг" 2009
Завершающий урок по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг». Цель урока: воздействуя на эмоции и чувства учащихся, показать красоту и величие тургеневского пейзажа, его смысловую и образную роль в рассказе, связать описание природы с основной проблематикой произведения.
-
Урок литературы. Рассказ О.Генри "Вождь краснокожих". 5-й класс 2012
Урок проводится после знакомства учащихся с юмористическими рассказами А.П. Чехова («Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий», «Пересолил»). В первой части занятия школьники вспоминают те художественные приемы, которые использует Чехов в своих ранних произведениях. Основная часть урока посвящена изучению некоторых страниц жизни современника Чехова, американского писателя-юмориста О. Генри и анализу его рассказа «Вождь краснокожих».
-
Урок литературы. Сказки народов мира. Арабские сказки. "Тысяча и одна ночь" 2006
Цель урока: познакомить учащихся с арабскими сказками, их своеобразным национальным колоритом и научить находить типичные черты волшебных сказок; формировать умение работать с историко-литературной статьей.
-
Урок литературы. Тема: "А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке". 5-й класс 2012
Вниманию учащихся предлагаются основные признаки явной и неявной фантастики, зачитываются отрывки из сказки А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". Исследовательская работа заключается в умении находить признаки явной и неявной фантастики в литературной сказке. Работа учащихся в группах под руководством учителя активизирует познавательную деятельность учащихся. Делается упор на анализ текста.
-
Урок литературы. Тема: "Два героя – две идеологии", по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про Ивана Васильевича…" 7-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с эпохой правления Ивана Грозного, историей создания "Песни...". Ученики определяют роль поэмы в творчестве М.Ю. Лермонтова, сопоставляют образы Кирибеевича и Калашникова, анализируют текст, выделяют языковые особенности поэмы, совершенствуют навыки могологической речи и выразительного чтения.
-
Урок литературы. Тема: "Дружба в лирике А.С. Пушкина". 9-й класс 2012
Цель урока: изучение творчества А.С. Пушкина. Познакомить учащихся с посланиями поэта, расширить представления школьников о личности А.С.Пушкина, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, развивать образное мышление; воспитывать на примере жизни поэта умение дружить. В течение урока учащиеся должны почувствовать, понять, почему изучение "Дружбы в лирике А.С. Пушкина" так актуально сегодня. У них должен проявиться интерес к творчеству поэта.
-
Урок литературы. Тема: "Изучение басни И.А. Крылова "Обоз"". 8-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с баснями И.А. Крылова, повторяет и обобщает знания о баснях, обращает внимание на язык, крылатые выражения, пословицы и поговорки.
-
Урок литературы. Тема: "Лирика иркутских поэтов". Марк Сергеев. "Колдовские превращения воды" 2010
Урок повышает интерес к интегрированию предметов: литература Восточной Сибири и ИЗО, развивает познавательные возможности обучающихся, наблюдательность, рисование по представлению, формирует умение анализировать поэтическое произведение с привлечением литературоведческих понятий.
-
Урок литературы. Тема: "Нравственный мир современника в повести В.Ф. Тендрякова "Ночь после выпуска" 2009
Литература играет важную роль в системе школьного гуманитарного образования. Учителя русского языка и литературы имеют большие воспитательные возможности для формирования духовных и нравственных качеств личности учащихся. При изучении классической и современной литературы воспитывается эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию, доброта и культура речи. Урок рекомендуется проводить в выпускном классе.
-
Урок литературы. Тема: "Образ родины в русской поэзии". 5-й класс 2013
Цель: выявить своеобразие есенинского стихотворения. Способы решения этой проблемы: анализ образного строя стихотворения, использование художественных средств, языка произведения, эмоционального настроя, фактов биографии. Язык произведения меняется от простых предложений до сложных распространенных. Центральный образ ‒ дорога. Аналогия ‒ дорога жизни. Анализ художественных средств. Ученики обращают внимание на олицетворение, метафору, инверсию, эпитеты.
-
Урок литературы. Тема: "Обучение словесному рисованию на примере стихотворения И.З. Сурикова "Зима"". 5-й класс 2012
Урок построен на основе технологии целостного мышления. Активизирует каналы восприятия на основе слухового (музыкальное сопровождение и авторская обучающая релаксация), информационного, опорного образа и вкусового образа.
-
Урок литературы. Тема: "Рассказ А.Платонова "Юшка"" 2012
Урок помогает учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя. На уроке у учащихся развиваются навыки анализа произведения, монологической речи, логическое мышление. Урок способствует воспитанию высоких нравственных качеств и интереса к произведениям А.Платонова.
-
Урок литературы. Тема: "Своеобразие поэтики и проблематики русской лирики середины XIX в." 2012
На уроке учащиеся смогут увидеть своеобразие русской лирики середины ХIХ века через сравнительную характеристику творчества замечательнейших русских поэтов Н.А. Некрасова, А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
-
Урок литературы. Тема: "Смысл названия романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"". 10-й класс 2012
Урок продолжает изучение романов русских писателей 2-й половины XIX века и открывает изучение романа И.С. Тургенева "Отцы и дети". Цель: выявить нравственную и философскую идею романа. Раскрыть смысл названия романа и выяснить его идейно-художественного своеобразие.
-
Урок литературы. Тема: "Страшное как непреодолимо ужасное и беспощадное к человеку" по повести Н.В. Гоголя "Вий" 2012
Идея разработки – постижение фантастического в творчестве Н.В. Гоголя, а так же характера и функции гротеска. Учащиеся в процессе урока составляют опорную карточку, постигают тайну философских взглядов писателя, работают над определением проблем, затронутых в произведении.
-
Урок литературы. Тема: "Художественные приемы раскрытия внутреннего мира героя" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"). 10-й класс 2012
Урок литературы построен на основе анализа отдельных эпизодов произведения. В ходе работы учащиеся размышляют над тайной имени Порфирия Головлева, дают речевую и портретную характеристику героя, наблюдают за авторскими ремарками. Звучащий в классе текст художественного произведения позволяет десятиклассникам осознать современность классики и понять, что М.Е. Салтыков-Щедрин говорит с каждым из нас, «пишет не о каком-то чудовищном человеке, стоящем особняком среди людей, а о каждом из людей».
-
Урок литературы. Тема: "Что за прелесть эти сказки!" 2-й класс 2012
Представлен урок внеклассного чтения с ИКТ. В занимательной форме проводится опрос по прочитанным произведениям.
-
Урок литературы. Тема: "Э.Успенский "Чебурашка"" (отрывок из произведения "Крокодил Гена и его друзья"). 2-й класс 2012
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством Э.Успенского; вспомнить его произведение «Крокодил Гена и его друзья».
-
Урок литературы. Умное искусство человеческого общения (по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести В.Кондратьева "Привет с фронта") 2007
Предлагается урок литературы по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" и повести В.Л. Кондратьева "Привет с фронта". Цель урока - рассмотреть особенности структуры и стилистики писем литературных героев в указанных повестях; объяснить вторжение эпистолярной формы в художественную прозу, способствовать повышению интереса учащихся к бытовому письму. Форма урока - урок-размышление по письмам литературных героев.
-
Урок литературы. Урок-спектакль "Играем жизнь"(по рассказам М.Зощенко) 2005
Урок-спектакль "Играем жизнь" - это литературный монтаж на основе художественных произведений (рассказов М. Зощенко). В основе сценария лежат: "Аристократка", "Баба", "Про Любовь", "Артист" и "Прелести культуры". Сценарий представляет собой спектакль в спектакле. Действие разворачивается на сцене и в зрительном зале. Результативность таких уроков сказывается в существенно ином понимании художественного произведения, его нравственной, идейной основы, эмоциональной яркости, психологическом комфорте, педагогике сотрудничества, навыках самообразования.
-
Урок литературы. Ю.Н. Куранов "Великая прекрасная княгиня" (8–9–е классы) 2010
Первый урок из цикла, посвящённого творчеству Ю.Н. Куранова, по его книге «Тепло родного очага». Урок построен на основе личных впечатлений учащихся от встреч с вдовой писателя З.А. Курановой на курановских чтениях и у неё дома.
-
Урок литературы: "К.Д. Воробьёв. Изображение войны в повести "Убиты под Москвой" 2013
Данный материал представляет помощь в проведении уроков по литературе при изучении произведений о Великой Отечественной войне. Изучение повести «Убиты под Москвой» можно изучать на уроках внеклассного чтения. Цели урока: знакомство учащихся с произведением К.Д. Воробьёва о Великой Отечественной войне; развивать навыки анализа прозаического текста; развитие речи учащихся; воспитание патриотизма, долга, нравственности.
-
Урок литературы: "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Идейный замысел комедии «Ревизор»" 2009
В рамках представленного в статье занятия ученики знакомятся с биографией писателя, участвуя в коллективной викторине, демонстрируют свои знания его произведений, подробно разбирают комедию "Ревизор".
-
Урок литературы: "Рассказ М. Горького "Челкаш". 8-й класс 2013
Великий мыслитель и гуманист Максим Горький актуален всегда, потому что в своих рассказах, в частности в рассказе "Челкаш", дает ответы на многие вопросы бытия: "Что такое свобода?", "Какую роль играют деньги в жизни людей?", "Как разрешаются конфликты между людьми?", "В чем смысл жизни?" и др.
-
Урок литературы: «Петр Великий» нашей литературы» (В.Г.Белинский) 2010
Урок знакомит с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова, с вкладом Ломоносова в развитие и становление системы стихосложения в русской поэзии.
-
Урок математики в 6-м классе по теме "Деление обыкновенных дробей" 2008
Представлен конспект игры "Математическое путешествие" для 6-го класса.