Урок-учебный проект по теме «Борис Леонидович Пастернак. Путь в жизни и литературе: философская глубина раздумий в стихотворениях поэта»
1. Общие сведения
Технологическая карта урока литературы разработана для обучающихся 11 класса физико-математического профиля. Выбор личностно ориентированной проектной технологии направлен на организацию самостоятельной деятельности одиннадцатиклассников, которых привлекает творчество Б.Л.Пастернака и у которых отработан алгоритм работы над учебным проектом. У данных школьников уже сформированы навыки поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, поэтому были созданы условия для самостоятельного, теоретического или практического решения значимой проблемы (со стороны учителя проводились консультации и обсуждение по запросу обучающихся). При подготовке к данному уроку прежде всего учитывалось, что метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями, поскольку системно-деятельностный подход - требование ФГОС третьего поколения. Именно при работе с учебным проектом ученики сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
2. Описание урока
На первом уроке по изучению творчества Б.Л.Пастернака одиннадцатиклассники знакомились с биографией, основными этапами жизненного и творческого пути и программными лирическими произведениями поэта. Второй и третий уроки по теме «Борис Леонидович Пастернак. Путь в жизни и литературе: философская глубина раздумий в стихотворениях поэта» представлены как сдвоенные уроки, проведённые по методу проектов.
В качестве домашнего задания для реализации учебного проекта обучающиеся получили памятки с алгоритмом для командной работы (Приложение 3), где обозначены проблемные вопросы, требующие поиск ответов в группе, паре и индивидуально. Данные вопросы составят основу следующих учебных проектов, планирующе-подготовительный этап которых осуществлялся во внеурочное время:
- Проект «Интерактивная игра к уроку «Умники и умницы» (парный проект, домашнее задание).
- Групповой проект «Своеобразие образной системы в философской лирике Пастернака» (на примере стихотворения по выбору).
- Индивидуального проект по теме: «Мир - это музыка, к которой надо найти слова»: Пастернак и музыка (индивидуальное исследование).
На втором уроке разрабатываются краткосрочные учебные проекты для развивающего контроля. При подготовке к урокам из учащихся класса создаётся экспертная группа, работающая по критериям оценивания учебных проектов (Приложение 1).
Таким образом, данные уроки - это уроки самореализации и коммуникации, создание своего продукта и его презентация.
Время проведения урока: 80 минут (два урока)
Тип урока: Урок развивающего контроля: защита проектов (краткосрочных, групповых и индивидуальных).
Основные понятия: импрессионизм, поэтический стиль, лирический сюжет, лирическая условность, лирическая тема, взаимосвязанность деталей в лирике, лирическое мышление.
Цель урока: формирование самоконтроля и развитие самоанализа у обучающихся в процессе работы над мини-проектами о жизненном и творческом пути Б.Пастернака, предполагающими самостоятельный анализ лирических произведений.
Цели-результаты предметные: к концу урока обучающиеся:
- Осмыслят неразрывное единство непростой биографии Пастернака и его мужественной поэзии.
- Обогатят своё представление об окружающем мире взглядом на него через призму философской лирики Пастернака.
- Научатся определять значение образов-символов и звучания сквозных мотивов произведений поэта.
Личностный результат: сформируется личность, владеющая проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности:
- научатся применять знания в измененной и новой ситуации, демонстрируя ИКТ-компетентность;
- обучающиеся смогут самостоятельно конструировать свои знания, ориентируясь в информационном пространстве;
- продолжится развитие критического мышления - развитие познавательных способностей ученика, основными показателями которых являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Цели - результаты метапредметные:
к концу урока у обучающихся будут закреплены презентативные умения и навыки:
- демонстрация понимания проблемы проекта, собственной формулировки целей и задач проекта для построения индивидуальной образовательной траектории;
- умение самостоятельно планировать учебную деятельность с помощью сотрудничества со сверстниками;
- умение анализировать выбор аргументации для решения проблемы (креативность и критическое мышление);
- анализ влияния различных факторов на решение проблемы и результатов;
- умение кратко, выделяя главное и второстепенное, выразительно представить свою презентацию;
- умение отвечать на незапланированные вопросы, выделяя при этом главное, и устанавливать причинно-следственные связи.
Сформируются коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения.
Сформируются умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умения коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
- умение работать в команде или в паре, сотрудничать с партнёром;
Сформируются оценочные, критические суждения на основе обобщения знаний по теме. осуществлять взаимный контроль;
Основные понятия: философская лирика, импрессионизм, лирический сюжет, лирическая условность, лирическая тема, взаимосвязанность деталей в лирике, лирическое мышление.
Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.
Этапы урока
Литература
- Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака. "Новый мир", №2, 1990.
- Борис Пастернак, Марина Цветаева. «Души начинают видеть». Письма 1922-1936 гг. М.: Вагриус, 2004.
- Ливанов В. Неизвестный Борис Пастернак. М.: Дрофа, 2002.
- Быков Д.Л. Борис Пастернак. - М.: Молодая гвардия, 2008.- 892 с - (ЖЗЛ).
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Пастернак,_Борис_Леонидович
- http://letopisi.org/index.php Метод проектов. д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО.