Технологическая карта урока по литературе с применением учебных проектов на тему «И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство» (творчество Б.Л.Пастернака)

Разделы: Литература

Ключевые слова: Б.Пастернак


Урок-учебный проект по теме «Борис Леонидович Пастернак. Путь в жизни и литературе: философская глубина раздумий в стихотворениях поэта»

1. Общие сведения

Технологическая карта урока литературы разработана для обучающихся 11 класса физико-математического профиля. Выбор личностно ориентированной проектной технологии направлен на организацию самостоятельной деятельности одиннадцатиклассников, которых привлекает творчество Б.Л.Пастернака и у которых отработан алгоритм работы над учебным проектом. У данных школьников уже сформированы навыки поисковых, исследовательских, графических и других видов работ, поэтому были созданы условия для самостоятельного, теоретического или практического решения значимой проблемы (со стороны учителя проводились консультации и обсуждение по запросу обучающихся). При подготовке к данному уроку прежде всего учитывалось, что метод проектов предполагает принципиально иную философию построения образовательного процесса через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями, поскольку системно-деятельностный подход - требование ФГОС третьего поколения. Именно при работе с учебным проектом ученики сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

2. Описание урока

На первом уроке по изучению творчества Б.Л.Пастернака одиннадцатиклассники знакомились с биографией, основными этапами жизненного и творческого пути и программными лирическими произведениями поэта. Второй и третий уроки по теме «Борис Леонидович Пастернак. Путь в жизни и литературе: философская глубина раздумий в стихотворениях поэта» представлены как сдвоенные уроки, проведённые по методу проектов.

В качестве домашнего задания для реализации учебного проекта обучающиеся получили памятки с алгоритмом для командной работы (Приложение 3), где обозначены проблемные вопросы, требующие поиск ответов в группе, паре и индивидуально. Данные вопросы составят основу следующих учебных проектов, планирующе-подготовительный этап которых осуществлялся во внеурочное время:

  1. Проект «Интерактивная игра к уроку «Умники и умницы» (парный проект, домашнее задание).
  2. Групповой проект «Своеобразие образной системы в философской лирике Пастернака» (на примере стихотворения по выбору).
  3. Индивидуального проект по теме: «Мир - это музыка, к которой надо найти слова»: Пастернак и музыка (индивидуальное исследование).

На втором уроке разрабатываются краткосрочные учебные проекты для развивающего контроля. При подготовке к урокам из учащихся класса создаётся экспертная группа, работающая по критериям оценивания учебных проектов (Приложение 1).

Таким образом, данные уроки - это уроки самореализации и коммуникации, создание своего продукта и его презентация.

Время проведения урока: 80 минут (два урока)

Тип урока: Урок развивающего контроля: защита проектов (краткосрочных, групповых и индивидуальных).

Основные понятия: импрессионизм, поэтический стиль, лирический сюжет, лирическая условность, лирическая тема, взаимосвязанность деталей в лирике, лирическое мышление.

Цель урока: формирование самоконтроля и развитие самоанализа у обучающихся в процессе работы над мини-проектами о жизненном и творческом пути Б.Пастернака, предполагающими самостоятельный анализ лирических произведений.

Цели-результаты предметные: к концу урока обучающиеся:

  • Осмыслят неразрывное единство непростой биографии Пастернака и его мужественной поэзии.
  • Обогатят своё представление об окружающем мире взглядом на него через призму философской лирики Пастернака.
  • Научатся определять значение образов-символов и звучания сквозных мотивов произведений поэта.

Личностный результат: сформируется личность, владеющая проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности:

  • научатся применять знания в измененной и новой ситуации, демонстрируя ИКТ-компетентность;
  • обучающиеся смогут самостоятельно конструировать свои знания, ориентируясь в информационном пространстве;
  • продолжится развитие критического мышления - развитие познавательных способностей ученика, основными показателями которых являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Цели - результаты метапредметные:

к концу урока у обучающихся будут закреплены презентативные умения и навыки:

  • демонстрация понимания проблемы проекта, собственной формулировки целей и задач проекта для построения индивидуальной образовательной траектории;
  • умение самостоятельно планировать учебную деятельность с помощью сотрудничества со сверстниками;
  • умение анализировать выбор аргументации для решения проблемы (креативность и критическое мышление);
  • анализ влияния различных факторов на решение проблемы и результатов;
  • умение кратко, выделяя главное и второстепенное, выразительно представить свою презентацию;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы, выделяя при этом главное, и устанавливать причинно-следственные связи.

Сформируются коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми: вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения.

Сформируются умения и навыки работы в сотрудничестве:

  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  • умение работать в команде или в паре, сотрудничать с партнёром;

Сформируются оценочные, критические суждения на основе обобщения знаний по теме. осуществлять взаимный контроль;

Основные понятия: философская лирика, импрессионизм, лирический сюжет, лирическая условность, лирическая тема, взаимосвязанность деталей в лирике, лирическое мышление.

Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.

Этапы урока

Литература

  1. Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака. "Новый мир", №2, 1990.
  2. Борис Пастернак, Марина Цветаева. «Души начинают видеть». Письма 1922-1936 гг. М.: Вагриус, 2004.
  3. Ливанов В. Неизвестный Борис Пастернак. М.: Дрофа, 2002.
  4. Быков Д.Л. Борис Пастернак. - М.: Молодая гвардия, 2008.- 892 с - (ЖЗЛ).
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пастернак,_Борис_Леонидович
  6. http://letopisi.org/index.php Метод проектов. д.п.н., проф. Полат Е.С., ИОСО РАО.