Технология индивидуализации образовательной деятельности как средство поддержки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебногопроцесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация обучения, индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.

Она предполагает проектирование педагогической деятельности на основеиндивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта).

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».

Идея: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен. В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой учитель может выделить время для индивидуальной работы с учениками, но при этом большая роль отводится самостоятельной работе обучающихся, работе в группе, команде. Данная технология может быть успешно применена при обучении одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей мигрантов, слабоговорящих на русском языке.

Новизна заключается в том, что технология индивидуализации обучения применяется при интеграции урочной, внеурочной, внеклассной работы учителя, при использовании комплекса педагогических и образовательных технологий, дающих возможность достичь планируемых результатов обучения и воспитания, в том числе при изучении русского языка как неродного в условиях полиэтнической образовательной среды.

Самыми эффективными технологиями индивидуализированного обучения, но связанными организационно с наличием класса и школы, являются следующие:

  • проектный метод;
  • технология проблемного обучения;
  • обучение в сотрудничестве;
  • технология индивидуализированного обучения Инге Унт. Разноуровневое обучение;
  • адаптивная система обучения А.С.Границкой;
  • технология «Портфолио»;
  • интегративные технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Метод проектов

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть и личным. В одних случаях учитель определяет тематику с учетом учебной ситуации по предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.

Типологическими признаками могут быть:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и пр.
  • Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
  • Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).
  • Характер контактов (индивидуальный, среди участников одного класса, школы, города, региона).
  • Количество участников проекта.
  • Продолжительность выполнения проекта.

В соответствии с первым признаком можно наметить следующие типы проектов.

Исследование - требующее хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, методов обработки результатов. Оно подчинено логике исследования и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Творческие проекты - проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома.

Ролевые, игровые проекты - это проекты, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

По предметно-содержательной области выделяются следующие два типа: монопректы и межпредметные.

Монопроекты - проекты, как правило, выполняемые в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе серии уроков. Среди них выделяются: литературно-творческие проекты, языковые (лингвистические), культуроведческие.

Межпредметные проекты - это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Они требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проекта едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как проекты, создаваемые учащимися. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключённая в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение.

Занимаясь с учащимися проектной деятельностью, педагог должен помниьт, что главный результат этой работы - формирование и воспитание личности, владеющей проектной технологией.

На современном этапе реализации ФГОС СОО особое значение придается разработке старшеклассниками индивидуальных проектов, которые являются частью учебного плана 10-11 классов. Обучающиеся выполняют проекты, связанные с выбором своей будущей профессии.

Презентация результатов проектирования проходит в разнообразных формах: показательные выступления, проведение мастер-классов учащимися, выпуск различных наглядных пособий и раздаточного материала по тематике, видеороликов. Защита проектов старшеклассниками - это особое мероприятие в школе, к нему ученики готовятся в течение 2 лет обучения, придавая этому важное значение. Проходит она в присутствии комиссии, общественности, родителей.

Обучение в сотрудничестве

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам XX столетия. Оно отражает личностно-ориентированный подход. Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разных задач обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Здесь важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Дети учатся вместе работать, учиться, творить, быть готовыми прийти друг другу на помощь.

Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Обучение в сотрудничестве рассматривается как метод обучения. Он предусматривает совокупность некоторых приемов, объединенных общей логикой познавательной и организационной деятельности учащихся, которая позволяет реализовать основополагающие принципы данного метода.

Применяемые педагогом варианты обучения в сотрудничестве.

1. обучение в командеуделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой/проблемой/вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.

Обучение в сотрудничестве сводится к трем основным принципам:

а) «награды», когда команда/группа получает одну на всех в виде балльной оценки/отметки, какого-то поощрения;

б) индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена;

в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.

Разработаны следующие варианты работы в группе.

  1. Организация обучения в сотрудничестве в малых группах предусматривает группу учащихся, состоящую из четырех человек. Группам дается определенное задание, необходимые опоры. Задание делается либо по частям (каждый ученик занят своей частью), либо последовательно (каждое последующее задание выполняется следующим учеником).
  2. Разновидностью организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность. Учитель при изучении нового материала организует групповую работу для формирования ориентировки, предлагает каждую неделю соревновательные события между командами.
  3. Другой разновидностью совместной групповой работы может служить индивидуальная работа в команде. Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, выполняя свою работу.
  4. Обучение в сотрудничестве смысловому чтению и творческому сочинению предназначено для 5-6 классов. Ученики разбиваются на пары. Пока учитель работает с одной парой, другие самостоятельно работают над текстом по плану.
  5. Другой подход в организации обучения в сотрудничестве: обучающиеся организуются в группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, состоящие в разных группах, обмениваются информацией как эксперты по вопросу. Это называется «встречей экспертов».
  6. Исследовательская работа учащихся в группах. В этом варианте акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально, либо в группах до 6 человек. Они выбирают раздел общей темы, которая намечена для изучения всем классом. Затем в малых группах она разбивается на индивидуальные задания для отдельного ученика. На основе заданий, выполненных каждым учеником, совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом.

Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам, общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения вкоманде. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь членов команды друг другу. Равные возможности предполагают, что любой ученик должен совершенствовать свои собственные достижения.

Технология индивидуализированного обучения Инге Унт. Разноуровневое обучение

Особенность методики заключается в использовании индивидуальных учебных заданий для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе.

Применяются следующие варианты индивидуализации:

  • дифференциация обучения (группировка учащихся на основе их отдельных особенностей; таким образом создаются гомогенные группы);
  • внутриклассная индивидуализация учебной работы.

На практике речь всегда идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной практике индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически, либо в каком-то виде учебной работы и интегрирована с не индивидуализированной работой.

Дифференцированное обучение - учет в образовательном процессе индивидуальных различий учащихся. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциаций.

Внутренняя дифференциация - организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своем классе. В этом случае понятие дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения. При внешней дифференциации учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные друг от друга. Какие же это признаки?

Дифференциация по общим способностям - учет общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития - памяти, мышления, познавательной деятельности. Остальные индивидуальные различия учащихся учитываются при организации внутренней дифференциации на уроке за счет соответствующих технологий обучения.

Дифференциация по частным способностям - различие учащихся по способностям к тем или иным предметам. Одни учащиеся имеют склонности к гуманитарным предметам, другие - к точным наукам. Сюда же следует отнести проблему воспитания особо одаренных детей, обучение и развитие которых представляет собой особую ответственность педагогического коллектива. Таких детей следует объединять в отдельную группу, чтобы обучать их по специальной программе.

Дифференциация по неспособностям - выделение в отдельную группу учащихся, отстающих в учебе. Сюда же следует отнести проблему обучения детей-инофонов русскому языку как неродному в условиях полиэтнической образовательной среды.

Разноуровневое обучение - организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

Практика показывает, что учителя давно осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим учащимся, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, с учетом особенностей характера.

Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой

Задачи данной технологии - обучить самостоятельной работе и самоконтролю, сформировать учения самостоятельно добывать знания, адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников.

Сущность технологии заключается в том, что на уроке учитель:

  • управляет самостоятельной работой всехобучающихся;
  • работает с каждым учеником индивидуально;
  • вовлекает по возможности всех учеников в индивидуальную работу;
  • учитывает индивидуальные особенностей каждого из учеников посредством дифференциации учебных заданий и времени их выполнения.

Например, более способные самостоятельно выполняют более сложные задания, или приступают к выполнению задания раньше (когда с остальными учитель ещё отрабатывает способ выполнения) или выполняют его быстрее.

При этом на каждом уроке осуществляется взаимодействие между следующими субъектами: ученик - ученик, ученик - учитель, учитель - коллектив учащихся, ученик - коллектив учащихся.

Технология «Портфолио ученика»

Одна из задач, определяемых ФГОС - формирование способности к рефлексии.

Важно, чтобы ученик был в состоянии адекватно оценивать свои знания, поступки, возможности. У него должна быть сформирована та или иная шкала ценностей, с которой он мог бы сверять собственные достижения в различных сферах деятельности. Кроме того, необходимо, чтобы он имел полное представление о процессе деятельности, который может привести к успешному результату. Для решения этой задачи можно использовать технологию «Портфолио».

При подготовке «Портфолио» надо сосредоточить свое внимание на следующих позициях:

  • самостоятельность мышления ученика;
  • определение временного периода создания «Портфолио» и взаимосвязь и взаимообусловленность знаний:
  • отражение собственной позиции ученика относительно представленных работ;
  • процесс решения проблем.

«Портфолио» включает в себя классные и домашние работы учащихся в течение семестра. Предполагается, что учащиеся предоставят свои «Портфолио» на конференции родителей, чтобы продемонстрировать умение думать самостоятельно, творчески применять полученные знания, давать им собственную оценку. Это больше, чем просто свидетельство их достижения. Это - возможность самостоятельно проанализировать свои успехи и поделиться самооценкой с родителями.

К «Портфолио» необходимо разработать комментарий. Комментарий, описывающий каждый из представленных на презентацию «Портфолио» материалов, должен быть вдумчивым, отражающим собственные мысли в отношении всей совокупности представленных в «Портфолио» работ.

Самое сложное в создании «Портфолио» - отбор наиболее репрезентативных работ, а также написание достаточно вдумчивого комментария к ним, который можно представить в виде отдельного письма читателю или вступления, или краткого параграфа с выражением своих мыслей.

Цель такой работы - сформировать у ученика навыки самооценки, так же, как проект нужен для того, чтобы ученик научился самостоятельно критически мыслить, использовать исследовательские и прочие методы познания.

Интегративные технологии

В зоне постоянного внимания педагога в ходе реализации в ходе урочной, внеурочной и внеклассной работы находятся такие важные направления, как единый речевой режим, вдумчивое и осознанное чтение, высокая исследовательская культура, умение работать в команде. Всё перечисленное - составляющие компоненты функциональной грамотности, наиболее результативно достигаемой при реализации интегративной технологии, обеспечивающей межпредметные связи.

Организационные формы - межпредметные интегративные погружения, Дни единого текста, «Уроки в городе».

Межпредметное интегративное погружение - это интересное и увлекательное событие.

В этот день нет традиционных уроков и звонков. В течение 6 часов школьники, объединённые в разновозрастные команды по 9-12 человек, в исследовательских и экспериментальных лабораториях «погружаются» в одну общую тему.

В условиях современного образования такой подход к организации образовательного процесса позволяет помочь детям увязать учебный материал с жизнью, с практической деятельностью, увидеть пользу, практическое воплощение изучаемого в школе материала, учит действовать, исследовать, размышлять, выдвигать гипотезы, дает возможность детям прожить, проиграть, прочуствовать, пропустить через себя возникающее, открывающееся новое знание, организовать возможность командной работы школьников разного возраста, обеспечить коммуникацию не только среди учеников, но и среди учителей.

В процессе подготовки погружений у детей и учителей по - иному происходит процесс познания - удаётся более глубоко «копать», чем на обычных уроках, возникают связи и мосты между понятиями, явлениями, феноменами, способами деятельности, которые иначе возникают редко.

Идея погружения описана в книге М.П.Щетинина и в материалах Школьной Лиги РОСНАНО.

Темы межпредметных интегративных погружений, которые стали традиционными в школе - «Весь мир в капельке воды», «Время», «Погружение в эпоху», «Погружение в книгу».

День единого текста

Ключевым понятием в современном мире является информация. Не освоенная, не функционирующая информация - это бессмысленный груз, поэтому важно привести её в действие. Для этого нужно общаться, непосредственно контактировать с окружающим миром, овладеть навыком работы с текстом, научиться посредством чтения извлекать заложенный в знаках - словах - смысл.

Именно функциональная грамотность в самых различных сферах общества - ключ к постижению глубоких знаний о мире. Профессиональное мастерство педагога неразрывно связано с применением чтения как инструмента реализации технологии межпредметных связей. Именно работа с текстом - стержневой вид деятельности в образовании, а чтение - тот инструмент, который помогает открыть окно в мир.

Технология «День единого текста» - это технология системной работы с текстом на разных уроках в течение одного дня. Ученики рассматривают текст с точки зрения разных учебных предметов. Благодаря этому у школьников создается единый научный взгляд на тот или иной предмет, описанный в тексте.

Технология «День единого текста» состоит из целей (они отражены в планируемых результатах), заданий для работы с текстом (здесь могут использоваться приемы работы с текстом из технологии критического мышления, стратегии работы с текстом, описанные Н.Н.Сметанниковой), и системы оценки.

Шаг первый. Определение планируемых результатов. В результате анализа подходов и специфики современного этапа развития отечественного образования, в мониторинге функциональной грамотности читательские умения были сгруппированы вокруг четырех видов деятельности:

  • находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
  • использовать информацию из текста.

Шаг второй. Выбор текста для работы в течение дня, а также определение круга учебных предметов, которые будут работать с предложенным текстом. Объем текста определяется возрастными особенностями детей. Чаще всего текст будет соткан из разных текстов так же, как и представлен разной формой. Учебных предметов не должно быть много. Обязательным является русский язык, а остальные - исходя из содержания текста. На уроках могут предлагаться дополнительные тексты в виде карт, графиков, диаграмм, минитекстов, тем самым мы расширяем возможности главного текста, учим школьников работать с текстами разных типов/форматов.

Шаг третий. Проектирование уроков.

Шаг четвертый. Определение формы итоговой работы (диагностическая работа, сочинение-рассуждение, итоговое собеседование или защита проекта/исследования)

Первым уроком должен быть русский язык, но здесь учителю важно помнить, что в данной технологии русский язык выполняет метапредметную задачу, понимать, что на русском языке ребята познают физику, математику, изобразительное искусство, следовательно, уроков изложения или сочинения по прочитанному тексту проводить не стоит.

Информационно-коммуникационные технологии

Индивидуализации образовательной деятельности обучающихся можно достичь, применяя электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

С помощью данной технологии решается важная задача современного школьного образования - формирование у учащихся навыков самостоятельного управления своей образовательной траекторией (построения индивидуальной образовательной траектории). В рамках электронного обучения это обеспечивается наличием обратной связи (электронный ресурс отвечает пользователю, оценивая правильность выполнения им заданий) и рефлексивного взаимодействия (электронный ресурс учитывает действия пользователя для последующей выдачи на этой основе рекомендаций по оптимальной последовательности изучения материала) в процессе тренировочной учебной деятельности и контроля знаний.

Приведу некоторые примеры существующих практик индивидуализации образовательной деятельности учащихся на основе применения электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

  1. Российская электронная школа https://resh.edu.ru/. Видеоуроки и тренажеры по всем учебным предметам.
  2. Учи.ру https://uchi.ru/. Интерактивные курсы по основным предметам 1-4 классов, а также математике и английскому языку 5-9 классов.
  3. Московская электронная школа https://uchebnik.mos.ru/catalogue. Видеоуроки и сценарии уроков.
  4. Лекториум https://www.lektorium.tv/. Онлайн-курсы и лекции для дополнительного образования. Отдельный блок курсов по наставничеству, педагогике и работе в кружках.
  5. Интернет урок https://interneturok.ru/. Библиотека видеоуроков по школьной программе.
  6. Якласс https://www.yaklass.ru/. Видеоуроки и тренажеры.
  7. Площадка Образовательного центра «Сириус» http://edu.sirius.online
  8. Облачная платформа для видео- и аудиоконференцсвязи, чатов и вебинаров с использованием различных мобильных и стационарных устройств, телефонов и конференц-систем https://zoom.us/
  9. Дистанционное обучение с Яндекс. Учебником https://education.yandex.ru
  10. Российская цифровая образовательная платформа LECTA - для учеников, учителей и родителей. Электронные учебники по всей школьной программе, атласы и методические пособия. Интернет-магазин электронных учебников lecta.rosuchebnik.ru/
  11. Конспекты уроков, презентации, тесты, видеоуроки и другие материалы по предметам школьной программы https://infourok.ru/
  12. Сервис для подготовки к экзаменам. Каталог заданий по темам. Возможность централизованного контроля уровня подготовки учащихся для учителей. Справочные сведения по предмету https://oge.sdamgia.ru/

Список источников и литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. рег. №196440) [Электронный ресурс]. -
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2011 г. рег. №24480) [Электронный ресурс].
  3. Босова, Л.Л. Подходы к эффективному использованию средств ИКТ и ЭОР на уроках информатики в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Л.Л. Босова, А.Ю.Босова // Открытое и дистанционное образование. - 2013. - № 4 (52). - С. 56-63.
  4. Гришакина О.П. Методическая система учителя: идеи, реализация, результат // Успехи просвещения. - 2021. - № 1. - С. 5-5