Технологическая карта урока литературы по теме "Семья в русской литературе 19 века". 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Автор: Боброва Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №17» города Петушки.

УМК: Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / Ланин Б.А, Устинова Л.Ю — М., Дрофа, 2017.

Планируемые результаты:

  • личностные: осознание безусловной ценности семьи, дома как важнейших составляющих национальных духовных традиций; понимание и принятие необходимости таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
  • предметные: понимание сквозной темы «Семья  в литературе 19 века», авторской трактовки образа; создание самостоятельного устного монологического высказывания на предложенную тему; сопоставительный анализ произведений с точки зрения решения в них заявленной темы;
  • метапредметные: понимание проблемы урока, нахождение путей и способов её решения; подбор аргументов для подтверждения собственной позиции; формулирование обобщённых выводов; самостоятельная организация работы с различными источниками информации.

Виды учебной деятельности:

  • рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов художественных произведений;
  • репродуктивная: осмысление сюжетов произведений с точки зрения заявленной темы урока;
  • поисковая: подбор текстового материала, необходимого для аргументации;
  • исследовательская: сопоставительный анализ произведений писателей ХIХ века, в которых нашла  воплощение тема семьи.

Приемы: слово учителя, аналитическая беседа.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.

Технологическая карта урока

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I. Оргмомент урока

1 минута

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.
Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.
Демонстрируют готовность к учебной деятельности.

Коммуникативные:
оценивать ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.

II. Мотивация

3 минуты

Включение в деловой ритм.
Мотивация учебной деятельности.
Стимулирование положительной самооценки перспектив включения в УД. К уроку вы должны были подобрать эпиграфы великих людей о семье. Какие из них, на ваш взгляд, подходят к теме урока? Почему?

Слушают внимательно учителя.
Отвечают на вопросы. Работают с эпиграфами, которые подобрали к уроку.

Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

III. Целеполагание

5 минут

Выступает со вступительным словом, в котором сообщает, чему будет посвящен сегодняшний урок.
Испокон века воспитание доброго нрава ребенка, его способности к добродетельной жизни определялось образом жизни отца и матери. Важно помнить, что духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей. Несомненно, что семья играет решающую роль в становлении человека. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет герой.

Слушают учителя. Рассуждают о предстоящей теме урока и его целях.

Личностные:
самоопределение.
Регулятивные:
самоопределение в целях учебной деятельности.
Коммуникативные:
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

- Ребята! Какие ассоциации возникают у вас при произнесении слова «СЕМЬЯ»? Чем для вас является ваш родной дом? На ваших столах находятся бумажные цветы, в центре каждого цветка слово «Семья», на лепестках допишите слова, соответствующие вашим представлениям об идеальной семье. Составляют кластер и защищают его.  

IV. Этап актуализации

25 минут

Создаёт проблемную ситуацию. Актуальна ли заявленная тема? Почему?
А какой же смысл вкладывали в понятие семьи писатели ХIХ века? Как раскрывалась ими тема Семьи? На эти вопросы предстоит ответить на сегодняшнем уроке.

Отвечают на поставленный учителем вопрос.

Индивидуальные сообщения по заявленной теме.
1 группа - изображение семьи в пьесе А.Н.Островского «Гроза».
2 группа – образ семьи в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
3 группа – семья в романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
4 группа – «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого.

Личностные:
ориентация в социальных ролях и межличностных отношений.
Регулятивные:
поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание.
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Слушает ответы учащихся и обобщает их. Многие философы XIX века считали семью маленьким государством в государстве, в котором развивается и формируется человек, гражданин, личность. Русские писатели 19 века были едины в главном - в семье происходит утверждение нравственных устоев, переходящих из поколения в поколение. Необходимо восстановить утраченную в обществе ценность семейного воспитания. А сделать это можно лишь обратившись к образцам великой русской литературы. Обсуждают в группах и делают выводы.
Записывают выводы по уроку в тетрадь.
 

V. Рефлексивно- oценочный этап
5 минут

Организует рефлексию.
Предлагает выразить впечатление от урока, письменно продолжив фразу: «Чтобы построить крепкую счастливую семью, надо…»

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и взаимооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось хорошо, что не очень и почему).

Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
рефлексия; оценивают результат (осознание качества и уровня усвоения знаний).
Личностные:
смыслообразование.

VI. Домашнее задание
1 минута

1. Написать эссе на тему «Рецепты счастливой семьи».
2. Написать синквейн «Моя семья»

Слушают и записывают в дневник.