Цель: познакомить детей с сербской народной сказкой «Два лодыря».
Задачи:
- Образовательные:
- способствовать формированию умения определять эмоциональную окрашенность произведения через чтение по ролям;
- способствовать обогащению знаний учащихся новыми сведениями.
- Развивающие:
- создать условия для развития умения анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы;
- продолжить работу по формированию у учащихся умения работать с различными источниками информации через работу с учебником, словарём;
- продолжить работу по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков через работу в группах, самопроверку и взаимопроверку;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать речь учащихся, обучая их построению собственных высказываний.
- Воспитательные:
- воспитывать умение контролировать свою деятельность, оценивать её, опираясь на объективные показатели знаний через самостоятельную работу;
- создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения;
- способствовать воспитанию трудолюбия ,определению собственного отношения к лени.
Планируемый результат:
Предметные: читают по ролям, передают интонацию говорящих, определяют идею произведения, оценивают героев, аргументируют свою позицию и отношение к лени, привлекают свой читательский опыт для оценки проблемы.
Личностные: эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
Метапредметные (критерии сформированности компонентов универсальных учебных действий–УУД):
Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение на основе работы с текстом произведения.
Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ориентируются в учебнике, в листах самооценки; находят нужные ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи; находят в тексте информацию , необходимую для её решения; сотрудничают с одноклассниками , аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию в группе.
Ресурсы:
- основные:
- Э.Э. Кац. 2 класс. Учебник в 2 частях. Часть 1.– М.: АСТ: Астрель, 2013. (Образовательная система "Планета знаний ".)
- дополнительные:
- презентация;
- тест;
- карточка «чтение по ролям» с критериями оценивания;
- карты работы в группах по 6 человек с заданиями;
- минипортреты для оценивания своей работы на уроке.
Формы работы: фронтальная, в
группах по3 и 6 человек.
Используются элементы «кейс-технологии», метод
ситуационного анализа, приём «Водоворот
проблем и решений».
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД |
I. Оргмомент. Приветствие | Литературное чтение – прекрасный урок , Много полезного в каждой из строк, Сказка это будет или рассказ – Вы учите их – они учат вас! |
Познавательные УУД: выполнять действия по алгоритму. Регулятивные УУД: |
II. Актуализация знаний и формирование темы и цели урока | – Тема нашего урока – сербская
народная сказка «Два ленивца». Исходя из
названия, о ком пойдёт речь? (О ленивцах). – А какое качество присуще им? (Лень). – Бывали ли случаи , когда вы ленились? Хотели ли вы , чтобы за вас всё делали другие, например, мамы или бабушки? – Цель нашего урока: определить свое отношение к лени. – Как мы можем это отношение определить? (Через работу с произведением, через обсуждение этой проблемы). |
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя Познавательные УУД: структурировать знания; |
III. Знакомство с произведением | – Предлагаю прочитать это произведение...А так как далее нам необходимо будет читать по ролям, то обратите внимание на количество персонажей и те чувства, которые они испытывают.(Дети следят по учебнику за чтением учителя). | Коммуникативные УУД: воспринимают текст с учётом поставленной задачи; сотрудничают с учителем; Познавательные УУД: |
IV. Проверка понимания прочитанного. Тест | –Я должна убедиться, что вы поняли
содержание сказки. Проверим это с помощью теста. Приложение 1. – Проверяем тест….(ключ на экране). В карточке самооценки правильный ответ оценивается 1 баллом, ребёнок сам подсчитывает общее количество баллов. |
Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: использовать различные способы обработки, анализа, обобщения и представления информации; |
V. Чтение по ролям в группах | – В начале урока мы сказали, что своё
отношение мы можем выразить через чтение по
ролям . Итак, разбиваемся на группы по 3
человека(по количеству ролей).Вспомним правила
работы в группе(на стенде вывешены), сами
определяем роль ,начиная читать, обратите
внимание на критерии оценивания чтения по ролям,
по ним мы будем анализировать своё чтение. Приложение 2. – На эту работу отводится 2 минуты. К доске вызываются 2 группы с последующим анализом по карточке самооценки, остальные выявляют недостатки и оценивают себя сами). – Попробуем сделать вывод относительно персонажей. – К чему приводит лень? – Попробуйте подобрать антоним к слову «лень»…(Трудолюбие) – Почему нужно трудиться? – Давайте объединим усилия для ответа на этот вопрос, работая в творческих группах. Попробуем определить своё личное отношение к лени. |
Познавательные УУД: выполнять действия по алгоритму в листах самооценки. Регулятивные УУД: контролировать свои действия и вносить коррективы. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; совместно договариваться и управлять поведением партнёра. |
«Водоворот проблем и решений». Работа в группах по 6 человек(4 группы) | Каждой группе даётся специальное
задание на отдельном листе , на выполнение
отводится 5 минут, затем подводим итоги по
каждому заданию. 1 группа докажет, что издавна народная мудрость, не только сербского народа, осуждала лентяев и ценила трудолюбие.(Из данного набора пословиц выберите только те, которые относятся к нашей теме). – Какая из пословиц больше всего подходит к сказке? (Труд человека кормит, а лень портит). Приложение 3. Карточка-помощница 1 2 группа назовёт другие сказки, в которых есть ленивцы и проследит , как сложилась в сказке их судьба. Приложение 3. Карточка-помощница 2. Сделайте вывод… 3 группа придумывает знаки, запрещающие лень и разрешающие труд. (Вспомните дорожные знаки разрешающие и запрещающие, их оформление). Продемонстрируйте 2 знака. 4 группа сделает заявление, определяющее ваше отношение к лени и трудолюбию в виде 1-2 предложений(можно в виде двустишия зарифмованного). Приложение 3. Карточка – помощница 4. |
Коммуникативные УУД: находят информацию, необходимую для решения проблемы; аргументируют собственную позицию в группе; совместно договариваются и управляют поведением партнёра. Познавательные УУД: находят нужные ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят высказывания в устной и письменной форме, устанавливают причинно-следственные связи. |
VI. Итог урока. Рефлексия | Прослушивание групп и подведение
итогов. – Какую цель ставили на уроке? – Где можно применить полученные знания? – На уроке вы трудились, попробуйте оценить свою работу с помощью пословиц. Ваша деятельность на уроке к какой из двух пословиц больше подходит? (По собственному выбору прикрепите минипортреты, выйдя к доске): 1) Ум хорошо, а два лучше. 2) Маленькое дело лучше большого безделья. |
Регулятивные УУД: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности |
VII. Домашнее задание | – сочините сказку о ленивом
мальчике или девочке. (С.91, задание 4в) – продолжить чтение по ролям с учётом выявленных недочётов. |
Личностные УУД: оценивать результаты деятельности(самооценка) |