Цели:
- представления о философской лирике поэта;
- овладеть умениями анализировать поэтический текст;
- овладеть умениями вдумчивого чтения текста.
Тип урока: урок изучения нового материала. Внеклассное чтение
Планируемые результаты:
Познавательные:
- Осознавать познавательную информацию; читать и слушать, извлекая нужную информацию;
- структурировать информацию, фиксировать её различными способами;
- понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму;
- использовать простейшие приемы анализа стихотворного текста, устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль текста.
Коммуникативные:
- Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Регулятивные:
- Понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- адекватно оценивать свои достижения;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 этап. Организационный |
Обеспечивает организационное начало урока, психологически подготавливает и эмоционально настраивает учащихся на работу |
Приветствуют учителя. |
2 этап. Актуализация |
Включение аудиозаписи притчи о смысле жизни
|
Прослушать и определить тему и идею притчи
|
- А что такое жизнь?
(слайд 1) - А путь какой? Добавьте эпитет, конкретизируйте. |
- Жизнь - это путь человека от рождения до смерти.
- Долгий, короткий… Может в любой момент оборваться… |
|
3 этап. Аналитический. Переход к теме. Постановка проблемного вопроса |
Во все времена философы задумывались над вечными вопросами бытия, предназначения человека на земле и т.д. Не остался в стороне и А.С.Пушкин, который в своей философской лирике размышлял о тайне бытия, о смысле жизни, о бессмертии
(слайд 2) - А давайте и мы выступим в роли философов, поразмышляем вместе с поэтом, пофилософствуем и подумаем: что есть наша жизнь - миг или долгий путь? А поможет нам в этом разобраться - стихотворение «Телега жизни». (слайд 3) |
|
Запись темы урока
(слайд 4) Концепция урока: Жизнь - это миг или длительный процесс? На вопрос вы ответите в конце урока. |
В тетради записывают тему урока «Лингвопоэтический анализ стихотворения «Телега жизни». | |
- Что вам предстоит выполнить? Зачитаем задачи урока на слайде
(слайд 5) - У вас на партах - памятки и алгоритмы анализа лирического произведения. Приготовьте простые карандаши, пригодятся для работы. Знакомство с текстом (слайды 6,7) |
Знакомятся с задачами урока. | |
Первичное восприятие. Прослушивание поэтического текста в исполнении И.Смоктуновского.
|
Слушают текст. Первичное восприятие текста.
- Философскому. Автор размышляет о жизни человека |
|
4 этап. Практический |
- Тему вы определили, а чтобы понять идею, будем анализировать каждую строфу, находить ключевые слова. Вы будете работать в группах. Читаете текст 5-6 раз про себя, обсуждаете, подчёркиваете ключевые слова.
1 группа читаем 1 строфу. Называйте ключевые слова. Я буду подчеркивать их на слайдах. Вы объясняете смыслообразуюущую функцию каждой строфы и взаимосвязь слов. |
Работа в группах |
- Что утверждает поэт в 1 строфе?
- А что такое бремя? (словарная работа) |
- Жизнь - это бремя. - Бремя - тяжелая ноша, то, что нас обременяет, утруждает, то, что мы несем с трудом. |
|
(слайд 8)
- т.е жизнь - тяжелая ноша, но почему ямщик лихой (быстрый)? Почему он не слезет с облучка? И кто выступает в роли ямщика? |
- Ямщик - время. Оно идет слишком быстро, его не остановишь, даже если сильно захотеть. Оно идет независимо от нас. | |
(слайд 9)
2 группа. - Какие же слова подчеркнули во 2 строфе? - С чем у вас ассоциируется слово утро? (слайд 10) |
- Утро - Начало дня, начало жизни, детство, юность, молодость - Рады голову сломать - в дестве мы не думаем, что жизнь конечна, что на самом деле можно голову сломать, нам ничего не страшно, живем без забот, легко справляемся с трудностями. Полны энергии, физических сил. Это самый интересный период в жизни человека, самый прекрасный! |
|
(слайд 11) - Что имеется в виду? |
- Презирая лень и негу Нега - довольство, блаженство.
- Человек в этот период жизни работоспособен, чувствует себя крепким, сильным, ему не хочется сидеть на месте.
|
|
(слайд 12)
- О чем говорит многоточие? 3 группа. (слайд 13) |
- Кажется, что жизнь долгая, всё впереди.
- В полдень - середина жизни (30-35 лет) - Нет отваги… - человек стал опытным, благоразумным, предусмотрительным. Он всё обдумывает, потому что несет ответственность за свои поступки. |
|
(слайд 14) | - Порастрясло нас - испытал неудачи, совершая ошибки, много трудностей бывало в жизни: кот-то развёлся, у кого-то умер близкий человек, поссорился с родственниками, болеет ребенок… | |
(слайд 15) | - Дуралей - так пренебрежительно названо время. Человек как бы просит его: остановись, не спеши! Полегче! | |
(слайд 16)
- А о чем говорят нам эти точки с запятой? Двоеточия? - Да, Пушкин и синтаксис подчиняет содержанию. |
О пройденных этапах: закончил институт - 1 этап, устроился на работу - ещё один, замужество - ещё один этап, ребенок родился - ещё этап и т.д. Уже нет бойкости, живости, это время подводить итоги; передышка для человека. | |
- Почему не едет, а катит? Катиться может что? Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 Слайд 22 |
4 группа. Катит…
|
|
5 этап обобщения. Разрешение проблемной ситуации |
- Пушкин - философ, в своем стихотворении он размышляет о сущности бытия, непрерывности жизни. Дает свое понимание времени, его быстротечности.
|
- слово «время» в тексте встретилось 2 раза - в первой строфе и в последней.
- Поэт создает картину непрерывного движения. У одних жизнь закончится, у других начнётся. |
Попробуйте в тетрадях составить схему (кластер), в котором отразите авторское понимание непрерывного движения времени. Пишите главное слово, от него ответвления, от этих также другие ответвления. Получаются гроздья из информации.
- Обратимся к названию стихотворения. Почему оно носит такое название? |
- Это символическое название. Пушкин избрал простую телегу с целью показать, что не всегда жизнь красива и беззаботна. В ней есть много трудностей, ухабов.
- Метафора |
|
- А какое средство выразительности положено в основу названия?
- Что хочет сказать автор?
Слайд 27
|
- Жизнь - непрерывное движение, она пролетает быстро. Она быстротечная. Это миг.
- чтобы мы не торопили события, призывает ценить жизнь. |
|
6 этап - Рефлексия |
- Что общего между прослушанной песней и содержанием стихотворения Пушкина?
|
- И в песне и у Пушкина говорится о бесценности нашей жизни, о её быстротечности |