Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"

Разделы: Литература


Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Конспект урока

Предмет

литература

Класс

5

Тип урока

комбинированный

Тема урока

В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Цель урока

Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской

Основное содержание темы, термины, понятия

Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза

Планируемый результат.

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа.

Контролирует процесс и результаты своей деятельности

Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом  и дополнительной литературой.

Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками

Оценивание содержания рассказа Астафьева

Умеет действовать по плану

  Работает с  ИКТ;

Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном

Умение прогнозировать результат.

Анализировать эпизод

Развитие речи и творческих способностей учащихся

Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера

Умение структурировать знания по теме.

Умение ставить вопрос

Осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Умение точно выражать свои мысли

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, география, ОБЖ, предметы естественно-научного комплекса

Индивидуальная, в парах

Проектор, литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова   и др.  М.: Просвещение, 2004 

Этапы урока.

1 этап «Организационный»

Ситуативные задания

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: Создать позитивный настрой
у  учащихся

Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое.

Слушают учителя

Настроились позитивно на работу

2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся»

 

Деятельность ученика

Планируемый результат

Сформировать тему и задачи урока

Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» Вот, что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

 

 

 

Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души».
Главный герой попадает в ситуацию, которая требует от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений.
Ребята, а как бы вы повели себя, если бы заблудились в лесу?

 

 

 

Использование технологии развития критического мышления

 

 

 

Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски.

На слайдах

 

 

Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Человек и природа». 

 

 

 

Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

 

 

 

Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе. В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

 

 

3 этап «Актуализация знаний»

 

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста

Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?
Что рассказывает автор о рыбной ловле?
Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?
Как относился мальчик к взрослым? Почему не стал спорить с матерью  перед походом в тайгу?
Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых? Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

Потому что мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям.
Рыбная ловля ведётся бригадами, которые движутся  по реке вниз по течению и ловят сетями, на паромах или перемётами. Попадается осётр, стерлядь, таймень, налим.

Частые дожди, вода поднялась, рыба ушла на глубину. Заспались рыбаки, рассолодели от безделья.

Снабжал рыбаков орехами, бродил по лесу, напевал, из ружья палил.

Говорил, что рыбакам надо пощёлкать орехи, кто-то должен их добывать.

Она посоветовала не отходить от затесей, взять хлеб с собой. Таёжные законы не ему менять.

Старинный закон: идёшь в лес – бери еду и спички.

Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод.

4 этап «Первичное усвоение новых знаний»

 

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: отработка навыков комментированного чтения,

Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!»  стр. 151

Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?
Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился?

 



Васютка испугался, потому что он ребенок. Его охватило отчаяние, природа испугала сначала его.

Познавательные: меть объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы
Коммуникативные: умение точно высказывать свои мысли.

 

Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо?  стр. 152

Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние. Рассказы рыбаков и охотников.

 

 

Что он сделал в первую очередь?

Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек.

 

 

Как он приготовил себе еду?

Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе. Краюшка спасёт от голода, к законам тайги нужно относиться с уважением.

 

 

В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать?

Не взял соль, мало хлеба.

 

 

Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился.

На слайде действия, установить их последовательность. Ученики зачитывают свои ответы, затем проверяют по  слайдам.

 

5 этап «Первичная проверка понимания»

 

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: формировать умения работать с активной доской,

Внимание на  слайды: найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес.
Какие черты характера обнаружились в мальчике? С кем он  разговаривал?
Чтение эпизода «Тайга». стр. 156
Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»? Почему она напомнила Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использует при описании тайги? Как почувствовал себя мальчик  в этот момент? Какое впечатление производит этот пейзаж?

 

 

Отчаяние, страх. С пнём, с белкой, укорял себя в трусости. Прислушивался  к звукам.
Смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство. 

регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации.
коммуникативные:
уметь планировать учебное сотрудничество учителя с учеником; уметь точно выражать свои мысли.
познавательные: находить и выделять необходимую информацию; свободно ориентироваться в тексте.

6 этап «Первичное закрепление»

 

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися.

Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне?
Чтение отрывка из текста «мальчик внимательно следил…» до  «табуны перепуганных птиц». Стр. 158

Васютка убивал дичь, как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.
Рассказать, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Смекалка, вера в себя, сноровка помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях. Мальчик постоянно размышляет, у него пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии. Васютка нашел озеро, полное рыбы и открывает его людям .

 

7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция»

 

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль

 

Обсуждают правильность ответов одноклассников

 

8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению»

 

Деятельность ученика

Планируемый результат

Объяснение домашнего задания

Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе?

Выразить своё отношение к природе.

 

9 этап «Рефлексия»

 

Деятельность ученика

Планируемый результат

Цель: выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Почему рассказ начинается и заканчивается взглядом автора на карту?
Чему можно научиться у Васютки?

 

Это озеро может найти только сам Васютка. Обращение к карте как бы окольцовывает рассказ, такое построение придаёт произведению завершённость.
Герой - наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
Унего можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.

Регулятивные: оценка достигнутых результатов.
Личностные::нравственно-этическая ориентация.