Технологическая карта урока литературы по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Конспект урока
Предмет | литература |
Класс |
5 |
Тип урока |
комбинированный |
Тема урока |
В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе. |
Цель урока |
Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения, формирование навыка работы с интерактивной доской |
Основное содержание темы, термины, понятия |
Пейзаж, комментирование, анализ, автобиографическая проза |
Планируемый результат.
личностные |
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
Бережно относится к природе, понимает, что такое твердость духа. |
Контролирует процесс и результаты своей деятельности |
Делает вывод по прочитанному, умеет работать с текстом и дополнительной литературой. |
Вступает в учебный диалог с учителем и одноклассниками |
Оценивание содержания рассказа Астафьева |
Умеет действовать по плану |
Работает с ИКТ; |
Сотрудничает в группе, умеет высказывать свое мнение о прочитанном |
Умение прогнозировать результат. |
Анализировать эпизод |
Развитие речи и творческих способностей учащихся |
|
Умение оценивать собственную деятельность и деятельность партнера |
Умение структурировать знания по теме. |
Умение ставить вопрос |
|
Осознанное построение речевого высказывания в устной речи |
Умение точно выражать свои мысли |
Организация образовательного процесса
Межпредметные связи |
Формы работы |
Ресурсы |
Литература, география, ОБЖ, предметы естественно-научного комплекса |
Индивидуальная, в парах |
Проектор, литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Т. Ф. Курдюмова и др. М.: Просвещение, 2004 |
Этапы урока.
1 этап «Организационный» |
Ситуативные задания |
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Цель: Создать позитивный настрой |
Здравствуйте, проверьте готовность к уроку. Я рада вас видеть и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас открыл для себя что-то новое. |
Слушают учителя |
Настроились позитивно на работу |
2 этап «Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся» |
|
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Сформировать тему и задачи урока |
Деревья, деревья, деревья... Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле.» Вот, что почувствовал Васютка, главный герой рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро». |
|
|
|
Астафьев писал: «Природа – не только источник жизни. Она и воспитатель души». |
|
|
|
Использование технологии развития критического мышления |
|
|
|
Внимание на доску. «Как бы повели себя, заблудившись в лесу». Задание: расположите пункты памятки «Поведение в лесу» в нужном порядке. Спустя некоторое время мы проверим ваши ответы с помощью интерактивной доски. |
На слайдах |
|
|
Как удалось Васютке выжить в тайге? Тема нашего урока «Человек и природа». |
|
|
|
Как вести себя наедине с природой? – на этот вопрос нам предстоит ответить, размышляя над рассказом В.П.Астафьева «Васюткино озеро». |
|
|
|
Творчество этого писателя имеет огромное значение в современной литературе. В.П. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе Овсянка, что на реке Енисее. К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». |
|
|
3 этап «Актуализация знаний» |
|
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Цель: повторение того, что необходимо к изучению нового материала :знание текста |
Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? |
Потому что мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. Частые дожди, вода поднялась, рыба ушла на глубину. Заспались рыбаки, рассолодели от безделья. Снабжал рыбаков орехами, бродил по лесу, напевал, из ружья палил. Говорил, что рыбакам надо пощёлкать орехи, кто-то должен их добывать. Она посоветовала не отходить от затесей, взять хлеб с собой. Таёжные законы не ему менять. Старинный закон: идёшь в лес – бери еду и спички. |
Проявлять интерес к тексту, знать содержание текста рассказа; определять место Васютки среди взрослых; знать правила поведения в лесу; уметь анализировать эпизод. |
4 этап «Первичное усвоение новых знаний» |
|
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Цель: отработка навыков комментированного чтения, |
Чтение эпизода со слов «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!» стр. 151 Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился? |
|
Познавательные: меть объяснять прочитанное, рассказывать, пересказывать эпизод, отвечать на вопросы |
|
Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо? стр. 152 |
Он вспомнил слова деда, потому что он оказал на мальчика большое влияние. Рассказы рыбаков и охотников. |
|
|
Что он сделал в первую очередь? |
Васютка разжег костер, у костра он вел себя как взрослый человек. |
|
|
Как он приготовил себе еду? |
Когда он готовил себе еду, то оценил наставления матери о хлебе. Краюшка спасёт от голода, к законам тайги нужно относиться с уважением. |
|
|
В чем корил себя Васютка, когда начал ужинать? |
Не взял соль, мало хлеба. |
|
|
Итак, проверим, как же нужно вести себя в лесу, если заблудился. |
На слайде действия, установить их последовательность. Ученики зачитывают свои ответы, затем проверяют по слайдам. |
|
5 этап «Первичная проверка понимания» |
|
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Цель: формировать умения работать с активной доской, |
Внимание на слайды: найдите те предметы, которые необходимо взять с собой в лес. |
Отчаяние, страх. С пнём, с белкой, укорял себя в трусости. Прислушивался к звукам. |
регулятивные : уметь оценить результат собственной деятельности; умение адекватно вести себя в учебной ситуации. |
6 этап «Первичное закрепление» |
|
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Цель: развитие навыков самостоятельной работы с текстом; усвоение содержания рассказа путем выборочного чтения и краткого пересказа текста, предварительно прочитанного учащимися. |
Встречи Васютки с миром живой природы. Как и почему относился Васютка к окружающей его фауне? |
Васютка убивал дичь, как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в тоже время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки. |
|
7 этап «Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция» |
|
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Цель: контроль за усвоением знаний, умений и навыков, самоконтроль |
|
Обсуждают правильность ответов одноклассников |
|
8 этап «Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению» |
|
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Объяснение домашнего задания |
Сочинение – миниатюра «Как и почему человек должен относиться к природе? |
Выразить своё отношение к природе. |
|
9 этап «Рефлексия» |
|
Деятельность ученика |
Планируемый результат |
Цель: выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. |
Почему рассказ начинается и заканчивается взглядом автора на карту?
|
Это озеро может найти только сам Васютка. Обращение к карте как бы окольцовывает рассказ, такое построение придаёт произведению завершённость. |
Регулятивные: оценка достигнутых результатов. |