Технологическая карта урока литературы в 6-м классе. Тема урока: «Звездная душа, родственная тучам и бурям» (М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Тучи»)

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: анализ стихотворения, М.Ю.Лермонтов, М.Ю.Лермонтов «Тучи»


Предмет: литература.

Класс: 6.

Учебник (УМК, программа): УМК: Литература: 6 класс: Учеб.: В 2ч./ [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин]; М.: Просвещение, 2011. программа по литературе В.Я.Коровина, поурочные разработки И.В.Беляева. Уроки литературы в 6 классе М.: Просвещение 2014, авторская программа под редакцией В.Я. Коровиной. М.: Просвещение 2011.

Тема урока: «Звездная душа, родственная тучам и бурям» (М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Анализ стихотворения «Тучи»).

Тип урока: объяснение новой темы, урок-исследование.

Оборудование: плакаты с эпиграфами к уроку, компьютерная презентация «Биография М.Ю.Лермонтова», подготовленная учеником, компьютерная презентация учителя по теме урока, карточки для обучающихся.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

  • умеют формулировать целеполагание, кроме двух учащихся. (2 уровень);
  • планировать свою деятельность (2 уровень)
  • прогнозировать результат совместно с учителем (2 уровень)
  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

• познавательными УУД:

  • могут преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразовать модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область) с помощью учителя (2 уровень);
  • могут определять основную и второстепенную информации (1 уровень);
  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
  • представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме затрудняются некоторые обучающиеся (1 уровень);

• коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя(некоторые учащиеся); (1 уровень)
  • высказывать свою точку зрения самостоятельно (некоторые учащиеся); (2 уровень)
  • проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; (2 уровень)
  • умеют обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; (2 уровень);
  • умеют брать на себя инициативу в организации совместного действия некоторые учащиеся; (2 уровень);

• личностные УУД:

  • имеют представление о патриотизме (1 уровень);
  • есть начальные представления о назначении поэта, его гражданской позиции, могут определять гражданскую позицию поэта с помощью учителя (2 уровень);
  • могут осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (2 уровень).

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

• Анализируют текст, опираясь на известные приемы и языковые средства

• Сопоставляют лирического героя и тучи

• Определяют идею произведения

1 уровень - понимание, адекватное употребление в речи понятий: лирический герой, эпитеты, метафоры, сопоставление, инверсия, риторические вопросы
2 уровень - называют сходство и различие лирического героя и туч с помощью известного алгоритма анализа стихотворного текста
3 уровень - преобразовывают информацию, данную в прямом значении в идею произведения, спрятанную иносказательно, определяют гражданскую позицию поэта, высшую ценность человека - любовь к родине.

Регулятивные

• Формулируют цель, определяют порядок действий и средства для достижения

• Преобразуют учебную задачку в познавательную

2 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий
3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний об анализе текста на основе сопоставления

Познавательные

• Сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

• Анализ собранной информации

2 уровень - самостоятельно работают в группах, наблюдают, анализируют
2 уровень - делают выводы под руководством учителя
3 уровень - самостоятельно создавать способы решения творческого характера

Коммуникативные

• Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

2 уровень - высказывать точку зрения группы
3 уровень - способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Личностные

• Определяют ценности, важные для поэта, в стихотворении

• Осуществляют рефлексию по отношению к содержании

1 уровень - определяют патриотизм как важное для поэта качество
2 уровень - выполнение учебного действия с использованием опорных слов

Ход урока