Коррекционная педагогика
-
Урок русского языка в коррекционном классе 2011
Урок проводится во 2-м классе по программе коррекционно-развивающего обучения. Выбор методов и приёмов соответствует уровню актуального развития детей с задержкой психического развития. Игры и упражнения направлены на развитие зрительного восприятия и аналитико-синтетической деятельности.
-
Куликовская битва 2011
Урок направлен на формирование исторических представлений, что сложно сделать у учащихся с нарушением интеллекта. Основная задача – приблизить исторический факт к сознанию учащихся. Иллюстрации, учебные картины, аппликации, исторические карты (статические и анимированные), цифровой материал, игры и игровые приемы, план изложения нового материала – все, что способствует лучшему усвоению исторического материала учащимися с нарушением интеллекта.
-
Контрольно-проверочное занятие по социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром для детей 5–6 лет с нарушением интеллекта по теме "Посуда" 2011
На протяжении занятия дети в игровой форме готовят обед, сервируют стол, угощают кукол чаем, закрепляя и обобщая знания о видах посуды, о материале, из которого изготовляют посуду, о правилах ухода за посудой. Помогают Мишке решить проблемную ситуацию (чистая, грязная посуда). Через упражнение «Расставь посуду» дети закрепляют ориентировку в пространстве, умение правильно употреблять предлоги в предложениях.
-
Сетевые сообщества педагогов и их роль в становлении профессионализма воспитателя ДОУ 2011
В современном образовании, переживающем большие перемены, воспитателю ДОУ необходимо учить детей и одновременно учиться самому. В статье обобщен опыт работы школы передового педагогического опыта воспитателей групп с нарушением зрения города Прокопьевска. Представлена система работы руководителя ШППО по обеспечению условий для профессионального роста педагогических кадров.
-
Итоговое занятие по краеведению "Мое Златоустье" 2011
Занятие включает в себя большую исследовательскую работу, которая проводилась на протяжении всего учебного года. Ребята работают в группах, подготавливают сообщения, составляют альбом «Город крылатого коня», проводят интервью среди учащихся школы и учителей, готовят презентацию по результатам работы в кружке «Родник» – «Мой город».
-
Хорошую речь хорошо и слушать 2011
Ребёнку часто бывает трудно разобраться, что на самом деле говорится или утверждается. Ещё сложнее это сделать детям с умственной отсталостью различной степени выраженности. Многие из них имеют индивидуальный опыт психогенного характера. Серия классных часов, проводимых по общей теме «Искусство слушать», способна оказать детям действительную помощь.
-
Психолого-педагогическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья 2011
Рассматривается система работы по психолого-педагогическому сопровождению родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Описаны актуальность проблемы, основные этапы и формы работы с родителями; дано теоретическое обоснование применяемых методов. Приведены основные проблемы, возникающие в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. Материал адресован педагогам и психологам ДОУ.
-
Мужество героя рассказа М.Шолохова "Судьба человека" 2011
Урок решает, в первую очередь, воспитательную задачу, а также образовательную и ряд коррекционных задач. Структура урока и используемый материал подобраны так, чтобы предотвратить переутомление у умственно отсталых учащихся, активизировать их внимание, работоспособность, вызвать интерес к изучаемому произведению и к теме Великой Отечественной войны в целом.
-
Урок развития речи на основе знакомства с окружающим миром в коррекционной школе VIII вида "Правила дорожного движения" 2011
Развитие речи умственно отсталых учащихся – одна из важнейших и наиболее сложных задач коррекционной школы VIII вида. Одним из условий эффективного решения этой задачи является заинтересованность ребёнка в речевом высказывании. Применение на уроках мультимедийных презентаций позволяет не только мотивировать высказывания учащихся, но и представить необходимую информацию в различной форме, задействовав все каналы восприятия учащихся.
-
Коррекционный урок по русскому языку 2011
На уроке все предложенные задания активизируют мыслительную деятельность. Использование самостоятельной работы способствует закреплению знаний и умений о нахождении причинно-следственных связей.
-
Интегрированное занятие по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 2011
Особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении элементарными математическими представлениями. Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера позволяет разнообразить занятия, познакомить детей со сложными, абстрактными математическими понятиями, развить речь, сформировать мыслительные операции в доступной форме в условиях предметно-практической деятельности.
-
Урок письма и развития речи. 9-й класс. Коррекционная школа 2011
Комбинированный урок соответствует программе коррекционной школы VIII вида и является структурным элементом системы уроков по данной теме. Используются различные приемы для успешной реализации цели и задач: психологический настрой способствует созданию атмосферы успешности; коррекционные упражнения, игровые моменты. Мультимедийная презентация повышает познавательный интерес, активизирует деятельность учащихся.
-
Комплекс упражнений по формированию связной речи учащихся школы VIII вида 2011
В статье представлены упражнения, направленные на формирование связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Учитывается специфика логопедической работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости. Упражнения могут применяться на уроках русского языка в 5-м классе школы VIII вида.
-
Коррекционно–развивающее занятие "Транспорт". 1-й класс 2011
Коррекционно-развивающее занятие для учащихся первого класса с задержкой психического развития направлено на обобщение знаний детей о транспорте, развитие речи, расширение словарного запаса учащихся. Кроме расширения представлений детей об окружающем мире, повторения состава числа, занятие направлено на коррекцию и развитие познавательных процессов.
-
Особенности использования презентаций на уроках литературы в старших классах при обучении глухих и слабослышащих учащихся 2011
Аналитическая статья по теме с примерами конкретных презентаций. Опора при устном ответе на созданную самостоятельно презентацию способствует формированию связной устной речи, активизирует мышление, познавательную деятельность и творческий потенциал глухих.
-
Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности "Земноводные: лягушка, жаба" 2011
Урок построен с учётом личностно-ориентированного подхода к обучению, направлен на расширение знаний учащихся о животных. Урок имеет большое коррекционное значение, т.к. задания, предложенные детям, развивают мышление, слуховую и зрительную память.
-
Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов "Путешествие в сказку" 2011
Конспект коррекционно-развивающего занятия предназначен для учащихся 5-го коррекционного класса школы VIII вида. Основная цель занятия заключается в коррекции познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия. Занятие проводится с использованием игровых и компьютерных технологий, что позволяет достичь высоких результатов в коррекционной работе, а также формирует интерес к учебным занятиям.
-
Сопровождение учебной деятельности методами двигательной коррекции 2011
Необходимость сопровождения учебной деятельности методами двигательной коррекции диктуется тем, что школьные методики обучения недостаточно задействуют ресурсы активного левого полушария и неполноценно используют возможности более активного правого полушария. Упражнения, которые лежат в основе такого сопровождения, направлены на функционирование подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, повышение работоспособности.
-
Занятие по социальному развитию и ознакомлению с окружающим "Мебель в доме" 2011
Занятие по социальному развитию и ознакомлению с окружающим формирует у дошкольников с нарушением интеллекта целостное восприятие и представление о различных предметах окружающей действительности. Знакомит детей с предметным миром, созданным руками человека. Формирует представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и способах действия с ними, обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей.
-
Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста с использованием компьютерных игр 2011
В статье описана система работы по развитию познавательных способностей детей с использованием компьютерных игр и технологий. Приведены примеры анализа компьютерных игр, приемов их использования в ДОУ, система планирования занятий на основе компьютерных игр.
-
Дикие и домашние животные 2011
Урок помогает систематизировать знания учащихся по теме, расширить знания, обогатить словарный запас, развить остаточный слух на материале урока, воспитать любовь и бережное отношение к живой природе.
-
Дикие животные нашего края: медведь 2011
Урок развития устной речи для 3-го класса на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
-
Урок чтения и развития речи в 4-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида 2011
Урок составлен с применением ИКТ и направлен на совершенствование техники чтения. Наряду с другими методиками, используется методика чтения по бегущей строке (используется программа Pinnacle Studio) с применением разного цветового шрифта, что позволяет выработать у учащихся правильность чтения, научить следить за прочтением текста своими товарищами, читать его с нужным темпом. Итогом урока является тест-опрос (используется программа Excel), позволяющий понять, усвоено ли самое главное.
-
Личность и индивидуальность. 8-й класс 2011
Цель урока – помочь учащимся понять ценность каждой личности; подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека. Формирование эмоциональной децентрации – умения встать на позицию другого.
-
Современные подходы в системе коррекционной работы по развитию внимания у младших школьников 2011
Недостаточно развитое внимание в младшем школьном возрасте впоследствии может привести к возникновению дезадаптации детей, а также влиять на выполнение учебной и трудовой деятельности. В этой работе представлен материал из опыта работы учителя-дефектолога по развитию всех свойств внимания.
-
Внеклассное мероприятие по математике 2011
Общешкольные внеклассные мероприятия по математике в коррекционной школе способствуют развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся, формированию коммуникативных навыков, умению коллективного поиска ответов на вопросы, сплочению коллектива. Повышению мотивации и интереса к предмету, качества обучения способствует применение электронных презентаций.
-
Использование нестандартного оборудования как средство сенсорного воспитания в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения 2011
Использование нестандартного оборудования – многофункциональной сенсорной доски на магнитной основе – в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения, способствует развитию целостности восприятия; развитию навыков ориентировки на плоскости.
-
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] в подготовительной группе массового ДОУ 2011
В ходе индивидуального занятия отрабатывается артикуляционная моторика воспитанника подготовительной группы; происходит автоматизация навыка правильного произнесения звука [л] в закрытой позиции; ведётся работа по усовершенствованию фонематической стороны речи; развивается лексический строй речи.
-
Внеклассное занятие "Своя игра" 2011
Занятие проводится по типу телевизионной игры «Своя игра». Важным фактором в развитии эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников является формирование адекватного восприятия ситуаций «успеха» и «неуспеха». Поэтому одной из эффективных форм внеклассной работы с умственно отсталыми подростками является командная игра-соревнование.
-
Мягкий согласный звук [й'], буква Й 2011
Урок составлен на основе методики Г.А. Бакулиной «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте» для учащихся 1-го класса коррекционного обучения. На уроке использованы приемы коррекционной педагогики. Учащиеся знакомятся с новым гласным звуком [й']; развивается умение прочитывать букву «й» в словах, предложениях.