Цели:
- Образовательная. Показать борьбу русского народа за
независимость. Выявить понимание факторов, определяющих
победу или поражение в битве. - Коррекционно-развивающая. Продолжать развивать умения
самостоятельно делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи, представлять условия того времени. - Воспитательная. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма,
вызвать чувство восхищения мужеством русских людей,
поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу. [2]
Основные знания. 8 сентября 1380 г. – Куликовская битва, Мамаево побоище.
Основные термины и понятия. Полк, пехота.
Оборудование и материалы. Презентация “Куликовская битва”, карточки с
заданиями, карточки с изображением оружия и
доспехов русского и монгольского воинов, Лента времени, карточки с датами,
плакаты с наброском поля битвы, аппликации,
кроссворд, контурные карты, цветные карандаши, тетради учащихся, папки по
истории с планами.
Тип урока: Комбинированный.
1. Организационный момент.
Настрой на работу.
2. Повторение.
1. Биографическая игра “Кто это?”
Учащимся предлагаются карточки с биографическими задачами. (Приложение 1)
Дифференцированный подход – учащиеся получают карточки по степени сложности и объему напечатанного текста.
Развитие коммуникативных умений – учащиеся, самостоятельно поработав с карточкой, задают биографическую задачу любому своему однокласснику, помогая ему при затруднении вспомогательными вопросами. Проверка – фото на слайдах. Слайды 2, 3, 4, 5.
2. Игра “Четвертый лишний”.
– Как вы думаете, кто из этих людей лишний? Слайд 6.
(Учащиеся должны выбрать историческую личность, обосновать свой выбор. Возможно, возникнет дискуссия между учащимися. Задача педагога направить дискуссию к нужному ответу – Мамай.) Слайд 7.
– Как связаны между собой эти люди?
(При ответе на этот вопрос учащимся можно подсказать, показав репродукцию картины “Благословение”.) Слайд 8.
3. Работа с картиной “Благословение”.
Необходимо выделить главные фигуры на картине и рассказать о моменте, изображенном на ней.
– Почему именно сейчас Дмитрий Иванович решил сразиться с монголо-татарами.
(Учащиеся вспоминают об обособлении власти монгольских ханов, об утраченных позициях на Руси. Учитель обращает внимание на взаимоотношения монгольского хана и московского князя.)
4. Игра “Одень воина”. (Приложение 2)
Работа в парах – учащиеся распределяют карточки, на которых изображены доспехи и оружие воинов, на две группы – для монгольского воина и для русского воина. Затем каждая пара проверяет работу другой пары. Учащимся для проверки демонстрируется слайд 9.
5. Работа с Лентой времени. (Приложение 3)
Учащимся предлагается найти точку отсчета, когда началось монгольское иго на Руси (1237 г. – нашествие Батыя на Русь), отметить, сколько времени прошло до 1380 г. Определить век, когда началось монгольское иго, и к какому веку относится 1380 г. Даты поместить на Ленте времени.
Сочетание коллективной и индивидуальной форм работы – один учащийся вычисляет, сколько времени прошло от 1237 г. до 1380 г. (связь с математикой). Другие выставляют на Ленте времени даты, определяют век.
Мини-вывод по данному этапу урока: Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича на битву с монголо-татарами. Эта битва вошла в историю, как …
3. Введение в тему.
Отгадывание ребуса. Слайд 10.
Ч = К |
М = В |
|||
|
+ |
|
|
Куликовская битва
4. Сообщение темы урока, целеполагание. Слайд 11, 12.
Работа в тетрадях – учащиеся записывают в тетрадь тему урока и дату.
– Почему русский народ победил в Куликовской битве? (Учащиеся высказывают свои предположения, но снова возвращаются к этому вопросу в конце урока.)
5. Изучение нового материала.
Изучение материала проходит по плану “План изучения исторического события”. (Приложение 4) Эти планы есть у каждого учащегося, которые хранятся в индивидуальных папках учащихся. Слайд 13 – нажать слово дата.
1) Работа с учебником. Учащиеся в учебнике на странице 290 находят дату Куликовской битвы.
8 сентября 1380 г. – Куликовская битва, Мамаево побоище (записывают в тетрадь). Слайд 14. ( – возврат к слайду 13 (план) – нажать слово место).
2) Рассказ учителя о месте, где происходила битва: карта – слайд 15; схема поля – слайд 16.
Учитель совместно с учащимися при помощи наводящих вопросов объясняет, почему именно это поле выбрал Дмитрий Иванович, на что были готовы русские воины. Определяют, в чем проявился талант полководца.
Учитель может рассказать дополнительный материал о названии поля, о его площади, о воеводе Дмитрии Боброке, который тоже повлиял на исход битвы, выбирая место для этого. (Приложение 5)
Работа с контурными картами – отметить место битвы.
( – возврат к слайду 13 (план) – нажать слово причины начала).
3) Причины начала Куликовской битвы. Слайд 17.
Самостоятельная работа – учащиеся из предложенного перечня причин, выбирают только те, которые и являются причинами начала битвы. (На карточках напротив слов “причины начала битвы” учащиеся выписывают лишь номера подходящих фраз. Данная карточка будет вклеена в тетрадь учащихся по истории, чтобы они могли на следующем уроке воспользоваться при составлении рассказа о Куликовской битве.)
Дифференцированный подход – некоторым учащимся дается карточка с напечатанными и перефразированными причинами (плохое зрение и медленность чтения текста). (Приложение 6)
Самопроверка – слайд 18. ( – возврат к слайду 13 (план) – нажать слово участники).
4) Участники битвы.
Об участниках битвы продолжает рассказывать учитель, сообщает о численности и составе войск. Вместе с учащимися предполагают исход битвы. Слайд 19.
Самостоятельная работа с учебником – найти в 1-м абзаце стр. 289 название городов, воины которых также присоединились к войску Дмитрия Ивановича.
Работа с картиной в учебнике “Утро на Куликовом поле”.
Рассказ учителя о начале битвы.
Показать визуально численность монгольских войск и русских войск на картине – слайд 20. ( – возврат к слайду 13 (план) – нажать слово ход).
5) Ход битвы.
Учитель рассказывает о расположении русских и монгольских войск с помощью анимированной карты – слайд 21. Учащимся демонстрируется портрет Дмитрия Боброка, который внес свой вклад и в победу – слайд 22. Учитель вместе с учащимися снова рассуждают на тему – почему именно так расставил свои войска Дмитрий Иванович? К чему это могло привести? Какой будет исход битвы?
Учащимся сообщается о стяге, под которым воевали воины, об иконе, которую Дмитрий Иванович взял с собой. Слайд 23, 24. Сообщается также о том, что Дмитрий Иванович сражался вместе со всеми, несмотря на то, что он полководец. Вспоминают учащиеся произведение О.Тихомирова “На поле Куликовом” (связь с чтением) о том, как по традициям того времени начинаются бои.
Рассказ учителя о поединке, как некотором жребии, кто начнет первый. Рассказ сопровождается показом картин, содержащих описываемые события – слайды 25, 26, 27.
Сам ход битвы показывается учащимся с помощью анимированной карты – слайд 28.
Для более точного представления битвы учащимся демонстрируются картины “Во время битвы”, “Атака засадного отряда” – слайды 29, 30.
Дополняются знания учащихся, что сразу не был найден князь Дмитрий Иванович, так как вся земля была покрыта телами убитых. Но вскоре его нашли раненым. Учащиеся сами отвечают на вопрос – за что прозвали Дмитрия Донским? (За эту блестящую победу Дмитрий Иванович стал именоваться Дмитрием Донским.) Возможна работа с текстом учебника в поисках ответа на данный вопрос.
6. Физкультминутка. (Приложение 7)
Работа в парах – учащиеся встают со своих мест, подходят к столам, на которых они с помощью аппликаций воссоздают схему Куликовской битвы. Взаимопроверка – пары проверяют работу друг друга, сравнивают с учебником или слайдом 21.
6) Продолжение работы по плану.
После слайда 30 – возврат к слайду 13 (план) – нажать слово причины результата).
Причины победы русских войск в Куликовом сражении учащиеся пытаются назвать сами, вспоминая весь ход урока.
Самостоятельная работа – учащиеся продолжают работать с карточками, полученными в начале урока. (Приложение 6, слайд 17.) Напротив слов “причины победы” выписывают номера подходящих причин.
Самопроверка – нажать слово борьба и переход к слайду 31. ( – возврат к слайду 13 (план) – нажать на слово значение).
7) Значение Куликовской битвы.
Самостоятельная работа – продолжается работа с карточками, учащиеся выбирают оставшиеся фразы из предложенного перечня. (Приложение 6, слайд 17).
Проверка – нажать слово освободительная и переход к слайду 32.
7. Закрепление.
Игра “ДА-НЕТ”. Слайд 33.
Учащиеся читают утверждения, соглашаются с ними или нет, отмечая напротив вопроса “+” или “–”.
Дифференцированный подход – одному учащемуся дается лист с напечатанными утверждениями из-за плохого зрения. (Приложение 8)
Взаимопроверка – слайд 34.
Учащиеся также высчитывают, сколько лет прошло с той великой победы? (Связь с математикой.)
Дополнительная информация – 8 сентября – старый стиль, 21 сентября – по новому стилю отмечают этот день. Как это происходит, и где узнаете на следующем уроке (вызвать интерес к следующему уроку).
8. Итог, оценивание.
Учащиеся после взаимопроверки оценивают работу друг друга. Проводится итог урока, отвечая на вопрос, поставленный в начале урока – слайд 12. (На слайде 33 нажать на + в ответе 5 и перейдете на слайд 12).
Учитель сообщает о том, что Русь окончательно освободиться от монголо-татар еще не смогла, несмотря на блестящую победу. У монголо-татар пришел к власти другой хан – Тохтамыш, который разорил Москву. Сколько будет продолжаться иго и когда же, наконец, Русь освободиться от господства монголо-татар, узнаете на следующем уроке. Комментарии учителя по уроку. Закончить урок можно стихотворением – слайд 35 (на слайде 12 нажать кнопку и перейти к слайду 35 (стихотворение).
9. Домашнее задание.
Учащиеся получают кроссворды, которые могут отгадывать, пользуясь учебником или без него (в зависимости от уровня усвоения материала по истории). (Приложение 9)
Список литературы
- Пузанов Б.П. История России: учеб. для 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – с. : ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида).
- Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. метод. пособие – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с. – (Коррекционная педагогика).
- Интернет-ресурсы.