Сетевые сообщества педагогов и их роль в становлении профессионализма воспитателя ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Повышение качества подготовки детей с нарушением зрения к школе и к жизни находится в прямой зависимости от компетентности воспитателей в вопросах тифлопедагогики и тифлопсихологии. Воспитатели групп компенсирующего вида в ДОУ, имея необходимость реализации 2-х программ (базовой и коррекционной), должны грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех проводимых режимных моментов, исходя из задач воспитания и развития детей с нарушением зрения. Вместе с тем у педагогов-практиков не всегда есть достаточный запас научно-теоретических знаний по специальным дисциплинам, и уровень их компетентности в вопросах коррекционной педагогики недостаточно высок.

В последнее время появилось много новых методик и технологий, педагоги получили возможность их выбора и внедрения в практику работы. В связи с этим значительно возросла потребность в профессиональном общении. Педагогам нужны такие объединения, которые помогали бы в решении конкретных проблем, и одно из них – методическое объединение воспитателей (МО).

МО – эффективная форма повышения квалификации педагогов, действенное средство обмена опытом. Участие в его работе побуждает педагогов к творчеству, активности; помогает видеть успехи в работе коллег, учит анализировать и критически оценивать свою деятельность. С 1992 года в городе функционирует МО для воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения.

На начальных этапах деятельности задачами работы МО были:

  • повышение уровня теоретической и практической подготовки слушателей по вопросам тифлопедагогики и тифлопсихологии,
  • изучение психофизических возможностей детей с нарушением зрения,
  • творческий поиск оптимальных вариантов методов коррекционной педагогики.

МО позволяло решать общие для всех его участников проблемы воспитания и развития детей с нарушением зрения. Это единое методическое пространство обеспечивало комплексное сопровождение развития, воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения.

После успешной реализации вышеперечисленных задач спустя несколько лет на базе МО стало возможным создание школы передового педагогического опыта (ШППО) для генерирования педагогических идей, обеспечивающих стойкие положительные результаты работы; выявления, изучения и популяризации передового педагогического опыта; формирования профессиональной, коммуникативной и рефлексивной культуры слушателей.

Для успешной реализации поставленных целей и задач работа ШППО строится на следующих принципах:

  • Выбор актуальных проблем для обсуждения.
  • Активность.
  • Исследовательский подход к обсуждаемым проблемам.
  • Построение работы ШППО в режиме диалога посредством использования дискуссий, деловых и организационно-деятельностных игр, коллективной мыслительной деятельности.
  • Партнерское общение.

Работа ШППО базируется на потребностно-информационной модели, учитывающей доминантные потребности воспитателей. В начале учебного года слушатели заполняют анкету (Приложение 1) и актуальный профессиональный заказ (Приложение 2). При планировании работы ШППО в полной мере учитываются индивидуальные запросы и профессиональные потребности воспитателей.

Формы работы ШППО:

  • Посещение и анализ открытых занятий.
  • Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
  • Выполнение практических заданий.
  • Моделирование и анализ коррекционной педагогической ситуации. Формы предъявления ситуаций: письменное описание, аудио- или видеозапись, набор фотографий и др.
  • Составление рекомендаций, памяток, инструкций.
  • Презентация авторских наглядных пособий, развивающих игр, методических разработок.
  • Гостевой обмен опытом.
  • Педагогические чтения, конференции, педагогическая мастерская.
  • Эстафета педмастерства
  • Выставки адаптированных к зрительным возможностям детей дидактических материалов, наглядных пособий, лучших работ детей.
  • Проведение мастер-классов, “круглых столов”.
  • Терминологический диктант.
  • Ознакомление с новинками методической литературы.
  • Тестирование слушателей по рассматриваемой проблеме (Приложение 3)
  • Организация методической копилки.
  • Деловые игры.
  • Аукцион педагогических идей.

Слушатели ШППО представляют собственные практические разработки, обобщенный опыт своей работы, избирают форму иллюстрации своих материалов, высказывают мнение о ценности предложенного коллегами опыта и перспективах его развития. Обратная связь, откровенный обмен мнениями, анализ конкретных ситуаций позволяют заинтересовать воспитателей, создать положительный психологический климат.

Периодичность заседаний ШППО – 4 раза в год

ПЛАН РАБОТЫ ШППО НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Октябрь

Тема: Документационное обеспечение деятельности воспитателя группы для детей с нарушением зрения.
Формы работы: Экспресс-диагностика затруднений, презентация пакета документов, гостевой обмен опытом работы по ведению документации, презентация литературы и методических материалов по диагностическому обследованию детей с нарушением зрения.

Декабрь.

Тема: Здоровьеформирующая педагогическая деятельность в условиях ДОУ компенсирующего вида.
Формы работы: рефлексивно-ролевая игра “Что мешает ребенку в нашем ДОУ быть здоровым”, просмотр и анализ занятий и видеоматериалов, презентация с элементами слайд-щоу “Детская игровая дидактика как средство укрепления здоровья”, гостевой обмен опытом по теме “Организация дифференцированной работы с детьми, имеющими нарушения зрения”.

Февраль.

Тема: Формирование социальной уверенности у детей с нарушением зрения.
Формы работы: дискуссионный клуб “Социальная уверенность детей с нарушением зрения: проблемы и перспективы”; просмотр и анализ группового и подгруппового занятий в подготовительной и 2 младшей группах; аукцион дидактических игр для формирования у детей социальной уверенности; деловая игра “Калейдоскоп мнений”.

Апрель.

Тема: Эффективные формы взаимодействия всех участников процесса реабилитации детей с нарушением зрения в условиях ДОУ.
Формы работы: слайд-шоу “Чтобы глаза лучше видели” с комментариями врача-офтальмолога; просмотр и анализ деятельности детей и педагогов: воспитателя (подгрупповое занятие после ортоптического лечения), педагога-психолога (психогимнастика), инструктора по плаванию (танцы на воде), музыкального руководителя (фрагмент оперы “Кошкин дом”); презентация “Наглядные формы работы с семьей ребенка с нарушением зрения”.

Коллективное обсуждение представленного опыта работы проводится в разнообразных формах. Например, все слушатели делятся на условные группы. Игровая задача “позитивистов” – ответить на вопрос: “Что авторы опыта смогли сделать хорошо и даже лучше нас?”; “почемучек” – придумать и задать педагогам, представлявшим свой опыт, вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны; “всезнаек” – ответить на все возникшие вопросы и замечания, объяснить, почему было сделано именно так, а не иначе; “нигилистов” – подвергать все сомнению и отрицать многое из того, что увидели.

По результатам работы составляются методические рекомендации.

Такая работа ШППО создает условия для профессионального совершенствования педагогов, повышения их самооценки, позволяет социально позиционировать свои личные качества и достижения, поддерживает инициативу каждого педагога в образовательном процессе.

В конце учебного года проводится анкетирование слушателей (Приложение 4). Ежегодно до 95% слушателей ШППО оценивают ее деятельность чрезвычайно высоко. По их мнению, ШППО помогла сориентироваться в современных образовательных технологиях, повысить уровень владения профессиональными знаниями. Мониторинг за динамикой профессионального мастерства показал, что за последние 3 года в процессе аттестации 63% слушателей повысили деловую квалификацию.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что ШППО является эффективным средством повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ.