Повышение качества подготовки детей с нарушением зрения к школе и к жизни находится в прямой зависимости от компетентности воспитателей в вопросах тифлопедагогики и тифлопсихологии. Воспитатели групп компенсирующего вида в ДОУ, имея необходимость реализации 2-х программ (базовой и коррекционной), должны грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех проводимых режимных моментов, исходя из задач воспитания и развития детей с нарушением зрения. Вместе с тем у педагогов-практиков не всегда есть достаточный запас научно-теоретических знаний по специальным дисциплинам, и уровень их компетентности в вопросах коррекционной педагогики недостаточно высок.
В последнее время появилось много новых методик и технологий, педагоги получили возможность их выбора и внедрения в практику работы. В связи с этим значительно возросла потребность в профессиональном общении. Педагогам нужны такие объединения, которые помогали бы в решении конкретных проблем, и одно из них – методическое объединение воспитателей (МО).
МО – эффективная форма повышения квалификации педагогов, действенное средство обмена опытом. Участие в его работе побуждает педагогов к творчеству, активности; помогает видеть успехи в работе коллег, учит анализировать и критически оценивать свою деятельность. С 1992 года в городе функционирует МО для воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения.
На начальных этапах деятельности задачами работы МО были:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки слушателей по вопросам тифлопедагогики и тифлопсихологии,
- изучение психофизических возможностей детей с нарушением зрения,
- творческий поиск оптимальных вариантов методов коррекционной педагогики.
МО позволяло решать общие для всех его участников проблемы воспитания и развития детей с нарушением зрения. Это единое методическое пространство обеспечивало комплексное сопровождение развития, воспитания и обучения ребенка с нарушением зрения.
После успешной реализации вышеперечисленных задач спустя несколько лет на базе МО стало возможным создание школы передового педагогического опыта (ШППО) для генерирования педагогических идей, обеспечивающих стойкие положительные результаты работы; выявления, изучения и популяризации передового педагогического опыта; формирования профессиональной, коммуникативной и рефлексивной культуры слушателей.
Для успешной реализации поставленных целей и задач работа ШППО строится на следующих принципах:
- Выбор актуальных проблем для обсуждения.
- Активность.
- Исследовательский подход к обсуждаемым проблемам.
- Построение работы ШППО в режиме диалога посредством использования дискуссий, деловых и организационно-деятельностных игр, коллективной мыслительной деятельности.
- Партнерское общение.
Работа ШППО базируется на потребностно-информационной модели, учитывающей доминантные потребности воспитателей. В начале учебного года слушатели заполняют анкету (Приложение 1) и актуальный профессиональный заказ (Приложение 2). При планировании работы ШППО в полной мере учитываются индивидуальные запросы и профессиональные потребности воспитателей.
Формы работы ШППО:
- Посещение и анализ открытых занятий.
- Просмотр и обсуждение видеоматериалов.
- Выполнение практических заданий.
- Моделирование и анализ коррекционной педагогической ситуации. Формы предъявления ситуаций: письменное описание, аудио- или видеозапись, набор фотографий и др.
- Составление рекомендаций, памяток, инструкций.
- Презентация авторских наглядных пособий, развивающих игр, методических разработок.
- Гостевой обмен опытом.
- Педагогические чтения, конференции, педагогическая мастерская.
- Эстафета педмастерства
- Выставки адаптированных к зрительным возможностям детей дидактических материалов, наглядных пособий, лучших работ детей.
- Проведение мастер-классов, “круглых столов”.
- Терминологический диктант.
- Ознакомление с новинками методической литературы.
- Тестирование слушателей по рассматриваемой проблеме (Приложение 3)
- Организация методической копилки.
- Деловые игры.
- Аукцион педагогических идей.
Слушатели ШППО представляют собственные практические разработки, обобщенный опыт своей работы, избирают форму иллюстрации своих материалов, высказывают мнение о ценности предложенного коллегами опыта и перспективах его развития. Обратная связь, откровенный обмен мнениями, анализ конкретных ситуаций позволяют заинтересовать воспитателей, создать положительный психологический климат.
Периодичность заседаний ШППО – 4 раза в год
ПЛАН РАБОТЫ ШППО НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Октябрь
Тема: Документационное обеспечение
деятельности воспитателя группы для детей с
нарушением зрения.
Формы работы: Экспресс-диагностика
затруднений, презентация пакета документов,
гостевой обмен опытом работы по ведению
документации, презентация литературы и
методических материалов по диагностическому
обследованию детей с нарушением зрения.
Декабрь.
Тема: Здоровьеформирующая педагогическая
деятельность в условиях ДОУ компенсирующего
вида.
Формы работы: рефлексивно-ролевая игра “Что
мешает ребенку в нашем ДОУ быть здоровым”,
просмотр и анализ занятий и видеоматериалов,
презентация с элементами слайд-щоу “Детская
игровая дидактика как средство укрепления
здоровья”, гостевой обмен опытом по теме
“Организация дифференцированной работы с
детьми, имеющими нарушения зрения”.
Февраль.
Тема: Формирование социальной уверенности у
детей с нарушением зрения.
Формы работы: дискуссионный клуб
“Социальная уверенность детей с нарушением
зрения: проблемы и перспективы”; просмотр и
анализ группового и подгруппового занятий в
подготовительной и 2 младшей группах; аукцион
дидактических игр для формирования у детей
социальной уверенности; деловая игра
“Калейдоскоп мнений”.
Апрель.
Тема: Эффективные формы взаимодействия всех
участников процесса реабилитации детей с
нарушением зрения в условиях ДОУ.
Формы работы: слайд-шоу “Чтобы глаза лучше
видели” с комментариями врача-офтальмолога;
просмотр и анализ деятельности детей и
педагогов: воспитателя (подгрупповое занятие
после ортоптического лечения),
педагога-психолога (психогимнастика),
инструктора по плаванию (танцы на воде),
музыкального руководителя (фрагмент оперы
“Кошкин дом”); презентация “Наглядные формы
работы с семьей ребенка с нарушением зрения”.
Коллективное обсуждение представленного опыта работы проводится в разнообразных формах. Например, все слушатели делятся на условные группы. Игровая задача “позитивистов” – ответить на вопрос: “Что авторы опыта смогли сделать хорошо и даже лучше нас?”; “почемучек” – придумать и задать педагогам, представлявшим свой опыт, вопросы независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманны; “всезнаек” – ответить на все возникшие вопросы и замечания, объяснить, почему было сделано именно так, а не иначе; “нигилистов” – подвергать все сомнению и отрицать многое из того, что увидели.
По результатам работы составляются методические рекомендации.
Такая работа ШППО создает условия для профессионального совершенствования педагогов, повышения их самооценки, позволяет социально позиционировать свои личные качества и достижения, поддерживает инициативу каждого педагога в образовательном процессе.
В конце учебного года проводится анкетирование слушателей (Приложение 4). Ежегодно до 95% слушателей ШППО оценивают ее деятельность чрезвычайно высоко. По их мнению, ШППО помогла сориентироваться в современных образовательных технологиях, повысить уровень владения профессиональными знаниями. Мониторинг за динамикой профессионального мастерства показал, что за последние 3 года в процессе аттестации 63% слушателей повысили деловую квалификацию.
Все вышесказанное позволяет утверждать, что ШППО является эффективным средством повышения профессиональной компетентности воспитателей ДОУ.