Цель: расширить знания обучающихся о видах транспорта, показать его значимость в жизни людей.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие способности к обобщению, классификации; совершенствование пространственной ориентировки, обогащение словарного запаса; воспитание культуры поведения, умения общаться.
Оборудование: индивидуальные карточки, ребус, картинки с изображением транспортных средств, таблица “Виды транспорта”.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Беседа.
- Вам необходимо съездить в другой город, посёлок, деревню. Чем вы воспользуетесь?
- Всё, что вы назвали, можно выразить одним словом. Каким? (Транспорт)
- Запишите тему занятия в тетради.
3. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня мы будем беседовать о транспорте, повторим правила поведения в общественном транспорте, разыграем ситуации.
Работа с таблицей.
- Весь транспорт можно разделить на виды.
- Посмотрите на таблицу, назовите виды транспорта. (Воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный)
Загадка.
Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
- А это можно назвать транспортом? (Показ картинки)
Этот транспорт называется – гужевой.
- Куда можно уехать на таком транспорте?
Изучение нового материала.
Классификация транспорта.
- Рассмотрите изображения на карточках. Выберите названия видов транспорта.
*Индивидуально - Диме (Выбрать городской пассажирский транспорт).
* Проверка.
- Что вы отнесли к автомобильному транспорту, назовите.
К воздушному? ж/д транспорту? морскому транспорту? гужевому транспорту?
- Дима, назови “свой транспорт”.
- Ребята, как можно назвать этот транспорт?
- Для чего нужен пассажирский транспорт?
Физминутка для глаз.
Правила поведения.
- Вспомните и назовите правила поведения в общественном транспорте.
- А как называют безбилетных пассажиров? Почему?
Задача.
“Чтобы Мише добраться до школы ему надо ехать на автобусе 10 мин, идти пешком 5 мин. Не опоздает ли он к первому уроку, если автобус отправляется в 8ч 30 мин, а начало уроков в 9.00?” (Показ циферблата)
- Молодцы!
Графический диктант.
- В тетрадях играем с клеточками.
- Что получилось? (паровозик)
- К какому виду транспорта мы его отнесём? (ж/д)
- Где вы видели паровоз?
ПАРОВОЗ – появился в начале 19 века. А первая железная дорога была протяжённостью всего 27 км. (Примерно от Топок до Мазурово).
- А почему его так называли? ( Разобрать слово по составу). Он работал на паровой тяге.
Сейчас по железным дорогам ездят современные поезда. Какие?
Тепловоз, электровоз – это локомотивы, которые тянут за собой вагоны.
Для перевозки людей – пассажирские поезда, скорые поезда - “Экспресс”, электропоезд, грузов – товарные, почты – почтово-багажные, пожарные, санитарные, литерные - идут без остановок и перевозят военную технику, грузы; восстановительные, если происходит авария на ж/д и др.
Физминутка.
4. Закрепление изученного.
Ролевые игры.
Дети в парах разыгрывают ситуации “Покупка билета”, “Посадка в вагон”. (Задания на карточках)
- Пока ребята готовятся, предлагаю вам разгадать загадки. Напоминаю тему нашего занятия “Транспорт”. Вы должны назвать отгадку и определить к какому виду транспорта он относится.
Загадки.
- Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
- Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. (Метро)
- Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём. (Велосипед)
- Закружу, заверчу.
В небеса улечу. (Вертолёт)
- В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
- Что за птица:
Песен не поёт,
Гнезда не вьёт,
Людей и груз везёт? (Самолёт)
- Я мчусь, держусь за провода,
Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
- Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор)
Просмотр игр.
6. Итог.
- Чем вам понравилось занятие?
- Задайте друг другу вопросы.