Здоровье ученика – становится первостепенной и актуальной темой на современном этапе развития системы образования. Эта проблема вызывает серьезную тревогу различных специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех видов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком образования. В значительной мере эта проблема касается детей с особыми образовательными потребностями. В частности умственно-отсталые дети с их клубком проблем в обучении, воспитании, социализации, адаптации в самостоятельной жизни. Низкий уровень развития познавательных процессов, отсутствие смысложизненных ориентаций и желания расширить свой кругозор, недостаточная познавательная активность вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться в работе с такими детьми. Сюда же накладывается негативный опыт познавательной и учебной деятельности, постоянный дискомфорт из за собственной неуспешности, неустойчивость эмоциональных реакций и поведения, неадекватная самооценка личности.
Всё это благоприятный фон для развития неврозов, неврозоподобных состояний, депрессивных расстройств, психосоматических состояний. О происхождении неврозов рассуждали Юнг и Фрейд, Хорни и Адлер и многие другие авторы. Они относят истоки неврозов и неврозоподобных состояний к особенностям мышления человека, к патологии эмоций, к нарушению процесса самопознания, личностного развития, психологической незрелости и инфантильности. Всё это в той или иной степени присутствует в психотипе личности умственно-отсталого ребёнка, делает его психику уязвимой для различного рода невротических отклонений.
“На нервной почве” – это словосочетание стало почти крылатым. По данным экспертов ВОЗ 45% всех заболеваний связано со стрессами.
Поэтому ориентиром в деятельности учителя коррекционной школы по здоровьесбережению должна стать работа по предупреждению школьного стресса и снятию факторов, его провоцирующих. Главные направления этой деятельности – возможности ребёнка, организация адекватных педагогических условий, создание благоприятной психологической и эмоциональной атмосферы образовательного процесса, которая включает в себя:
– организацию успеха в учёбе
– снятие стрессовых ситуаций
– опору на положительные качества ребёнка
– внушение уверенности в себе
– удовлетворение потребности в самореализации.
В коррекционном учебном процессе возможностью переориентировать систему обучения реальным потребностям и интересам ребёнка является технология разноуровневого обучения, основанная на принципах человеческих приоритетов, природосообразности, гуманизации.
Под разноуровневым обучением понимается такая организация учебного процесса при которой КАЖДЫЙ ученик имеет возможность овладеть учебным материалом на разном уровне в зависимости от ЕГО способностей и индивидуальных особенностей. За критерии оценки деятельности ученика принимаются его УСИЛИЯ по овладению учебным материалом, что позволяет сгладить неблагоприятные факторы и даёт позитивный настрой на учебную работу в целом.
Целевые ориентации применения технологии разноуровневого обучения по предупреждению школьных стрессов:
- Снятие психоэмоционального напряжения ребёнка, предупреждение тревожности и агрессивности с помощью системы методов коррекции, развития, компенсирования недостатков, заложенных в содержании учебно-воспитательного процесса.
- Коррекция и развитие психических процессов, базовых способностей всех компонентов продуктивного интеллекта и их включение в учебный процесс.
- Динамическое преодоление учебной пассивности ребёнка.
- Формирование положительной мотивации учебной деятельности.
- Перенос акцента с коллектива учащихся на личность.
Основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя остаётся урок.
Здоровьесберегающий потенциала урока в режиме технологии разноуровневого обучения включает в себя основные положения, требующие учёта в процессе обучения школьников с нарушениями интеллекта:
Ориентиры – интересы ребёнка создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, помощь психологов, дефектологов, медиков.
Основа мотивации учебной деятельности – познавательный интерес.
Сочетание рационального и эмоционального, специальные коррекционные методы, игровые приёмы и формы работы, занимательный материал, материал практического содержания и прикладного характера.
Личностно – ориентированный подход как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи школьникам с трудностями в обучении.
Ход познания – “от ученика”. Преобразующий характер деятельности учащихся.
Гибкая структура целей, задач, методов обучения, приёмов и форм работы, средств организации урока в зависимости от назначения урока, его содержания и возможностей ученика.
Использование предложенных подходов способствует не только достижению целей урока, но и снятию стрессовых ситуаций, сохранению физического и психического здоровья обучающихся, вызывает положительное отношение к обучению.
Создание условий для познавательной активности достигается специально организованным обучением. Оно предполагает дифференциацию учащихся с учётом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом.
По степени выраженности нарушения интеллектуального развития выделяются 3 основные группы:
1 группа – дети с наиболее высоким уровнем
обучаемости
2 группа – дети со средним (базовым) уровнем
обучаемости
3 группа – дети с низким уровнем обучаемости
Выделяют ещё 4 группу – группу учебного риска. Работа с такими детьми ведётся только по индивидуальным образовательным программам.
Работая в режиме технологии разноуровневого обучения, дети получают возможность вариативного подхода к отбору заданий, их объёма с учётом времени выполнения задания, уровнем развития познавательной деятельности и индивидуальными возможностями каждого ученика, стилем учебной деятельности. Такая организация деятельности на уроке способствует созданию благоприятной психологической атмосферы, снижает учебный негативизм детей, снимает многие комплексы, позволяет ученику понять свои возможности, почувствовать состояние успеха, во многом нейтрализует стрессообразующие ситуации.
Таким образом, применяя технологию разноуровневого обучения, учитель планирует в своей деятельности реализацию факторов здоровьесбережения, предотвращение стрессовых ситуаций, невротизацию, снятие негативного опыта в учебной деятельности ребёнка. Здоровьесберегающий потенциал технологии разноуровневого обучения включается в такие направления деятельности, как:
– личностная и социальная составляющие;
– когнитивная (интеллектуальная) составляющая;
– аффективная (эмоционально-волевая) составляющая.
Личностная и социальная составляющие.
В педагогической деятельности учителя, работающего по технологии разноуровневого обучения, необходим особый стиль общения с учениками, умение увидеть, понять и принять каждого. В отношении ребенка должны быть сформированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, терпение, справедливая строгость. Важно создать у ребенка чувство, что его понимают
Учитель ориентирован на партнерство, сотрудничество, содружество. В ходе взаимодействия детям дается возможность высказать свою точку зрения. Ребенок имеет право на ошибки, не нужно требовать невозможного и не сокрушаться о непоправимом. При овладении этим стилем отношений учитель должен избегать “сюсюканий”, инфантилизации процесса общения. Необходимо исключить авторитет силы, безграничной власти, диктата, а также насмешки, снисходительности, злорадства.
Применение технологии разноуровневого обучения даёт возможность для построения продуктивных отношений детей друг с другом, формирования коллектива. Здесь необходима работа, предполагающая использование различных форм общения, включение в учебный процесс активных методов обучения: игровых, тренинговых, деловых игр, групповых форм работы обучающих многим социальным навыкам, сотрудничеству. Очень важно обратить внимание на подбор учебного материала, рассчитанного на использование личного опыта. Учитель целенаправленно концентрирует внимание и интерес детей к внутреннему миру другого – его мыслям, знаниям, формам деятельности. Учит видеть состояние товарища, воспитывает терпимость, дружелюбие, умение выражать свои чувства, входить в положение другого, думать о том влиянии, какое их поведение, слова могут оказать на одноклассника. В конечном итоге, всё это способствует предотвращению конфликтных ситуаций, формирует умение общаться, толерантное поведение, а значит и снятие стрессовых ситуаций.
Когнитивная (интеллектуальная) составляющая.
Для умственно отсталых детей особенно вредны обучение на завышенном материале, методом многократного повторения плохо осмысленного материала, обилие словесного обучения в расчете на механическое запоминание, чтение текстов и вопросо – ответный метод без опоры на наглядность, на реальные представления по прочитанному и наглядно – действенное мышление учащихся, оперирование заученными штампами и бессмысленное манипулирование цифрами при обучении счету.
Все обучение должно проводиться методом предметно – практической деятельности учащихся с речевым сопровождением и должно быть направленно на выработку пусть примитивных, но осмысленных, правильных представлений по пройденному материалу и практических умений.
Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно – практической деятельности умственно отсталых детей на уроке. В предметно – практической деятельности дети могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.
Совершенствование содержания образования, всей духовной жизни класса на уроке и вне урока по модели созидательной деятельности детей и взрослого, на принципах педагогического оптимизма, гуманизма, гармонизации внутреннего мира ребёнка позволит достигнуть желаемого результата в воспитании, развитии и обучении детей без излишней невротизации.
Подача программного материала каждого класса даётся в сравнительно небольшом объёме и тщательно прорабатывается с помощью различных приёмов в зависимости от уровня обучаемости ребёнка, его индивидуальных особенностей с максимально возможным включением в процесс всех каналов восприятия.
Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, который необходимо правильно отобрать и объяснить, помочь усвоить и применить на практике с большей или меньшей степенью самостоятельности. Такой подход позволяет сохранить психическое здоровье, способствует предупреждению стрессовых ситуаций учащихся в ходе освоения содержания образования, понижению или снятию уровня тревожности. Эта задача разворачивается одновременно с задачей обеспечения качества содержания образования.
Аффективная (эмоционально-волевая) составляющая
Эмоционально-волевая составляющая включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения психического здоровья являются положительные эмоции, позитивные чувства которые возникают у ребёнка в ситуации успеха, уверенности в своих силах. Переживания, благодаря которым у него закрепляется желание учиться, трудиться, самовыражаться, проявлять себя в деятельности развивают волю, формируют волевые качества личности. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Цель для умственно-отсталых учащихся не должна быть завышенной. Дифференциация целей в технологии разноуровневого обучения позволяет каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Конкретная и адекватная цель обучения способствует приложению волевых усилий ребёнка, вызывает его желание работать на уроке, повышает ответственность за результаты своего учебного труда. В конечном итоге, личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья, принять здоровый образ жизни, сделать его внутренней потребностью. Эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, трудолюбие, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, помогают в сохранении душевного здоровья, как отдельного человека, так и всего коллектива.
Эффективность работы по предупреждению школьного стресса детей с особыми образовательными потребностями в аспекте технологии разноуровневого обучения подтверждается данными мониторинга.
Литература:
- Авдеев Д.А. Когда болит душа. Советы православного врача. – Москва: издательский дом СОФТ ИЗДАТ,2009.
- Епифанцева Т.Б., Киселенко Т. Е, Могилёва И.А. Настольная книга педагога – Дефектолога. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
- Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста.– Москва: Медицина, 1979.
- Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности. –Челябинск: ИДПОПР, 2001.