Зрение – величайшая ценность любого человека. 80% информации об окружающем мире дает нам зрение. По данным ВОЗ – в мире 37 миллионов слепых, 124 миллиона людей с плохим зрением. В настоящее время характерным является увеличение количества детей, имеющих нарушения зрения.
Любые нарушения зрения неизбежно оказывают влияние на зрительный акт, снижают количество и качество воспринимаемой информации, обуславливают фрагментарность, искаженность восприятия предметов, замедленность и нечеткость их опознания. Дети с нарушением зрения плохо различают форму, размер, цвет предметов; верх и низ; правую и левую стороны; плохо ориентируются в пространстве и времени. Это создает определенные трудности в период школьного обучения.
Дети с нарушением зрения нуждаются в создании комфортных условий пребывания в образовательной среде. Коррекция и компенсация зрительных нарушений у детей происходит не спонтанно, а требует целенаправленной коррекционной работы, нивелирующей у данной категории детей трудности в учебно-познавательной деятельности.
В нашем образовательном учреждении созданы коррекционные классы IV вида, куда принимаются дети с остротой зрения 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией, а также с косоглазием и амблиопией. Классы обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушением зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе.
Образовательный процесс в классах IV вида осуществляется на начальной ступени образования. Наполняемость классов – 12-13 человек. Для каждого класса организована группа продленного дня. В режим дня включены оздоровительные мероприятия – прогулки на свежем воздухе, физпаузы на уроках, зрительная гимнастика, дневной сон.
Все дети принимаются в коррекционные классы согласно заключению областной ПМПк. До школы большинство детей посещало специализированные группы детских садов города.
Наиболее часто встречающийся зрительный дефект у учащихся – это гиперметропия (дальнозоркость) – недостаток зрения, мешающий ясно видеть на близком расстоянии, который зависит от слабой преломляющей силы роговицы и хрусталика или слишком короткой передне-задней оси глаза; астигматизм – искажение изображений оптической системой вследствие неодинаковой рефракции по горизонтальным и вертикальным полям; амблиопия - оптически некорригируемое снижение остроты зрения без видимых патологических изменений глаза.
Коррекционная направленность образовательного процесса осуществляется на уроках по общеобразовательным предметам, а также на занятиях по социально – бытовой ориентировке, развитию зрительного и осязательного восприятия, по пространственной ориентировке, ритмике, логопедии.
Лечение учащихся с нарушением зрения осуществляется с широким использованием тифлоприборов и специального оборудования с учетом структуры зрительного дефекта, степени и характера нарушения зрения сестрой-ортоптисткой.
Давно работая на классах IV вида и наблюдая за детьми, анализируя их психическое развитие можно отметить, что многим детям свойственны неспособность к концентрации внимания, учащиеся не могут длительно заниматься одним делом, им требуется многократное повторение инструкции. Это объясняется рассеянностью, низким уровнем произвольности, повышенной возбудимостью, замедленностью зрительного анализа и синтеза, недостаточностью зрительного контроля, заторможенностью умственных действий, снижением объема памяти. Наши наблюдения свидетельствуют, что у детей с нарушенным зрением отмечается в разной степени общая моторная недостаточность.
Речевые дефекты у детей с нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих и являются системными нарушениями различного уровня, не всегда зависящего от сложности зрительной аномалии. Организация коррекции этих недостатков осуществляется по традиционной методике с учётом некоторых специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями. Большое влияние дефект зрения оказывает на формирование лексико-грамматической стороны речи. У данной категории детей восприятие окружающего мира происходит фрагментарно, схематично, замедленно, сам процесс недостаточно осмыслен. Для некоторых учащихся характерно явление вербализма.
Задачей учителя, дефектолога, логопеда, воспитателя является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объём пассивного и активного словаря.
Прежде чем приступить к обследованию ребёнка с нарушением зрения тщательно изучается офтальмологический диагноз, так как в зависимости от вида и сложности зрительной патологии подбирается диагностический материал и способы его подачи. Подбор диагностического материала осуществляется с учётом зрительных нагрузок, определённых врачом – офтальмологом.
Учебно-наглядные пособия для коррекционных занятий подбираются так, чтобы одновременно удовлетворять лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, и вызывать у детей интерес к занятиям, способствовать решению конкретных лечебных задач.
Гигиенические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя требования:
- к освещению и учебному оборудованию;
- к организации учебных занятий, имея в виду минимизацию вреда, который может быть причинен используемыми на занятиях техническими средствами обучения, например, компьютерами.
Офтальмологические рекомендации к организации условий проведения уроков включают в себя:
- рекомендации к формам организации учебно-воспитательной работы;
- специальные мероприятия по профилактике нарушений зрения.
В настоящее время в классах обучается 50 человек. Один из низ – на домашнем обучении.
Уроки, занятия, самостоятельная деятельность, режимные отрезки организуются с учетом индивидуально-дифференцированного подхода. Результаты деятельности ребенка рассматриваются только в индивидуальной динамике. Особенно это касается детей со сложной структурой дефекта. Такой подход обеспечивает положительные результаты развития каждого ребёнка.