Пояснительная записка
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям и способностям. Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими дефектами во многом зависит от состояния проводимой в школе коррекционной работы. Необходимо повышать уровень познавательной активности учащихся и развивать их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности, формировать у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
Учащиеся коррекционной школы испытывают значительные трудности при выполнении умственных действий в труде, таких, как ориентировка в задании (анализ образца, понимание инструкции, привлечение своего прошлого опыта к решению данной задачи); планирование предстоящей работы; самоконтроль. Эти трудности являются причиной недостаточной самостоятельности в труде. Таким образом, задача формирования общетрудовых умений является наиболее ответственной в трудовом обучении. Решается она систематически, начиная с 5 класса.
Принимая во внимание различный уровень возможностей учащихся, особенно на первых этапах обучения, программой предусмотрены дифференцированные задания.
В этом возрасте учеников важно приучить обсуждать характеристики изделий, продумывать план предстоящей работы, оценивать сделанное на уроке (рассказывать о последующих предстоящих действиях, в устном отчёте о выполненной работе).
Программа элективных курсов "Филейно - гипюрная вышивка" предусматривает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению несложных изделий.
В течение года учащиеся изучают правила и осваивают навыки выполнения различных стежков и швов.
При изготовлении изделий программой предусмотрено выполнение практических работ от простых к сложным, которые носят коррекционную направленность.
Данный элективный курс расширяет и углубляет базовый компонент ГОСа основного общего образования по направлению "Технология. Обслуживающий труд" в рамках модуля "Вышивка изделий". Курс "Технология" ("Филейно - гипюрная вышивка") предложен как один из вариантов подготовки учащихся школ восьмого вида к самостоятельной жизни. Он может рассматриваться как один из способов решения задачи обучения умственно отсталых детей видам полезного проведения досуга. Курсы по выбору, представляют собой своего рода профессиональные пробы.
Цель курса:
- создание условий для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование личности ребёнка через освоение художественно - нравственных ценностей культуры своего народа.
Учебными задачами курса, как и уроков трудового обучения являются:
- формирование общетрудовых умений и навыков;
- формирование социальных навыков, которые помогают в дальнейшем обрести доступную им степень самостоятельности в трудовой деятельности;
- умение анализировать образец изделия;
- ориентироваться в предстоящем задании;
- планировать предстоящую работу;
- контролировать текущие и итоговые результаты своего труда;
- большое внимание уделяется усвоению и соблюдению правил безопасных приёмов работы;
- приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований;
- использованию речи для взаимодействия в процессе труда;
- формирование положительной мотивации к учению;
- уделять внимание чтению схем, по которым в дальнейшем необходимо выполнять вышивку салфеток;
- научить детей увлекательному проведению свободного времени;
- создание среды творческого общения, ситуации успеха.
Специальной задачей трудового обучения во вспомогательной школе является проведение коррекционно-развивающей работы. При этом развиваются пространственная ориентировка, воображение. Формируется способность концентрировать внимание, включая одновременно и слуховой анализатор и зрительный анализатор. Корригируются речь и мышление.
В процессе обучения исправляются недостатки познавательной деятельности, наблюдательности, воображения, речи, а также недостатки физического развития, особенно мелкая моторика рук. Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении гипюрных изделий, развивается умение работать в группе при выполнении коллективных заданий. В процессе проведения занятий, у учащихся формируется культура труда, эстетическая направленность деятельности, этика бесконфликтного общения.
Элективные курсы, имеющие как теоретическую, так и предметно - практическую основу, позволяет учащимся не только получить знания о ручном филейном плетении сеток и выполнении гипюрной вышивки на них, но и реально испытать свои возможности и почувствовать ситуацию успеха.
Курс изучается в 5 - 9 классах специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 45 минут, состоят из двух частей: теории (15 минут) и практики. На каждом занятии соблюдается охранительный режим, проводятся физминутки, гимнастика (3-5минут). Наполняемость группы учащимися до 6 человек. Группа может быть разновозрастная.
Исходя из специфики контингента учащихся школы, педагог оставляет за собой право варьировать количество теоретических и практических часов на занятиях, а также количество часов на выполнение той или иной темы. После изучения каждой темы и полностью курса предусмотрены самостоятельные работы с обязательным выполнением теоретических и практических заданий.
В курсе рассматривается
История появления филейно-гипюрной вышивки. Виды филейных изделий и их применение в быту. Изучение традиций и особенностей русского народного творчества, приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времён. Посещение учащимися выставок декоративно-прикладного творчества повышает культурный уровень, способствует эстетическому развитию.
Ручное плетение сеток. Знакомство с материалами, инструментами и приспособлениями для плетения сеток. Подготовительные работы для плетения сеток. Плетение сеток. Выделение главного композиционного центра.
Безопасность труда при выполнении швейных работ. Учащиеся закрепляют знания по правилам техники безопасности при работе с иголками и булавками, при работе с ножницами.
Ручная вышивка на сетке. Учащиеся закрепляют и отрабатывают правильные приёмы выполнения ручных швов.
Изготовление кружевных изделий. Учащиеся осваивают приёмы с помощью изученных ранее швов, выполняют ручные швы на образцах.
Учащиеся знакомятся с требованиями и технологией изготовления кружевных изделий. В обучении предметной деятельности декоративно-прикладного характера одинаково важны и процесс, и результат.
Межпредметные связи в рамках определенной области знаний
Математика. Закрепление математических действий, необходимых во время плетения сеток и во время расчёта и расположения схемы предстоящей салфетки на сетке.
Черчение. Чтение схем.
Русский язык. Позволяет повторить правильное написание отдельных технологических терминов.
Чтение и развитие речи. Учащиеся читают задания, инструкционные и технологические карты, проговаривают последовательность выполнения практической работы, выполняют отчёт о проделанной работе, анализируют качество своей работы, сравнивая с образцом готового изделия.
История. Позволяет знакомиться с историей и традициями русского народного творчества.
Требования к оснащённости учебного процесса:
- история плетения и вышивки;
- образцы х/б ниток;
- образцы челноков и направительных линеек;
- образцы филейных сеток;
- образцы рамок;
- образцы игл для вышивальных работ;
- ножницы;
- образцы намотки ниток на челнок;
- образцы соединения концов нитей;
- описания и схемы вышивок;
- образцы кружевных изделий.
Учебно-тематический план элективного курса "Филейно-гипюрная вышивка" (Приложение 1)
Список литературы.
- Н.А. Тазова. Филейно-гипюрная вышивка. - М., 1983.
- Н.А. Тазова. Филейно-гипюрная вышивка. - М., 1998.
- Рукоделие. Популярная энциклопедия. - М., БРЭ, 1994.