Развитие речемыслительной деятельности у детей с ЗПР рассматриваю как наиболее значимое направление коррекционной работы, так как оно является результатом подготовки детей к школе. К изучению данной темы, меня подтолкнули следующие аспекты:
– Психика детей с задержкой психического развития мало изучена, отмечается поверхность мышления, малоподвижность мыслительных процессов, быстрая утомляемость; их речевое развитие характеризуется: бедностью словаря, неточностью понимания значений слов; Тяжело дается последовательно излагать свои мысли, наблюдаются длительные паузы, проблемы с грамматическим оформлением предложений. Дети с ЗПР – это дети, которые “застряли” каждый на чем-то своем, их надо только подтолкнуть, сдвинуть с этой “застрялки”. Вовремя определить проблему, требующую коррекции, оказать помощь.
– Мышление и речь должны находиться в союзе друг с другом, но на ранних ступенях развития у детей, мышление и речь находятся на разных уровнях развития (“ отдельно друг от друга” – по Рубинштейну). Одни дети могут элементарно мыслить, но у них нет речи; У других присутствует речь, а мыслительные процессы находятся на низком уровне /в зависимости от диагноза/. Осуществляется союз мышления и речи, постепенно, благодаря коррекционно – развивающему обучению, специалистами. Из практики мы видим, что проблемных детей становится все больше и больше. Опираясь на принципы коррекционной педагогики, веду каждого ребенка своей дорожкой, своим путем пошагового развития к речемыслительной деятельности. В работе использую эффективные методики для развития речемыслительной деятельности, создавая такие ситуации, которые актуализируют ее потребность. Необходимо умелое педагогическое воздействие и руководство.
– Много времени и сил приходится отдавать для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к детям, т. к. нет единой “Программы воспитания и обучения для детей с ЗПР”; Очень мало разработано коррекционно – педагогической литературы, наглядно – дидактического материала для работы с детьми ЗПР. В работе опираюсь на свои знания, педагогический опыт и радуюсь малейшим открытиям.
Цель работы: Используя эффективные методики осуществлять квалифицированную коррекцию речемыслительной деятельности детей с ЗПР, которая приведет к положительному результату по подготовке детей к школе и социальной адаптации в общество.
Задачи:
– Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью;
- Развивать познавательные процессы и мыслительные операции;
- Учить детей понимать суть, мыслить не расплывчато, а конкретно;
- Развивать познавательную, речевую активность, целеустремленность;
- Снижать страх “говорить”, “держать речь” – логофобии;
- Актуализировать внутренние ресурсы, постепенно включать механизмы самокоррекции.
- Создавать условия для самореализации личности;
- Развивать коммуникативные способности;
- Формировать активные эмоции: удивление, радость победы, подводить детей к самостоятельным достижениям и не останавливаться на достигнутом в обучении, искать свое “Я”.
В течение пяти лет осуществляла работу по данной теме, переходя от одного этапа к другому: С целью активизации и стимулирования речемыслительной деятельности детей с ЗПР, повышения интереса на занятиях опиралась на проблемно-поисковые методы и приемы ТРИЗ, А.М.Страунинга, М.А. Страунинга. Изучала современные авторские методики О. М. Дьяченко, Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко., С. В. Коноваленко, В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Е. А. Алябьевой, рекомендации В.Ф. Базарного, /доктор медицинских наук, руководитель научной лаборатории в Москве, врач – офтальмолог/, и др. Постоянно изучала и внедряла в работу “игровую коррекцию речи” (речевые игры, упражнения, установки, пальчиковые игры, физминутки, т.д.) на индивидуальных и фронтальных занятиях с детьми ЗПР.
- Для осуществления взаимосвязи с воспитателями по “игровой коррекции речи” в группе, мною было оформлено “лого – сенсорное панно”, к нему разработан комплекс коррекционно-развивающих игр, которые способствуют развитию речемыслительной деятельности детей с ЗПР. /За основу взята методика Базарного В.Ф. “Экологическая стенка”/. На стене наклеены фотообои, на них натянуты по горизонтали три лески, закрепленные по бокам панно; вверху, посередине, внизу. Для панно необходимы предметные картинки по всем лексическим темам и мини прищепки (зажимы) для того, чтобы картинки держались на лесках./ Учитывая специфику ДОУ, с помощью “лого – сенсорного панно” дети обучаются играя. Играя, ребенок выполняет задание, воспринимает информацию, мыслит, осуществляет действие, произносит высказывание, доказывает. Включение двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию. Играя у “лого – сенсорного панно” закрепляем пройденный материал по развитию речемыслительной деятельности и добиваемся положительного результата в воспитании и обучении детей с ЗПР /см. “Лого – сенсорное панно” – приложение № 1/.
- Для лучшего усвоения материала по познавательному развитию и развитию речи использую разные виды моделирования (схемы – модели, зарисовки, опорные картинки, т.д.). Важнейший принцип дидактики “наглядность”, облегчает процесс формирования речемыслительной деятельности детей с ЗПР. Для детей с ЗПР наглядность решает все! Использование схем помогает в обучении детей с ЗПР в формировании фраз, в построении предложений, высказываний, формирует элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями. Наличие зрительного плана делает рассказы более четкими, связными, полными, последовательными. Развиваются психические процессы. На таких занятиях ребенок более активен, он видит знакомую картинку, вспоминает ее название, логически мыслит, произносит, появляется желание говорить. Ассоциации подталкивают ребенка к составлению предложения, рассказа – тем самым облегчают процесс речемыслительной деятельности. Обогащается активный словарь ребенка.
Предлагаю ознакомиться с наглядно – дидактическим материалом, который можно использовать педагогам, специалистам, родителям и детям на занятиях и в играх, для развития речемыслительной деятельности. Схемы продуманы и оформлены, по основным темам “Программы воспитания и обучения в детском саду” под ред. М. А. Васильевой и приближены к специфике ДОУ /для детей с ЗПР/. Эти пособия пользуются большим спросом у специалистов нашего ДОУ.
- По временным представлениям; /см. пособие “Времена года” – приложение № 2 /.
Методические рекомендации: Пособие включает не только схемы по составлению рассказов о всех временах года, но и схемы, которые дают понять детям: Чем отличается зима от лета? Весна от осени? Время года “Весна” оформлена в виде цветных мнемо – картинок на магнитах, для того чтобы ребенок мог сам выкладывать их в определенном порядке, определяя последовательность изложения текста, рассказа. При составлении рассказа о весне можно использовать мнемо – картинки не на прямой линии, а на “волне” /рекомендации В.Ф.Базарного./, что зрительно активизирует внимание детей с ЗПР и поддерживает их интерес к занятию. /см. приложение № 3/ В пособие входят схемы для быстрого запоминания примет и пословиц о временах года.
- О жизни животных; /см. пособие “В мире животных” – приложение № 4/.
Методические рекомендации: Пособие можно использовать для детей старшего дошкольного возраста. Пособие предназначено для обогащения знаний детей об особенностях жизни “домашних” и “диких” животных. Учить детей составлять рассказы по схеме о животных, включая все познавательные и речевые задачи “Программы воспитания и обучения в детском саду” под ред. М. А.Васильевой. (Чей малыш? Особенности внешнего вида; Название детеныша; Животные “домашние” или “дикие”? Кто о них заботится? Где живут? Чем питаются? Какую пользу приносят людям? и т.д.). Ребенок рассказывает по схеме, которую выбрал сам. Составленные схемы являются подсказкой, на каждый вопрос ребенок может найти в них ответ. В схеме определена последовательность рассказа. Для ребенка с ЗПР это лучший вариант для обучения рассказыванию.
- По заучиванию стихотворных текстов; /см. пособие “На картинки посмотри, и стихотворение повтори” – приложение № 5 /.
Задачи:
- Развитие речемыслительной деятельности через заучивание стихов по опорным схемам.
- Учить понимать смысл стихотворений, рассказывать их не спеша, вырабатывать четкость каждого слова.
- Развивать интонационную выразительность речи, следить за речевым дыханием.
- Обогащать и активизировать словарь детей.
- Способствовать развитию внимания, зрительного восприятия, произвольной памяти.
- Воспитывать любовь к поэзии. Воспитывать желание читать стихи для окружающих, выступать в роли артиста.
Методические рекомендации: Пособие предназначено для развития речемыслительной деятельности через заучивание стихотворений по опорным схемам для детей с ЗПР – II, III, IV года обучения. Стихи подобраны с учетом специфики ДОУ и с опорой на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой. Стихи распределены по кварталам, на каждый год обучения. Для каждого стихотворения имеется схема.
- Для автоматизации поставленных звуков, составила рассказы и схемы /по методике В.К. Воробьевой, модель цепной организации: “Лепное рассказывание”. /“Полет на планету Киронов”, “Уточка Кря – Кря”, “Осенний урожай”, /см. приложение № 6/.
Методические рекомендации: У детей ЗПР сложно автоматизируются поставленные звуки, много времени уходит на их отработку по заучиванию стихов, песенок, чистоговорок. Намного быстрее автоматизируются звуки в текстах, построенных по “лепному рассказыванию”. Составляя предложение по схеме, ребенок заканчивает его определенным словом. Начинает следующее предложение с этого же слова. Последнее слово в предложении является ведущим. Чем заканчиваем, с того и начинаем. Так получается рассказ. Для работы необходимо правильно оформить маркеру /см. приложение № 6 /. Иметь картинки к каждому рассказу.
Предлагаю вашему вниманию: конспект индивидуального занятия по автоматизации звуков [р], [р’] “Полет на планету Киронов”.
Программное содержание:
Продолжать работу по развитию артикуляционного аппарата. Автоматизировать звук [р] в закрытых слогах, словах, чистоговорках, тексте. Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизировать словарь: планета, космический рейнджер, космические полеты. Развивать речемыслительную деятельность, используя методику В. К. Воробьевой “лепное рассказывание”. Учить отвечать на вопросы, четко излагать свои мысли. Развивать мелкую моторику пальцев рук, обрисовывая силуэт инопланетянина. Вызвать у ребенка положительный эмоциональный отклик на занятии, почувствовать уверенность в своих силах. Способствовать развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять словесную инструкцию.
Оборудование: Игрушка-инопланетянин “Кирон”; Рисунок с выбитыми дырочками для обведения силуэта; Мнемо – картинки для составления рассказа “На планете Киронов”; Маркера; “Телевизор” с прорезями для пленки; Пленка со схемой; Дождевая тучка из картона; Массажоры “ежики”.
План занятия:
- Организационный момент.
- Проговаривание стихотворного текста с массажорами.
- Обведение по точкам силуэта инопланетянина.
- Артикуляционная гимнастика: “улыбочка – поцелуйчик”, “заборчик”, “лопаточка”, “качели”, “пирожки”, “чашечка”, “лошадка, тпру”.
- Упражнение на дыхание “Тучка грозовая”.
- Загадка.
- Упражнение “Заводи мотор: Р-Р-Р… – рь-рь-рь!”.
- Звуковая дорожка: “Ир-ер-юр-яр… – ри-ре-рю-ря!”.
- Инопланетянин учит разговаривать с удивлением, с испугом, с сожалением: “Ир-ер-юр-яр”.
- Дидактическая игра “Закончи предложение”, с использованием телевизора (с прорезями).
- Учим инопланетянина говорить, как земляне ( чистоговорки “Ир-ер-яр-юр”).
- Физминутка: “Весенние изменения в природе”.
- Составление рассказа “ На планете Киронов” по методике В. К. Воробьевой “лепное рассказывание”.
- Вопросы по тексту.
- Составление рассказа ребенком.
Ход занятия:
– Здравствуй, Руслан! Я очень рада, что ты пришел на занятие (здороваюсь с ребенком, соприкасаясь своими ладонями с его ладонями, смотрю ему в глаза). В последнее время ты стал более уверенным в себе, самостоятельным, целеустремленным. Ты сам заметил, что у тебя всё получается? Особенно проговаривание звука р. Я очень рада за тебя. Из тебя получится хороший космический рейнджер. Хочешь быть рейнджером? Отправляемся в космический полет.
- Берем штурвал (массажоры – “ежики”) и проговариваем:
В корабле мы летим, во все стороны глядим,
На все кнопки нажимаем и все звезды облетаем!
- Ой, а впереди у нас какие-то трудности. Необходимо срочно обвести рисунок по звездам.
– Кто же это у тебя получился? |
Познакомься, это инопланетянин Кирон. |
– Давай-ка, мы с ним поздороваемся и пообщаемся. Артикуляционные упражнения: |
|
– Проходи, мы приветствуем тебя, мы тебя уважаем и не обидим! |
“улыбочка – поцелуйчик” |
– Калитку тебе открываем
|
“заборчик” |
– Стол накрываем, пирожками угощаем, |
“пирожки” |
– Чай наливаем |
“чашечка” |
– На лошадке поехали… |
“лошадка: тпру” |
|
упражнение на дыхание “Тучка грозовая” |
|
На космическом корабле, потому что он летит со скоростью звука. |
|
упражнение “Заводи мотор: Р-Р-Р…– рь-рь-рь!” |
|
ребенок на каждый виток произносит звуки: “Ир-ер-юр-яр… – ри-ре-рю-ря!” (с удивлением: ир-ер-ир-ер; с испугом: ер-яр-ер-яр; с сожалением: яр-юр-яр-юр) |
|
Включаем телевизор, играем в
игру “Закончи предложение”: |
|
|
Ма-ма-ма, вот и кончилась зима! |
Хлопаем в ладоши, разводим руки в стороны. |
Сна-сна-сна, пришла в гости к нам весна, |
Руки в стороны, нога на пяточку. |
Чи-чи-чи, солнца жаркие лучи, |
Имитируем руками солнце, пальцы двигаются как сверкающие “лучики”. |
Учьи-учьи, превратят снега в ручьи, |
Имитируем пальцами рук “превращение”. |
Ать-ать-ать, птицы стали щебетать, |
Имитируем руками “крылья”, пальцами “клюв”. |
Ть-ть-ть, реки толстый лед ломать, |
Выполняем резкие перекрестные движения вытянутыми руками. |
Ем-ем-ем, мы весной гулять пойдем, и Кирона с собой возьмем! |
Имитируем ходьбу на месте. Перекрестные движения руками на груди. |
– Руслан, Кирончик нам приготовил картинки, надо их расшифровать. Слушай мой рассказ и запоминай, называется он: “ На планете Киронов”. |
|
– Однажды Кирон гулял по своей планете. |
Ребенок каждый раз заканчивая предложение определенным словом, начинает следующее предложение с этого же слова. Таким образом получается рассказ |
– На планете было сыро и холодно. |
|
– Холодно так, что Кирон никого не встретил. |
|
– Не встретил, потому что все Кироны боялись воды. |
|
– Вода могла погубить всех Киронов. |
|
– Кироны стали раскачивать планету. |
|
– Планета повернулась к солнышку. |
|
– Солнышко согрело и спасло планету Киронов. |
|
– Почему Кирон гулял по своей планете один? |
Он хотел найти друзей |
– Чего боялись все Кироны? Почему? |
Они боялись воды, так как вода могла их погубить. |
– Что придумали Кироны для того, чтобы спасти свою планету? |
Кироны стали раскачивать планету, для того, чтобы она повернулась к солнышку… |
– А теперь, Руслан, ты сам, как рейнджер, попробуй составить рассказ “На планете Киронов”. |
Составляет рассказ |
– Руслан, Кирону ты очень понравился и я думаю, что он хочет познакомиться с ребятами нашей группы. Познакомь его с ними.
Общий вывод по теме: Дети с ЗПР особая категория детей, которая нуждается в квалифицированной коррекции речемыслительной деятельности. Помогут нам в этом различные виды моделирования “схемы”, которые являются эффективными методами и приемами в коррекционной работе. Для развития речемыслительной деятельности детей ЗПР, использование “схем” дает положительную динамику в их воспитании и обучении.