"Давайте беречь природу!" Урок русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока:

  1. Развитие умения различать звонкие и глухие согласные на конце слова, распознавать слова, которые нужно проверять, подбирать проверочные слова, сравнивать согласные буквы в проверочном и проверяемом словах.
  2. Коррекция развития фонематического слуха на основе произношения звуков, прослушивания отдельных пар звуков.
  3. Развитие навыков грамотного письма, наблюдательности, аккуратности при выполнении письменных работ.
  4. Воспитание любви к животным и родной природе.
  5. Знакомство со значением словосочетания “экологическая катастрофа”.

Наглядные пособия: Лента букв и звуков, сигнальные карточки, предметные картинки.

ТСО: Проектор, системный блок. Презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент:

    Учитель: Сядет тот, кто назовет слово, в котором первый звук парный согласный. (Слайд 3).

Психологический настрой.

Открыть тетради, записать число,

    - какое сегодня число?

    - какой сегодня день?

    -к ак называется месяц?

Чистописание.

Словарная работа. (Слайд 4). Учитель показывает предметные картинки, дети проговаривают по слогам: картофель (Слайд 5), горох (Слайд 6), помидор (Слайд 7), огурец (Слайд 8), морковь (Слайд 9), овощи (Слайд 10).

Работа над повторением звукобуквенного разбора.

Знакомство со значением слова картина, повторение звукобуквенного анализа этого слова. (Слайд 11).

Картина – произведение живописи, нарисованное красками. Вот, например, картина великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина: “Рожь” (Слайд 11).

Вот его известные картины: “Утро в сосновом лесу” (Слайд 12), “Сосновый бор” (Слайд 13), “Дубы” (Слайд 14), “Корабельная роща” (Слайд 15).

На этих картинах мы видим великолепную природу.

А теперь давайте вспомним, какое было лето в этом году?

- Жаркое.

А что случилось с нашими лесами?

- Они горели.

А что еще горело?

- Дома, животные.

А вот совсем недавно у нас в Краснодаре стоял дым, нам трудно было дышать. Что это было?

- Это горели леса вокруг Краснодара. (Слайд 16).

Верно. Посмотрите этот фотоэтюд. Были выходные, люди отдыхали в лесу, жгли костры и не затушили. (Слайд 17). В результате пожара сгорели деревья, но ведь горят не только деревья, погибают наши меньшие братья.

Все это называется экологической катастрофой. (Слайд 18).

Так давайте беречь природу, не будем сами жечь костры в лесу, но и запрещать другим, а если заметите пожар, то надо позвать взрослых.

А сейчас мы вернемся к слову картина (Слайд 19), и будем надеяться, что художники будут писать замечательные картины о природе и животных, а мы будем ими любоваться.

- Поставьте ударение в слове картина.

- Как называется гласный в первом слоге?

- Сколько звуков в этом слове, букв, слогов (7 букв,7 звуков, 3 слога.)

- Выставить звуковые карточки слова “картина” и объяснить, почему во втором слоге зеленая карточка.

- Составим предложение со словом картина:

У нас на стене висит картина.

Новая тема

1. Сегодня на уроке мы будем учиться различать звонкие и глухие согласные на конце слова, а так же находить проверочные слова. А для этого поиграем в игру и послушаем, как оглушаются звуки. Я кидаю мяч, называя согласный звук, а вы возвращаете мне его, произнося этот же звук шепотом: Б - П , Д - Т , В - Ф , З - С , Г - К, Ж - Ш.

- Одинаковые звуки мы с вами произносим?

- Давайте посмотрим, почему так произошло?

- Сравниваем пары звуков:

Б – закрываем ладошками уши. Звон

П – звука нет.

Вывод. При произнесении одинаковых звуков голосок дрожит и чувствуется звон в ушах – такие звуки называются звонкими согласными, при произнесении других звуков голосок в горлышке спит, в ушах звона не чувствуется эти звуки называются глухими согласными.

2. Физминутка. Сейчас потренируемся ( стоя), я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий; и закрывайте уши ладошками, если звук глухой : з, к, ж, д, ф, г, п, в, с.

3. А теперь я вам предлагаю послушать стихотворение Б. Заходера. (Слайд 20).

Обратите внимание на слово морж.

- Какой звук вы слышите на конце?

- Рассмотрим, как написано это слово?

МОРЖ

- Что же получается: слышится звук [ ш], а пишется буква ж? Почему? Ответ на этот вопрос мы найдем в самом стихотворении:

МОРЖ.

Морж спросил у кенгуру:
- Как выносишь ты жару?
- Я от холода дрожу!
Кенгуру сказал Моржу.

- Найди проверочное слово к слову Морж.

- Какая буква стоит после ж?

- Записать в тетради: МОРЖ - МОРЖУ - НЕТ МОРЖЕЙ

4. Теперь рассмотрим слова и найдем проверяемые и проверочные слова.

ВОЛК – ВОЛКИ - НЕТ ВОЛКА (Слайд 21).

ЖИРАФ – ЖИРАФЫ – НЕТ ЖИРАФА (Слайд 22).

БЕГЕМОТ - БЕГЕМОТЫ – НЕТ БЕГЕМОТА (Слайд 23).

ЛЕВ – ЛЬВЫ - НЕТ ЛЬВА (Слайд 24).

ЁЖ – ЕЖИ – НЕТ ЕЖА (Слайд 25).

ВЫВОД (Слайд 26):

- Чтобы было легче проверять парный согласный на конце слова, надо изменять слово так, чтобы после согласной стоял гласный.

Один – много

Носорог – носороги

Или поставить слово “нет”. Нет носорога.

5. Работа в тетради.

- Работа над упражнениями.

Подведение итогов работы.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

- Как нам это пригодиться в жизни?

- Отметки.

ИГРА (Слайд 27): Назови предметы. Произнеси последний звук в слове.

Какой это звук – звонкий или глухой? ЗАВОД (Слайд 28), КЛЮВ (Слайд 29), БУКЕТ (Слайд 30), ЖУК (Слайд 31), РАК (Слайд 32), КРОТ (Слайд 33), СЛЕД (Слайд 34), ФЛАГ (Слайд 35).

Перечень использованных ресурсов Интернета.