Тема: танцевальное движение “флик – фляк ”; автоматизация звука ж; прослушивание пьесы “Октябрь” П. И. Чайковского; разучивание песни “Лодочка”.
Цели и задачи урока: разучить новое танцевальное движение; учить воспроизводить речевой материал в заданном темпе; закреплять правильное произнесение звука ж в слогах, словах и тексте; закреплять умение воспринимать, различать и воспроизводить различные ритмы; воспитывать интерес к слушанию музыки, с помощью рассматривания во время прослушивания репродукций картин, близких по настроению к музыкальному произведению; развивать умение исполнять ритмический рисунок песни; развивать слуховое внимание и нарушенную слуховую функцию.
Оборудование: таблички, элементарные музыкальные инструменты, фортепиано, DVD, диск с пьесой П. Чайковского “Октябрь”, компьютер, репродукции картин русских художников в электронном виде: Г.Мясоедов “Осеннее утро”, И.Остроухов “Золотая осень”, В.Бялыницкий-Бируля “Задумчивые дни осени”, И.Бродский “Опавшие листья”, М.Абакумов “Улетают”, “Идут золотые дожди”, Е.Волков “Октябрь”, М.Нестеров “Абрамцево”, И.Лапин “В конце октября”.
Урок проводится в специальном музыкальном зале.
Ход урока
1. Организационный момент
. Слуховая перекличка.– Поздоровайтесь. Какой сейчас урок? ( фраза предъявляется за экраном).
– Я буду говорить, а вы повторяйте за мной: музыка, танцевальное движение, композитор П.Чайковский, октябрь, звучит музыка (за экраном).
– Сегодня на уроке мы будем учить новое танцевальное движение, слушать и говорить, петь. Повторите (фраза предъявляется слухо-зрительно).
– Алёша, иди ко мне (фраза за экраном). Скажи ребятам, чтобы они старались, были внимательны, работали хорошо (учитель произносит фразу для ученика, ученик обращается к учащимся).
2. Разминка под бубен
.Учитель исполняет разный ритм, учащиеся изменяют движения в соответствии с ритмом (бегом, марш, полька, стоп).
3. Разучивание танцевального движения “флик – фляк ”.
Описание движения.
Исходное положение 6 позиция. Музыкальный размер 2/4.
На “раз”: скользящим движением правая нога выносится вперёд.
На “два”: скользящим движением правая нога возвращается назад в положение согнутая в колене.
На “три”: притоп правой, затем левой ногой.
На “четыре”: притоп правой ногой.
Аналогично движение выполняется с левой ноги.
– Будем учить танцевальное движение. Движение называется “флик – фляк”
(За экраном, учащиеся повторяют фразу, после этого название движения предъявляется на табличке).
- Показ движения учителем.
- Сопряжённое выполнение движения под счёт учителя, далее под счёт детей.
4. Автоматизация произносительных навыков.
1. Дыхательные упражнения
а) Закрепление навыка диафрагмального дыхания.
б) Фонационное дыхание:
Ф_Ф_Ф_Ф________
С_С_С_С________
Ш_Ш_Ш_Ш _____
Ф___С___Ш_____
2. Речевое дыхание
Длительное произнесение на одном выдохе гласных
А_______О_______У_______И_______Э__________
3. Работа над темпом речи
ПА-ПО-ПУ ПА-ПО-ПУ ПАПА –ПОПО-ПУПУПУ
Произносить слоги, постепенно наращивая темп, руками имитировать движения колёс.
4. Работа над ритмом и слитностью речи
Ритм __ __ __/, __/ __.
ТАта | ТАта | ТАта | Туча небо кроет. |
ТАта | татаТА | Солнце не блестит; | |
ТАта | ТАта | ТАта | Ветер в поле воет; |
ТАта | татаТА | Дождик моросит. |
Слоги и текст написаны на доске.
– Будем хлопать (за экраном).
а) Учитель отхлопывает ритм и проговаривает
слоги, выделяя ударный.
б) Учитель и ученики отхлопывают ритм и
проговаривают слоги.
в) Учитель за спиной у детей проговаривает слоги
(расстояние меняется в зависимости от остатков
слуха ученика). Ученики воспроизводят
услышанное, проговаривая и отхлопывая ритм.
– Будем хлопать и говорить (за экраном).
г) Учитель и ученики отхлопывают ритм и
проговаривают слова стихотворения.
5. Автоматизация звука Ж.
а) Ж_______– движение на звук Ж.
ЖА____ЖО____ЖУ____
б) Различение слов на слух:
ЖАБА, ЖУК, ЛУЖА
в) Учитель показывает коробочку:
– Кто там?
Ученики:
– Кто там? (в сопровождении естественного движения, обозначающего вопрос)
Учитель:
– Там жук (показывает игрушечного жука)
Ученики повторяют с разной интонацией:
– Там жук. Там жук? Там жук!
– Как жужжит жук?
– ж______Ж______ж (ученики произносят звук, изменяя силу голоса).
г) Работа над звуком Ж в тексте.
– Жук, жук, пожужжи, – Где ты прячешься, скажи? – Жу, жу, жу, жу – Я на дереве сижу. – Жук, жук, покажись – Надо мною покружись. – Жу, жу, жу, жу, – Я летаю и жужжу |
– Движение на звук Ж. – Движение, обозначающее вопрос, движение на звук С. – Движение на звук Ж. – Естественное “летаю”, движение на звук Ж. – Движение на Ж, указательное пальцами от глаз. – Указательное движение пальцем вверх, естественное “покружись”. – Движение на звук Ж. – Движение на звук Я, указательное вперед, |
- Учитель читает стихотворение с движениями.
- Учитель и учениками читают стихотворение с движениями.
- Разделить учащихся на две группы: 1-я – “жуки”, 2-я – дети.
Текст учащиеся читают по ролям в сопровождении движений.
5. Декламация песни.
– Идите ко мне. Будем петь. (Дети становятся около фортепиано). Приготовьтесь, спина прямая.
Учащиеся исполняют распевку под музыку.
Учитель: Звонко, звонко пойте
Учащиеся: Ля, ля, ля, ля, ля!
Учитель: Громко петь не надо
Учащиеся: Ля, ля, ля, ля, ля!
– Будем учить песню. Повторите (за экраном). Песня называется “Лодочка”. Как называется песня? Послушайте песню (учитель исполняет песню).
Ой, бежит кругом вода,
Зеленеют берега.
Светит солнышко кругом,
Мы на лодочке плывём.
– Отхлопайте ритм песни.
- Учащиеся исполняют ритмический рисунок песни с опорой на графический рисунок.
- Учащиеся исполняют ритмический рисунок песни в музыкальном сопровождении.
- Учащиеся исполняют ритмический рисунок песни на элементарных музыкальных инструментах.
6. Прослушивание пьесы “Октябрь” П.И. Чайковского.
– Будем слушать музыку (за экраном).
- Прослушивание пьесы.
– Как вы думаете, о каком времени года эта музыка?
– Спросите меня о музыке.
Учащиеся задают вопросы:
– Как называется музыка? Кто автор музыки? Какая музыка?
– А.С. Пушкин писал, что осень – унылая пора. И можно сказать, что музыка унылая, печальная, грустная. В музыке мы слышим шум дождя и ветра.
- Повторное прослушивание произведения и одновременный просмотр репродукций русских художников.
– Что мы слушали? Как называется музыкальная пьеса? Кто автор? Какая музыка?
7
. Итог урока.– Какое танцевальное движение мы учили? Какую песню мы учили? Какое музыкальное произведение мы слушали?
– Все работали хорошо. Вы молодцы! (за экраном). Алёша (…) получил “пять” ( “четыре”, …). Что ты получил? Попрощайтесь.