Музыкально-ритмическое занятие в 4-м классе школы I вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема: танцевальное движение “флик – фляк ”; автоматизация звука ж; прослушивание пьесы “Октябрь” П. И. Чайковского; разучивание песни “Лодочка”.

Цели и задачи урока: разучить новое танцевальное движение; учить воспроизводить речевой материал в заданном темпе; закреплять правильное произнесение звука ж в слогах, словах и тексте; закреплять умение воспринимать, различать и воспроизводить различные ритмы; воспитывать интерес к слушанию музыки, с помощью рассматривания во время прослушивания репродукций картин, близких по настроению к музыкальному произведению; развивать умение исполнять ритмический рисунок песни; развивать слуховое внимание и нарушенную слуховую функцию.

Оборудование: таблички, элементарные музыкальные инструменты, фортепиано, DVD, диск с пьесой П. Чайковского “Октябрь”, компьютер, репродукции картин русских художников в электронном виде: Г.Мясоедов “Осеннее утро”, И.Остроухов “Золотая осень”, В.Бялыницкий-Бируля “Задумчивые дни осени”, И.Бродский “Опавшие листья”, М.Абакумов “Улетают”, “Идут золотые дожди”, Е.Волков “Октябрь”, М.Нестеров “Абрамцево”, И.Лапин “В конце октября”.

Урок проводится в специальном музыкальном зале.

Ход урока

1. Организационный момент. Слуховая перекличка.

– Поздоровайтесь. Какой сейчас урок? ( фраза предъявляется за экраном).

– Я буду говорить, а вы повторяйте за мной: музыка, танцевальное движение, композитор П.Чайковский, октябрь, звучит музыка (за экраном).

– Сегодня на уроке мы будем учить новое танцевальное движение, слушать и говорить, петь. Повторите (фраза предъявляется слухо-зрительно).

– Алёша, иди ко мне (фраза за экраном). Скажи ребятам, чтобы они старались, были внимательны, работали хорошо (учитель произносит фразу для ученика, ученик обращается к учащимся).

2. Разминка под бубен.

Учитель исполняет разный ритм, учащиеся изменяют движения в соответствии с ритмом (бегом, марш, полька, стоп).

3. Разучивание танцевального движения “флик – фляк ”.

Описание движения.

Исходное положение 6 позиция. Музыкальный размер 2/4.

На “раз”: скользящим движением правая нога выносится вперёд.

На “два”: скользящим движением правая нога возвращается назад в положение согнутая в колене.

На “три”: притоп правой, затем левой ногой.

На “четыре”: притоп правой ногой.

Аналогично движение выполняется с левой ноги.

– Будем учить танцевальное движение. Движение называется “флик – фляк”

(За экраном, учащиеся повторяют фразу, после этого название движения предъявляется на табличке).

  1. Показ движения учителем.
  2. Сопряжённое выполнение движения под счёт учителя, далее под счёт детей.

4. Автоматизация произносительных навыков.

1. Дыхательные упражнения

а) Закрепление навыка диафрагмального дыхания.

б) Фонационное дыхание:

Ф_Ф_Ф_Ф________

С_С_С_С________

Ш_Ш_Ш_Ш _____
Ф___С___Ш_____

2. Речевое дыхание

Длительное произнесение на одном выдохе гласных

А_______О_______У_______И_______Э__________

3. Работа над темпом речи

ПА-ПО-ПУ ПА-ПО-ПУ ПАПА –ПОПО-ПУПУПУ

Произносить слоги, постепенно наращивая темп, руками имитировать движения колёс.

4. Работа над ритмом и слитностью речи

Ритм __ __ __/, __/ __.

ТАта ТАта ТАта Туча небо кроет.
ТАта татаТА   Солнце не блестит;
ТАта ТАта ТАта Ветер в поле воет;
ТАта татаТА   Дождик моросит.

Слоги и текст написаны на доске.

– Будем хлопать (за экраном).

а) Учитель отхлопывает ритм и проговаривает слоги, выделяя ударный.
б) Учитель и ученики отхлопывают ритм и проговаривают слоги.
в) Учитель за спиной у детей проговаривает слоги (расстояние меняется в зависимости от остатков слуха ученика). Ученики воспроизводят услышанное, проговаривая и отхлопывая ритм.
– Будем хлопать и говорить (за экраном).
г) Учитель и ученики отхлопывают ритм и проговаривают слова стихотворения.

5. Автоматизация звука Ж.

а) Ж_______– движение на звук Ж.

ЖА____ЖО____ЖУ____

б) Различение слов на слух:

ЖАБА, ЖУК, ЛУЖА

в) Учитель показывает коробочку:

– Кто там?

Ученики:

– Кто там? (в сопровождении естественного движения, обозначающего вопрос)

Учитель:

– Там жук (показывает игрушечного жука)

Ученики повторяют с разной интонацией:

– Там жук. Там жук? Там жук!

– Как жужжит жук?

– ж______Ж______ж (ученики произносят звук, изменяя силу голоса).

г) Работа над звуком Ж в тексте.

– Жук, жук, пожужжи,

– Где ты прячешься, скажи?

– Жу, жу, жу, жу

– Я на дереве сижу.

– Жук, жук, покажись

– Надо мною покружись.

– Жу, жу, жу, жу,

– Я летаю и жужжу

– Движение на звук Ж.

– Движение, обозначающее вопрос, движение на звук С.

– Движение на звук Ж.

– Естественное “летаю”, движение на звук Ж.

– Движение на Ж, указательное пальцами от глаз.

– Указательное движение пальцем вверх, естественное “покружись”.

– Движение на звук Ж.

– Движение на звук Я, указательное вперед,

  • Учитель читает стихотворение с движениями.
  • Учитель и учениками читают стихотворение с движениями.
  • Разделить учащихся на две группы: 1-я – “жуки”, 2-я – дети.

Текст учащиеся читают по ролям в сопровождении движений.

5. Декламация песни.

– Идите ко мне. Будем петь. (Дети становятся около фортепиано). Приготовьтесь, спина прямая.

Учащиеся исполняют распевку под музыку.

Учитель: Звонко, звонко пойте

Учащиеся: Ля, ля, ля, ля, ля!

Учитель: Громко петь не надо

Учащиеся: Ля, ля, ля, ля, ля!

– Будем учить песню. Повторите (за экраном). Песня называется “Лодочка”. Как называется песня? Послушайте песню (учитель исполняет песню).

Ой, бежит кругом вода,
Зеленеют берега.
Светит солнышко кругом,
Мы на лодочке плывём.

– Отхлопайте ритм песни.

  • Учащиеся исполняют ритмический рисунок песни с опорой на графический рисунок.
  • Учащиеся исполняют ритмический рисунок песни в музыкальном сопровождении.
  • Учащиеся исполняют ритмический рисунок песни на элементарных музыкальных инструментах.

6. Прослушивание пьесы “Октябрь” П.И. Чайковского.

– Будем слушать музыку (за экраном).

  • Прослушивание пьесы.

– Как вы думаете, о каком времени года эта музыка?

– Спросите меня о музыке.

Учащиеся задают вопросы:

– Как называется музыка? Кто автор музыки? Какая музыка?

– А.С. Пушкин писал, что осень – унылая пора. И можно сказать, что музыка унылая, печальная, грустная. В музыке мы слышим шум дождя и ветра.

  • Повторное прослушивание произведения и одновременный просмотр репродукций русских художников.

– Что мы слушали? Как называется музыкальная пьеса? Кто автор? Какая музыка?

7. Итог урока.

– Какое танцевальное движение мы учили? Какую песню мы учили? Какое музыкальное произведение мы слушали?

– Все работали хорошо. Вы молодцы! (за экраном). Алёша (…) получил “пять” ( “четыре”, …). Что ты получил? Попрощайтесь.