В настоящее время проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений чрезвычайно актуальны. Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребёнка, процесса социальной адаптации.
Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Поэтому выявление и устранение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребёнка.
В целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания создается комиссия.
До недавнего времени отбор детей в логопедические группы детских садов комбинированного вида города Омска осуществлялся, в том числе, и районными (окружными) ПМПК. В состав комиссии входили старший логопед округа, логопед поликлиники, заведующий детским садом и специалисты медики.
На медико-педагогическую комиссию представлялся стандартный набор документов: выписка из истории болезни, где обязательны заключения специалистов (окулиста, отоларинголога, психиатра, невропатолога, хирурга, логопеда).
На одном из заседаний методического объединения учителей-логопедов нашего округа обсуждался вопрос о преемственности в работе специалистов образования и здравоохранения по диагностике и профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В ходе заседания была поставлена задача разработки и создания «Карты обследования ребёнка» для прохождения ПМПК.
Данный документ должен был объединить выписки специалистов из медицинской карты ребёнка, включить в себя все необходимые данные для диагностики речевого дефекта. Данные «Карты обследования ребёнка» могут быть использованы при заполнении «Речевой карты ребёнка», что поможет дать объективную оценку имеющихся недостатков речевого развития и наметить оптимальные пути их коррекции.
В апреле 2006 года мною была составлена «Карта обследования ребёнка» в медицинском учреждении для прохождения ПМПК. Данная методическая разработка была одобрена руководителем и членами нашего МО и принята к использованию в ЛАО города Омска, а в 2009/2010 учебном году взята за основу МОУ «Городской психологический оздоровительный центр» и рекомендована к использованию в детских учреждениях города Омска.