На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Лингвистическое воспитание должно начинаться в первые годы жизни ребёнка и совершаться исключительно на родном языке. Вот что писал о силе народного слова К.Д.Ушинский: “Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова”.
Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, в освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребёнку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порождённого возрастными психическими особенностями.
С помощью детского фольклора взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание детей, доставляют им радость и оказывают на них своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и помногу, раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Народ – непревзойдённый учитель речи. Ни в каких других произведениях, кроме народных, не найти такого сочетания трудно произносимых звуков, такого продуманного по звучанию расположения слов. Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, что в свою очередь благотворно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.
Речь – это не просто “думанье вслух”. Для достижения связности речи необходимо уметь отобрать содержание, которое будет передано в речи и использовать необходимые для этого языковые средства:
- умело использовать интонацию;
- логическое ударение;
- подбирать необходимые слова для точного выражения своей мысли.
Таким образом, аккумулируя успехи, достижения ребёнка в усвоении всех сторон, всех уровней языковой системы, становится важным условием воспитания в нём умения пользоваться языковыми средствами.
Проект коррекционно-речевой работы“Красна птица пером, а человек речью” в рамках кафедральной Экспериментальной площадки по теме “Освоение детьми фольклорного наследия”.
Этапы реализации проекта
Название этапа | Сроки прохождения этапа | Содержание этапа |
1. Диагностический | Октябрь-ноябрь 2007г | Этап – проведение диагностики Этап – анализ диагностики Этап – вывод: результаты диагностики показали, что у детей не сформированы навыки и умения четко и понятно передавать содержание текста, серьёзные затруднения испытывают в программировании содержания развёрнутых высказываний, дети не используют в активной речи выражения из фольклора, словарный запас ограничен, недостаточно сформирована связная речь. Этап – постановка проблемы: необходимо на основе русского фольклора помочь детям уяснить смысл употребляемых слов, в повседневных беседах, занятиях воспитывать в детях аккуратность словоупотребления, пополнять словарный запас за счёт образных слов и выражений, побуждать к словотворчеству. Больше внимания уделять по созданию игровых сюжетов, рассматриванию иллюстраций и репродукций, что, несомненно, способствует развитию связной речи и умению четко и понятно передавать смысл увиденного и услышанного. Для этого воспитателям рекомендовано в планах на каждый месяц обозначить такие формы работы как: - рассказывание сказок, пересказ сказок; - заучивание потешек и поговорок; - рассматривание иллюстраций известных художников к русским народным сказкам; - обогащение и активизация активного словаря детей посредством русского фольклора; - проведение русских праздников, инсценирование сказок, так как связная речь это важная составляющая общего познавательного развития детей. Для проведения эксперимента определён возраст дошкольников от 3 до 7 лет. |
2.Прогностический | Декабрь 2007 г. – Январь 2008 г. | Тема проекта: “Красна птица пером, а
человек речью” в рамках кафедральной
Экспериментальной площадки по теме “Освоение
детьми фольклорного наследия” утверждённого и
проходящего апробацию на базе АПК и ППРО. Научный
руководитель к.п.н., доцент кафедры
экспериментальной деятельности в образовании
ФГОУ АПК и ППРО Л.В.Каршинова Цель: Создание воспитательной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников посредством фольклора, предупреждению и преодолению трудностей в речевом развитии. Объект: дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Предмет: развитие связной речи у детей дошкольного возраста на основе формирование расширенного представления о русском фольклоре. Гипотеза: основана на том, что приобщение детей дошкольного возраста к культуре своего народа, в конечном итоге станет одним из важнейших направлений в развитии связной речи детей. Это позволит через познания духовных и нравственных ценностей приобрести детям навыки выразительной связной речи, что в свою очередь, побудит их к поискам образных речевых средств, к словотворчеству. Соприкосновение с фольклором духовно обогатит детей и воспитает в них гордость за свой народ, за культуру речи, что особенно актуально. Задачи:
Прогноз положительных результатов.
Прогноз отрицательных результатов.
|
3.Организационный | Февраль – август 2008г. | Подготовка и разработка
методического обеспечения:
|
4. Практический | Сентябрь 2008г. – апрель 2010г. | Работа в рамках проекта
осуществляется по направлениям: Диагностика. (Приложение 2). Планирование работы /материалы для родителей, воспитателей, специалистов ДОУ, специальная литература/. (Приложение 3). |
5. Обощающий | Май – август 2010г. | Систематизация, обработка полученных
материалов:
Выход на разработку программы для детей дошкольного возраста по развитию связной речи с использованием малых фольклорных форм “ИЗ УСТ В УСТА” для учителей-логопедов г. Норильска. |
6.Внедренческий | Сентябрь – декабрь 2010г. | Работа по проекту будет внедряться:
|
Диагностические материалы
Диагностический инструментарий по отслеживанию экспериментальной деятельности в рамках проекта
- В результате работы у воспитанников:
- формируется система ценностей (единства Мира и Человека в нём; представления детей о любви, нравственности, чести и патриотизме);
- формируется собственное отношение к Миру и его явлениям;
- расширяется кругозор;
- формируются нравственные качества (любовь к Отечеству и верованиям наших предков);
- формируются патриотические чувства (ответственности, гордости за свой народ, Родину);
- формируется целостная картина Мира посредством фольклорного наследия.
Индикаторами результативности в работе с детьми будут являться:
- теоретические знания
- практические умения
Теоретические знания для детей старшего дошкольного возраста:
- Знание народных праздников, их символика и семантика.
- Знания о народном костюме.
- Знания о народных промыслах, символика, семантика элементов росписи.
- Представление об обрядовой игрушке, её предназначении.
- Знание народных, хороводных игр. Семантика хороводных игр.
- Знание фольклорной культуры русских народных сказок, мифов, былин, пословиц, поговорок.
- Практические умения для детей старшего дошкольного возраста:
- Использование фольклора в повседневной жизни считалок, сказок пословиц, поговорок, скороговорок, пестушек, колыбельных.
- Владение приёмами кистевой росписи, работа с глиной, тканью, нитками.
- Использование народных и хороводных игр, считалок в свободной игровой деятельности, на прогулках.
- Для выявления уровней практических и теоретических знаний детей дошкольного возраста определены критерии высокого, среднего и низкого уровня по усвоению фольклорного наследия.
Высокий уровень:
- Знает 3-4 названия народных праздников их символику и семантику. Принимает активное участие в русских народных праздниках.
- Различает 5-6 элементов народного костюма, головные уборы (женские, мужские, девичьи).
- Знает 5-6 народных промыслов, различает особенности характерные для каждого вида росписи, называет символику, семантику узоров на одежде.
- Знает обрядовые игрушки, обереги.
- Знает народные, хороводные игры, умеет объяснить их содержание. Может самостоятельно организовать и провести игру.
- Знает 3-4 мифологических, сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Имеет элементарные навыки кистевой росписи, составляет узоры из знакомых элементов.
- Имеет практические навыки в работе с глиной, изготавливает самодельные игрушки, “обереги” из ткани и ниток.
- Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
Средний уровень:
- Знает 2-3 названия русских народных праздников их символику. Принимает участие в праздниках.
- Различает 3-4 элемента русского народного костюма и различает головные уборы.
- Различает 3-4 народных промысла, узнаёт элементы характерные для каждого народного промысла. Называет 1-2 обрядовые игрушки.
- Знает русские народные подвижные игры и может объяснить правила 3-4 из них.
- Называет 2-3 мифических, сказочных героев, но не всех узнаёт в произведениях изобразительного искусства.
- Различает элементы народных промыслов, но при росписи делает незначительные ошибки в передаче узора и орнамента.
- Имеет практические умения по работе с глиной.
- Может сделать тряпичную куклу.
- Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения, но редко использует их в речи.
Низкий уровень:
- Знает названия некоторых праздников, но не может чётко обозначить их символику, и принимает в праздниках пассивное участие.
- Узнаёт некоторые элементы русского народного костюма, но не различает головные уборы.
- Различает 1-2 элемента народных промыслов. Узнаёт обрядовые игрушки, но не объясняет их назначение.
- Знает 2-3 народные подвижные игры, но не может объяснить правила к ним.
- Знает 1-2 мифических, сказочных героев, но не узнаёт в произведениях изобразительного искусства.
- Знает потешки, пословицы, загадки, считалки (не более 3-4), но не использует их в речи.
- Слабые навыки кистевой росписи, испытывает затруднения при выполнении декоративных элементов росписи.
- Имеет слабые навыки по работе с глиной, тканью.
При использовании в работе фольклора у ребёнка наблюдается эмоциональный подъём, а интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают его внимание, доставляют радость и оказывают воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора хранят в себе немалые богатства – смысловые, звуковые, речевые. Благодаря тому, что ребёнок легко заучивает и много раз повторяет тексты, насыщенные звукосочетаниями разной сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшается произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет большое значение для успешного овладения грамотой в дальнейшем.