Урок русского языка в коррекционном классе

Разделы: Коррекционная педагогика


Форма урока: урок–сказка.

Тип урока: обобщающий

Задачи:

  • Образовательные: обобщать и закреплять умения делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных звуков; формировать умение списывать слова.
  • Коррекционно–развивающие: развивать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание; развивать аналитико–синтетическую деятельность на основе специальных упражнений.
  • Воспитательные: способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, навыков самостоятельности и самоконтроля, положительной мотивации к обучению.

Оборудование: компьютер, экран,  презентация «Деление слов на слоги», картинки для словарной работы, иллюстрации с изображением сказочных героев. Тренажёры для коррекции и сохранения зрения «Дорожка», «Солнышко».

Ход урока

I. Активизирующее начало

1. Организационный момент

Учитель:

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Игры, шутки – всё для вас!
За работу, в добрый час!

- Сядет тот, у кого в имени столько звуков, сколько предметов я показываю на картинке.

Учитель показывает картинку, на которой изображены сначала 5 предметов, потом -4, затем – 3.

- Ребята, вы любите сказки? Какие сказки вам нравятся больше всего?

- Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие вместе с героем одной из ваших любимых сказок.

- А как зовут героя, догадайтесь.

2. Игра «Шифровальщики»

На доске зашифровано слово  КОЛОБОК.

Учитель: Каждая буква имеет свою геометрическую фигуру.

Геометрические фигуры расположены в той же последовательности, что и буквы в слове КОЛОБОК.

- Молодцы! Правильно отгадали имя нашего героя.

Учитель вывешивает на доску Колобка, сделанного из бумаги.

Учитель: За правильные ответы Колобок будет выдавать вам жетоны, которые повлияют на оценку в конце урока.

- Вы все, конечно же, помните эту сказку. Но наша сказка немного будет отличаться от той сказки, которую придумал русский народ. А в конце урока вас ждёт небольшой сюрприз.

II. Изучение темы урока

1. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в сказку «Колобок».

- Какие герои встречались в сказке на пути Колобка?

-  Разделите эти слова устно на слоги.

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока.

- Правильно, ребята. Сегодня будем повторять материал по теме: «Деление слов на слоги». Будем учить Колобка делить слова на слоги, а также учить записывать слова, проговаривая их по слогам.

Включить презентацию; слайд № 1 с темой урока.

2. Обобщение теоретических знаний

Учитель: Ребята, колобок написал правила деления слов на слоги, проверьте, пожалуйста, правильно ли он это сделал?

На экране появляется слайд №2 с правилами, в которых допущены ошибки.

- Обсудите эти правила в парах.

Слайд № 3.  (Правильный вариант)

- Может ли быть слог из одного согласного звука?

- Из одного гласного? Приведите примеры.

Слайд № 4

3. Минутка чистописания

Учитель проводит упражнения для пальцев рук.

1) Пальчиковая гимнастика.

«Пальчики здороваются»

Учитель предлагает учащимся записать дату.

На доске записаны элементы заглавных букв. Учитель предлагает дописать как можно больше букв с этими элементами. (Игра «Отгадай букву»)

Например: наклонная прямая линия с закруглением внизу вправо.

Игра проводится по рядам.

Затем записываются слова с данными учителем буквами.

Учитель: Выберите любые 3 буквы и придумайте имена, которые начинаются с данных букв. Запишите имена, проговаривая их по слогам.

В конце задания  проводится взаимопроверка записанных слов в парах.

Выдача жетонов.

4. Гимнастика для глаз. Тренажёр «Дорожка»

(Методика КПН, доцента Ковалёва В.А.)

Учитель: Лежал, лежал наш Колобок, захотелось ему прогуляться, и покатился Колобок по дорожке.

Взором «бегут» по правой стороне до конца дороги, возвращаются по правилам уличного движения. И так 20 р. Вверх – вниз по дорожке одними глазами

(голова не движется)

5. Словарно – орфографическая работа

Учитель: Катится Колобок, а навстречу ему…? Кто первым встретился на пути?

- А волк приготовил для Колобка задание. Если Колобок не справится, то, что произойдёт, как вы думаете?

- Поможем Колобку?

а) Упражнение «Лишняя картинка».

На доске красочные картинки с изображением предметов: пенал, ученик, рабочий, посуда, карандаш, девочка, дежурный, шары.

Учитель: Назовите предметы, изображённые на картинках.

- Колобок спорит с волком, он считает, что здесь есть лишняя картинка. А вы как думаете?

Учитель убирает лишнюю картинку (шары).

б) Запись слов.

Запишите слова в порядке следования картинок. Подчеркните орфограммы. Разделите на слоги.

Учащиеся, которые имеют более низкий уровень обучения выполняют задание на перфокарте. Им необходимо только вставить буквы.

Учитель просит сначала повторить задание «сильного» ученика, затем  «слабого».

в) Проверка, выдача жетонов.

г) Повторение правила.

- Ребята, как вы делили слова на слоги.

- Молодцы, помогли справиться с волком.

6. Физминутка и  гимнастика для глаз

Учитель: Колобок предлагает вам игру. Мы с ним будем называть слова, а вы делать вперёд столько шагов, сколько в слове слогов. 

- Теперь подпрыгните столько раз, сколько в слове слогов.

- Гимнастика для глаз.

Тренажёр «Солнышко»

(Методика КПН, доцента Ковалёва В.А.)

Этот тренажёр используется для развития глазодвигательных мышц, снятия напряжения и усталости.

Представляет он собой рукавички чёрного цвета из тонкой ткани. На ладонной поверхности пришиты круги из жёлтой материи диаметром 5 см.

Учитель, надев рукавички – тренажёр, разводит руки в стороны, находясь в поле видимости детей. Он сжимает ладонь одной из рук, оставляя жёлтый диск другой открытым взору детей. Поочерёдно сжимая и разжимая ладони, учитель вынуждает детей переводить взор с одного появляющегося «солнышка» на другое.

7. Деление слов на слоги. Запись слов по слогам

Учитель: Катится Колобок дальше, а навстречу ему…

- Заяц предлагает разгадать загадки, если Колобок разгадает, то покатится дальше. Поможем ему?

Учитель вывешивает на доску два сказочных домика, на одном написано: «2 слога», на другом «3 слога».

Отгадайте загадки, а слова – отгадки расселите в два домика. В первом домике живут слова, которые состоят из 2-х слогов, а во втором – из 3-х.

Все дети, которые выходят к доске, получают жетоны.

ЗАГАДКИ

Зверька узнаем мы с тобой по двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой, а в рыжей шубе летом.
(белка)

Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк.
Две медали на груди – лучше в дом не заходи.
(собака)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.
(медведь)

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
(стрекоза)

Не ёлка, а колко, не кот, а мыши бояться.
(ёж)

- Ребята, какое правило вы использовали, когда делили слова на слоги.

- Молодцы, справились с заданием.

8. Работа с текстом

Учитель: Катится Колобок дальше, а на встречу ему лиса.

Лиса говорит: «Здравствуй, Колобок. Какой ты румяненький, да хорошенький.

- Что лиса сделала с Колобком?

- Нравится вам такой конец сказки?

- Помните, в начале нашего урока, я сказала, что в конце нашей сказки вас ждёт сюрприз? Так вот сюрприз заключается в том, что лиса не съела Колобка в нашей сказке. Лисе пришло письмо, которое она никак не может прочитать. Она попросила Колобка помочь ей. Вот это письмо.

Учитель раздаёт карточки, на которых написан текст, в словах переставлены слоги. Детям необходимо переставить слоги правильно и прочитать текст.

ТЕКСТ

Вет-при, са-ли! У ня-ме  го-се-дня день де-рож-ни-я. При-ди-хо ко мне в ти-гос. У-щу-го те-бя  дом-мё и том-тор. Жду бя-те.

ВЕДЬ-МЕД

Учитель предлагает записать и разделить на слоги только те слова, которые состоят из двух слогов. Учащиеся, правильно выполнившие задание, получают жетоны.

Учитель: Мы помогли лисе прочитать письмо, поэтому она отпустила Колобка.

III. Подведение итогов. Домашнее задание

Учитель: Наша сказка подошла к концу. Понравилась ли вам сказка?

- Кто встречался на пути Колобка?

- Какие задания героев вам больше всего понравились, какие вызвали затруднения?

- Над какой темой работали на уроке?

- Кого бы вы хотели поблагодарить за урок?

Учитель выявляет количество полученных жетонов учащимися и  выставляет оценки.

- Колобок дарит вам свои фото на память. На обратной стороне его фотографии написаны слова, которые Колобок разделил на слоги. Дома вам необходимо проверить работу Колобка и поставить ему оценки.

Учитель каждому ученику раздаёт круглой формы карточки. С одной стороны нарисован Колобок, а с другой - слова, некоторые из них разделены неправильно на слоги. Детям необходимо проверить и исправить ошибки.

Учитель: Вот и подошло  к концу наше увлекательное путешествие по сказке.  Колобок  прощается с вами, благодарит  за помощь и надеется, что вы в классе так же всегда будете помогать друг другу и никогда никого из друзей не  оставите в беде.

Давайте и мы попрощаемся с Колобком.