Развитие устной речи учащихся в начальных классах специальной (коррекционной) школе VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема: Посуда.

Задачи:

  • Выявить представление учащихся о видах посуды, ее частях; развивать словообразовательные функции, умения составлять простые предложения.
  • Развивать операционный компонент на основе упражнений в установлении логических связей.
  • Воспитывать положительную мотивацию к учению. Вызывать эмоциональное отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства и собственным рисункам.

ХОД УРОКА

I. Активизирующее начало

1.Организационный момент

2.Упражнение на логическое мышление.

– Какой геометрической фигуры  не достает в пустой клетке?

II. Введение в тему

– Сядет тот, кто изменит название  одного предмета на много предметов. Чашка – чашки, тарелка – тарелки, стакан – стаканы, чайник – чайники.

1. Вводная беседа.

– Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)

– Какую посуду вы еще знаете?

2. Сообщение темы.

– Расшифруйте тему урока (на доску выставляются геометрические фигуры, к которым дается ключ расшифровки слова «Посуда»).

– Сегодня я посмотрю, как вы умеете правильно называть посуду, знаете ли вы части посуды. За ваш правильный ответ  я буду  нанизывать на  стержень фишку. Кто получит больше всего фишек, тому я поставлю самую лучшую отметку.

III. Актуализация опорных знаний

1. – Какой посудой пользуются для приготовления пищи? (Кастрюлей, сковородой, …)
– Как называется эта посуда? (Кухонная).
– Какая еще посуда бывает? (Чашка, блюдце, сахарница, … – это чайная посуда).
– А как назовете глубокую тарелку, супницу, салатницу ..? (Столовая)
– Как называются приборы, которыми мы пользуемся при  приеме пищи? (Ложка, вилка, нож). Диалог сопровождается наглядностью.
– Какая посуда тебе нравиться? (Чистая, блестящая). Что надо делать, чтобы посуда была такой?

Вывод: Какая бывает посуда?

– Давайте подойдем к столу и посмотрим, что там? Что вы видите? (На столе – натуральная посуда)
– Назовите виды посуды. Начни ответ так: Это кастрюля, кастрюля это кухонная посуда.
– Для чего предназначена кухонная посуда?  (Используем для  приготовления  пищи).
– Для приготовления, каких блюд используется кастрюля? (В кастрюле можно сварить суп, борщ, щи, компот, кисель)

2. Работа с первой группой (сильные учащиеся); учащиеся второй и третьей группы повторяют за первой группой.

– Молодцы. Оценивание.

3. Рассказ учителя сопровождается с показом натуральной посудой

–  Посудой люди пользовались с древних времен. Сначала она была деревянной, глиняной. Потом изобрели различные материалы, и появилась стеклянная, металлическая, фарфоровая, пластмассовая … посуда.
– Определи, из какого материала сделана посуда и образуй новое слово. Например, стакан сделан из стекла, он стеклянный (детей первой группы просим назвать еще слова признаки – высокий, прозрачный, граненный).

Вывод: Из каких материалов делают посуду?

– Молодцы. Оценивание.

4. – Теперь я проверю, знаете ли вы части посуды. Сравнение разной по виду посуды (кастрюля, чайник, чайник для заварки, кружка, тарелка).
Словарь: Дно, донышко. Что значит «выпить до дна»? Ручка (работа над многозначностью слова «ручка»). Крышка. Носик. Стенки. – Общее. Отличие – по размеру, по форме, по цвету, материалу, по виду посуды.

Вывод: Какие части посуды вы знаете?

– Молодцы. Оценивание.

IV. Физкультминутка

V. Упражнение в составлении предложении

1. Дифференцированный подход.

1 группа – прочитать загадку, найти отгадку и показать. «Из горячего колодца через нос водица  льется». (Чайник)
2 группа – упражнение на внимание «Четвертый лишний». (Тарелка)
3 группа – специальное  упражнение на  развитие зрительного восприятия с исключение лишних предметов. (Продукты питания, чашка)
4 группа – складывание «осколочной» картинки с изображением посуды и ее определение. (Кастрюля)

Задание: составить предложение по опорной  схеме описательного рассказа. По опорам-картинкам.

– Молодцы. Оценивание.

2. – Давайте ребята, вспомним, что мы делали на уроках труда из папье-маше? (Блюдце, мелкую тарелку, голубоокую тарелку).

– Вспомните ход работы выполнения:

  • бумагу разрываем на мелкие кусочки;
  • наносим вазелин на форму;
  • накладываем слой смоченной в воде бумаги на форму;
  • наклеиваем слой бумаги клейстером;
  • снимаем слепок с формы и покрываем белой краской.

– Молодцы. Оценивание.

VI. Практическая часть

1. Подготовительная часть

– Посмотрите на свою сделанную своими руками посуду и скажите: нравится ли  вам такая посуда? Почему? Чего не достает в ней?  (Росписи).
– Как вы понимаете слово роспись?  (Расписать, разрисовать красками, покрыть рисунком).
– С какой росписью мы познакомились на уроке рисования во 2 четверти?  (С гжельской росписью).
– Почему она так называется? (Название от села Гжель, где возникла эта роспись).

2. Основная часть

– Давайте, ребята, представим, что вы сегодня гжельские мастера. И предстоит вам расписать блюдца и тарелки. Еще раз посмотрим на изделия гжельских мастеров и иллюстрации. – Вспомним, какие цвета используются? Белый и синий. Но сегодня вы будете использовать только синий (показ опорной схемы цветных полосок).
– Уберите те цвета, которые не назвали (один ученик выполняет, остальные  проверяют).

Определение последовательности выполнения.

– Для того чтобы роспись посуды получилась правильной и без ошибок, вспомним  элементы гжельской росписи. Какие это элементы? Это простые геометрические элементы: точка, прямые и кривые линии, капелька (наглядность).
– Давайте, ребята, представим, что у нас в руке кисточка и попробуем нарисовать эти элементы в воздухе. Поднимите ту руку, в которой держите вы кисточку, и начнем рисовать первый элемент. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

Указание к началу  работы. Рекомендации по технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.

– Вы не забыли, кто вы сегодня? Перед вами ваши блюдца и тарелки, но они белые, неяркие, невзрачные. И с нетерпением ждут, что вы к ним придут в гости … краски.
– Положите в краски немного воды, возьмите кисточку и вспомните правила.

Работа учащихся над росписью посуды (под музыкальное сопровождение), на доске:  образцы элементов узора, опорная схема цвет; иллюстрации изделий мастеров гжельской росписи).

3. Заключительная часть

VII. Подведение итогов урока

Обобщение деятельности учащихся; просмотр и анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибки и достоинства росписи; оценка их учениками и учителем.

– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового узнали?
– Что больше всего понравилось? Почему?

Оценивание.