Тема: Посуда.
Задачи:
- Выявить представление учащихся о видах посуды, ее частях; развивать словообразовательные функции, умения составлять простые предложения.
- Развивать операционный компонент на основе упражнений в установлении логических связей.
- Воспитывать положительную мотивацию к учению. Вызывать эмоциональное отношение к произведениям декоративно-прикладного искусства и собственным рисункам.
ХОД УРОКА
I. Активизирующее начало
1.Организационный момент
2.Упражнение на логическое мышление.
– Какой геометрической фигуры не достает в пустой клетке?
II. Введение в тему
– Сядет тот, кто изменит название одного предмета на много предметов. Чашка – чашки, тарелка – тарелки, стакан – стаканы, чайник – чайники.
1. Вводная беседа.
– Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)
– Какую посуду вы еще знаете?
2. Сообщение темы.
– Расшифруйте тему урока (на доску выставляются геометрические фигуры, к которым дается ключ расшифровки слова «Посуда»).
– Сегодня я посмотрю, как вы умеете правильно называть посуду, знаете ли вы части посуды. За ваш правильный ответ я буду нанизывать на стержень фишку. Кто получит больше всего фишек, тому я поставлю самую лучшую отметку.
III. Актуализация опорных знаний
1. – Какой посудой пользуются для приготовления
пищи? (Кастрюлей, сковородой, …)
– Как называется эта посуда? (Кухонная).
– Какая еще посуда бывает? (Чашка, блюдце,
сахарница, … – это чайная посуда).
– А как назовете глубокую тарелку, супницу,
салатницу ..? (Столовая)
– Как называются приборы, которыми мы пользуемся
при приеме пищи? (Ложка, вилка, нож).
Диалог сопровождается наглядностью.
– Какая посуда тебе нравиться? (Чистая,
блестящая). Что надо делать, чтобы посуда была
такой?
Вывод: Какая бывает посуда?
– Давайте подойдем к столу и посмотрим, что там?
Что вы видите? (На столе – натуральная посуда)
– Назовите виды посуды. Начни ответ так: Это
кастрюля, кастрюля это кухонная посуда.
– Для чего предназначена кухонная посуда? (Используем
для приготовления пищи).
– Для приготовления, каких блюд используется
кастрюля? (В кастрюле можно сварить суп, борщ,
щи, компот, кисель).
2. Работа с первой группой (сильные учащиеся); учащиеся второй и третьей группы повторяют за первой группой.
– Молодцы. Оценивание.
3. Рассказ учителя сопровождается с показом натуральной посудой
– Посудой люди пользовались с древних
времен. Сначала она была деревянной, глиняной.
Потом изобрели различные материалы, и появилась
стеклянная, металлическая, фарфоровая,
пластмассовая … посуда.
– Определи, из какого материала сделана посуда и
образуй новое слово. Например, стакан сделан из
стекла, он стеклянный (детей первой группы просим
назвать еще слова признаки – высокий,
прозрачный, граненный).
Вывод: Из каких материалов делают посуду?
– Молодцы. Оценивание.
4. – Теперь я проверю, знаете ли вы части посуды.
Сравнение разной по виду посуды (кастрюля,
чайник, чайник для заварки, кружка, тарелка).
Словарь: Дно, донышко. Что значит «выпить до
дна»? Ручка (работа над многозначностью слова
«ручка»). Крышка. Носик. Стенки. – Общее. Отличие
– по размеру, по форме, по цвету, материалу, по
виду посуды.
Вывод: Какие части посуды вы знаете?
– Молодцы. Оценивание.
IV. Физкультминутка
V. Упражнение в составлении предложении
1. Дифференцированный подход.
1 группа – прочитать загадку, найти отгадку и
показать. «Из горячего колодца через нос
водица льется». (Чайник)
2 группа – упражнение на внимание «Четвертый
лишний». (Тарелка)
3 группа – специальное упражнение на
развитие зрительного восприятия с исключение
лишних предметов. (Продукты питания, чашка)
4 группа – складывание «осколочной» картинки с
изображением посуды и ее определение. (Кастрюля)
Задание: составить предложение по опорной схеме описательного рассказа. По опорам-картинкам.
– Молодцы. Оценивание.
2. – Давайте ребята, вспомним, что мы делали на уроках труда из папье-маше? (Блюдце, мелкую тарелку, голубоокую тарелку).
– Вспомните ход работы выполнения:
- бумагу разрываем на мелкие кусочки;
- наносим вазелин на форму;
- накладываем слой смоченной в воде бумаги на форму;
- наклеиваем слой бумаги клейстером;
- снимаем слепок с формы и покрываем белой краской.
– Молодцы. Оценивание.
VI. Практическая часть
1. Подготовительная часть
– Посмотрите на свою сделанную своими руками
посуду и скажите: нравится ли вам такая
посуда? Почему? Чего не достает в ней? (Росписи).
– Как вы понимаете слово роспись? (Расписать,
разрисовать красками, покрыть рисунком).
– С какой росписью мы познакомились на уроке
рисования во 2 четверти? (С гжельской
росписью).
– Почему она так называется? (Название от
села Гжель, где возникла эта роспись).
2. Основная часть
– Давайте, ребята, представим, что вы сегодня
гжельские мастера. И предстоит вам расписать
блюдца и тарелки. Еще раз посмотрим на изделия
гжельских мастеров и иллюстрации. – Вспомним,
какие цвета используются? Белый и синий. Но
сегодня вы будете использовать только синий
(показ опорной схемы цветных полосок).
– Уберите те цвета, которые не назвали (один
ученик выполняет, остальные проверяют).
Определение последовательности выполнения.
– Для того чтобы роспись посуды получилась
правильной и без ошибок, вспомним элементы
гжельской росписи. Какие это элементы? Это
простые геометрические элементы: точка,
прямые и кривые линии, капелька (наглядность).
– Давайте, ребята, представим, что у нас в руке
кисточка и попробуем нарисовать эти элементы в
воздухе. Поднимите ту руку, в которой держите вы
кисточку, и начнем рисовать первый элемент.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Указание к началу работы. Рекомендации по технике исполнения, предупреждение возможных ошибок.
– Вы не забыли, кто вы сегодня? Перед вами ваши
блюдца и тарелки, но они белые, неяркие,
невзрачные. И с нетерпением ждут, что вы к ним
придут в гости … краски.
– Положите в краски немного воды, возьмите
кисточку и вспомните правила.
Работа учащихся над росписью посуды (под музыкальное сопровождение), на доске: образцы элементов узора, опорная схема цвет; иллюстрации изделий мастеров гжельской росписи).
3. Заключительная часть
VII. Подведение итогов урока
Обобщение деятельности учащихся; просмотр и анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибки и достоинства росписи; оценка их учениками и учителем.
– Чему учились сегодня на уроке?
– Что нового узнали?
– Что больше всего понравилось? Почему?
Оценивание.