Из опыта работы на уроках математики с детьми с девиантным поведением

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Дети с девиантным поведением имеют характерные особенности эмоциональной и волевой сфер. Это проявляется в виде: повышенной тревожности, дефектности ценностной системы ( особенно в области целей и смысла жизни ), импульсивности, агрессии, раздражения, вспыльчивости, конфликтности. Такое отклоняющееся поведение подростков отличается высокой личностной включенностью, заниженной критикой к совершенному проступку и возможностью его повторения.

Кроме отклонений в эмоционально-волевой сфере, у таких подростков имеются проблемы в обучении. Причинами этому могут быть как педагогическая запущенность со стороны родителей и учителей, пропуски занятий по уважительной причине и без нее, так и особенности умственного развития. У многих детей наблюдаются следующие трудности:

  1. Отсутствует мотивация к обучению, нет интереса к своему будущему.
  2. Нарушение произношения, бедный словарь.
  3. Узость знаний и представлений об окружающем мире.
  4. Несформированность пространственно-временных представлений , не сформированы в достаточной степени зрительно-двигательные координации.
  5. Нарушение познавательных процессов: внимания, запоминания, концентрации, словесно-логического, абстрактного и ассоциативного мышления, с трудом могут сосредоточиться на предмете или деятельности, заторможены или гиперактивны и т.д.
  6. Мысленных процессов: анализ, синтез, сравнений, обобщение, классификация (выделение главного и общего).
  7. Испытывают трудности письменной речи ( многие дети к 8 классу с трудом читают и медленно пишут, делают огромное количество ошибок).
  8. Восприятие слабодифференцируемо, незначительно нарушена целостность восприятия.
  9. Мед. Факторы: соматическая ослабленность.
  10. Понимают инструкцию только после разъяснения, осуществляют частичный перенос на аналогичные задания, затруднена автоматизация навыков.

Все выше перечисленное затрудняет общение девиантников с окружающими и создает значительные сложности в процессе их обучения и воспитании. Кроме того, все эти факторы ведут к снижению работоспособности и обучаемости в целом, а следовательно к школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Затруднение построения модели учебно-воспитательного процесса, ориентированного на единство обучения и воспитания, обеспечивающих социальную адаптацию таких детей, объясняет запоздалой диагностикой отклоняющегося поведения. Как правило, в специальные школы такие дети попадают уже сильно запущенными и с большими пробелами в знаниях.

Поэтому при работе с такими детьми учитель должен быть не просто предметником, но и психологом, дефектологом, воспитателем, наставником и другом.

Целевые ориентации.

- Усвоение стандартных ЗУН.

- Развитие мотивации детей.

Особенности методики.

Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока:

- Создание и поддержание уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;

- Экономное и целесообразное расходование методов и способов умственных действий учащихся (СУД);

- Вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению ( СУМ);

- Объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков ( ЗУН ).

Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью.

Способы организации начала урока:

(задача: овладеть вниманием; включится в урок; обеспечить положительную мотивацию):

- Предлагать задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят; их смекалки, чтобы все были равны.

- Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками.

- На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

- На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками;

Требование к учителю.

- Основная задача учителя - воспитывать веру ученика в свои силы, научить радоваться обучению с педагогом, товарищами, воспитывать внимание, стремление к самостоятельной деятельности.

- Использовать приемы, позволяющие эффективно применить учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования.

- Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать.

- Делать урок эмоционально ярким.

- Использовать все разнообразные совместные методы урока.

- Создавать психологический комфорт для класса.

- Делать ставку на самостоятельный труд учащихся.

Система уроков.

- уроки, где ученики учатся припоминать материал ( научится держать материал в памяти );

- урок поиска рациональных решений;

- урок проверки результатов путем сопоставления с данными;

- урок одной задачи ( удовольствие от того, что они думают );

- урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода;

Технологии урока, основаны на усовершенствование классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями предметниками.

 К нетрадиционным технологиям урока относятся:

- уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;

- уроки основаны на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследования, изобретательство, анализ первоисточниках, комментарий мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала, урок мудрости, урок любви, откровения ( исповедь ), урок презентация, урок дублера;

- уроки с имитацией публичных форм общения пресс- конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;

- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника и т.д.

- уроки основаны на имитации деятельности учреждения и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, ученый совет;

- уроки, имитирующие общественно культурные мероприятия: заочная экскурсия, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Что? Где? Когда?", "Эрудицион" и т.д.

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей является мотивация. А в основе мотивации лежат потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе, необходимо сделать обучение желанным процессом. Элементы занимательности и неожиданности способствуют формированию более прочных знаний. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение. Основная задача не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета, обогащая знания расширяя кругозор учащихся. Система упражнений способствует выработке твердых навыков вычислений. Математические диктанты одна из форм этой работы. Она же хорошо известная форма контроля знаний. Учащимся, не привыкшим к математическим диктантам, воспринимать задания на слух действительно трудно. Но если диктанты проводят часто, то школьники приучаются воспринимать задания на слух. А ценность такого умения неоспорима.

Прежде чем перейти к новой теме, целесообразно убедится, что предыдущая порция знаний усвоена. В течение 2х лет я практиковала проведение диктантов сначала в 5 классе, затем в 6 классе. В начале дети воспринимают тяжело, но к концу 5 класса слуховой канал развивается. Виды диктантов разные: буквенный диктант, числовой диктант, диктант разминка. При разминке в деятельность вовлекается весь класс. Детям предлагается как можно быстрее хором отвечать на вопросы и самостоятельно оценить себя.

При использовании приема "Буквенный диктант вопросы формируются из соответствующей темы математики". Цифровой диктант - это идея от обратной связи, для быстрой проверки усвоения и закрепления знаний.

  1. Проверка знаний осуществляется взаимопроверкой. Оценка сверяется с таблицей.
  2. Ответы сверяются с доской, о совпадении или несовпадении ответов сигнализируют все учащиеся карточками одного цвета.

Итог подводится сразу.

Коррекция отклонений в развитии пространственных представлений приносит положительные результаты, если работа носит целенаправленный характер.

Первое направления коррекционной работы - формирование положительного мотивационного-потребностного компонента и интереса к творческой деятельности.

На этом этапе важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса: - положительное отношение к деятельности, расширение круга его представлений, накопление опыта.

Второе направление работы ставит задачей обогащение опыта, совершенствование восприятия и представлений, развития образного видения как основы для проявления творческого воображения.

На этом этапе важно расширить кругозор детей за счет увеличения объема информации, обеспечить усвоение содержания, понимание характерных особенностей, целостное видение.

Опыт показал, что работа создает положительную динамику в развитии воображения. Этому способствует серия игровых заданий.

Задание №1.

Угадай, что это?

Цель: Составить образ фигуры по фрагментам.

Нарезаны фрагменты фигур. Собрать фигуру. Можно использовать Лего, пазлы.

Задание №2

Узнай фигуру.

Цель: определить фигуру по названным признакам.

Предлагается несколько разных признаков. Надо выделить те, что свойственны этой фигуре.

Задание №3

Сложи иллюстрацию.

Цель: Составить целую иллюстрацию из разрезанных картинок.

Задание №4.

Подбери знакомые модели./ С опорой на плоскостные модели/.

Цель: Учить подбирать модели, адекватно использовать элементы.

Активизации творческого воображения осуществляется путем создания установки на новые способы действия./ Найди, измени, придумай./

И так, построение курса геометрии в классах нашей школы должно строиться на системе наглядно-образных задач.

Реализации этих задач помогает развивать пространственное воображение. Это живой процесс с результатами, которые невозможно запланировать.

Площадь.

Цели: проверка знания учащимися фактического материала: умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях, а также в измененных нестандартных условиях.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

Лабораторная работа

(Задания дифференцируются от простого к сложному.)

№1 Разрежьте фигуру А на части, из которых можно составить фигуру В.

Чему равна площадь фигуры?

№2 Проведите необходимые измерения и построения и найдите площадь фигуры.

№3 Вычислите площадь каждой клетке с животными ( не закрашенные фигуры ).

№4 Площадь квадрата равна 1 кв.ед. Найдите площадь каждой фигуры, его составляющей. Заштрихуйте равновеликие фигуры.

Каждый ученик получает одно задание, соответствующее его уровню знаний и способностей.

Работа выполняется на этих же листах.

III. Закрепление изученного.

(Задания выполняются по очереди на доске.)

Урок №3. Тема: Координатная прямая. Перемещение точек.

Цель:

- образовательная - активизация познавательной деятельности.

- воспитательная - прививание навыков коллективной работы.

Знания и умения.

Знать, что с помощью положительных и отрицательных чисел можно задавать перемещение точки, уметь правильно употреблять термины "положительные", "отрицательные" числа координат точки, координатная прямая.

Тип урока обобщающий.

Этапы урока:

- упражнения "гимнастика мозга"

- математический диктант

- взаимопроверка

- опрос- беседа

- упражнения

- обобщение материала

- подведение итогов

Упражнение №1-5

Математический диктант

  • Запишите число (-3)
  • Запишите отрицательное число, расположенное на расстоянии 8 единиц от нуля.
  • Запишите положительное число, расположенное на расстоянии 5 единиц от нуля.
  • Запишите число, которое не является ни положительным ни отрицательным.
  • Женя задумал отрицательное число, а Витя положительное. Какой мальчик задумал большее число?

После взаимопроверки, сверяют все с доской. О совпадении сигнализируют все ученики поднятием красной карточки, если есть неправильный ответ 1-2 синий, если больше зеленый.

- Вызываются 2 ученика, один задает вопросы (2-3) - другой отвечает, затем меняются (2-3) задания.

Задания заранее подготовлены дома.

Пр. 1 уч-ся

- В какую точку перейдут (.) М (-4) А ( 0), С (-1), К (-5) при перемещении по координатной прямой на 3 единицы.

- Какое число удалено на координатной прямой от числа 4 на 5 единиц, от числа 6 на 4 единицы, от 1 на 3 единицы.

Оценку учащимся ставят эксперты класса.

- Обобщаются учащимся все понятия координатная прямая, единичный отрезок, начало отсчета, положительные отрицательные числа, нахождение точек.

Подведение итогов, оценка

Д/з 197, 196, 198 стр.17 Дидактические материалы.

Ответ каждого предыдущего примера подставь в следующий.

  1. 0,5. 6,2= *
  2. * + 175,52= *
  3. х . 2,6= * . Решите уравнение.
  4. ( * : 3 - х ) x 25,4 = 269,24 . Решите уравнение.
  5. *2 = *
  6. х . * - 20,4 = 251,922 Решите уравнение.
  7. ( 0,8 + х ) : * - 6 = 0 Решите уравнение.
  8. Найдем объем куба со стороной * .
  9. ( * x  0,004 + х ) x 5 - 30,6 = 28,9 Решите уравнение.
  10. * - 2,9 = * .

Все у кого получился итоговый ответ равный 5 и получает ее в журнал.