Программа "Половое воспитание учащихся специальных коррекционных школ VIII вида"

Разделы: Коррекционная педагогика


Наименование программы Программа «Половое воспитание учащихся специальных  коррекционных школ, VIII вида»
Основание для разработки 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
2. Конвекция о правах ребенка 1989г.
3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.
4. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.
5. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г.
6. «Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г.
Цель программы 1. Способствовать гармоничному развитию организма,  привить подростку с нарушением познавательной сферы  определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки,
2. Обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами.
3. Воспитать сознание высокого предназначения человека, его ответственность за здоровье, жизнь и будущее.
Задачи программы 1. Пропагандировать здоровой образ жизни среди подростков с нарушением интеллекта в доступной для понимания форме (с опорой на все сохранные анализаторы);
2. Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам, сохраняющим его;
3. Заботиться о развитии подростка с нарушением познавательной сферы (в первую очередь нравственном), чтобы вырастить самостоятельного человека с разумными потребностями, тем самым способствуя его адаптации и интеграции в обществе;
4. Разработать систему взаимодействия педагогического коллектива с родителями по вопросам полового воспитания, формирования гигиенических навыков и социальных норм в семье;
5. Предупреждение половой возбудимости путем выполнения детьми определенных гигиенических требований;
Принципы Системность, непрерывность, адресность, преемственность, своевременность, доступность, последовательность.
Сроки исполнения Мероприятия, предусмотренные программой,  проводятся в течение учебного года в течение процесса обучения в IV-IX классах специальной коррекционной школы VIII вида.
Исполнители программы Зам.директора во УВР, зам.директора во ВР, социальный педагог, психолог, медицинский персонал школы, «Санитарный Совет», классные руководители, педагоги, родители (по возможности).
Компоненты программы Образовательный, психологический, социальный, медико-биологический.
Разделы программы, этапы Планы мероприятий на учебный год (4-9 классы)

И девочкам, и мальчикам нужно рассказывать об ответственности за каждый кусочек чувств, потому что за всё приходится платить жизнью.

А. С. Макаренко

Целостность натуры человека, его гармоническое развитие характеризуется единством многообразных личностных качеств. В этом органическом единстве стерж­невыми являются моральные качества, определяющие социально-нравственную основу личности и обусловливающие возможность человека применять в интересах общества свои способности. Воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных ка­честв, норм морали всегда остаётся в центре внимания нашей общественности, что приобретает особую актуальность в процессе воспитания детей и подростков с нарушением познавательной сферы.
Одной из составных частей как общей, так и специальной коррекционной системы воспитания является половое воспи­тание. Оно имеет жизненно важное значение, поскольку не так уж редки случаи, когда неосведомлённость в элементарных вопросах пола прямо или косвенно отражается на характере взаимоотношений молодых людей, ведёт к ранним бракам. От того, как было поставлено половое воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида, часто зависит очень многое в формировании личности юноши или девушки с легким нарушением познавательной сферы. Пренебрежительное отношение родителей, педагогов, медицин­ских работников к проблеме полового просвещения также чревато самыми пагубными последствиями, когда перед молодыми людьми возникает проблема создания семьи. Неведение в области физиологии половой жизни, искажение представлении в этой области, безынициативность в получении информации, порой становятся причиной нарушении сексуального поведения.

Половое воспитание играет значительную роль в нравственном воспитании подростков с нарушением познавательной сферы, профилактике венерических бо­лезней, СПИДа, вредных привычек среди этой категории молодёжи.

Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта – трудная и чрезвычайно деликатная, тонкая проблема, тре­бующая сугубо индивидуального подхода к учащимся специальных коррекционных школ VIII вида.

Работа по половому воспитанию подростков с нарушением познавательной сферы требует систематической рабо­ты на протяжении всего коррекционного воспитательно-образовательного процесса, участия всего педагогического коллектива, семьи, врачей. В школе должны обсуждаться лишь самые общие, самые широкие проблемы. Причём обсуждаться на конкретных примерах, на уровне, доступном для понимания подростками в силу их психофизиологических особенностей.

Физиологических и гигиенических аспектов же следует касаться в индивидуальной беседе или в группе не более 3-5 че­ловек (с целью усвоения предложенного материала, соблюдения конфиденциальности), участие медицинских работников в её решении очень важно, так как именно они владеют знаниями о сущности анатомо-физиологических особенностей возрастного развития, обусловливающих пра­вила гигиены.

Огромную роль в половом воспитании подростков с нарушением познавательной сферы играет весь комплекс мероприятий по улучшению общего физического развития подростка – гимнастические упражнения, зака­ливание, воздушные и солнечные ванны.

Важнейшими направлениями полового воспитание в специальной коррекционной школе VIII вида являются (цели):

1. Способствовать гармоничному развитию организма,  привить подростку с нарушением познавательной сферы  определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки.
2. Обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами.
3. Воспитать сознание высокого предназначения человека, его ответственность за здоровье, жизнь и будущее.

В связи с этим перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:

– Пропагандировать здоровой образ жизни среди подростков с нарушением интеллекта в доступной для понимания форме (с опорой на все сохранные анализаторы);
– Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам, сохраняющим его.
– Заботиться о развитии подростка с нарушением познавательной сферы (в первую очередь нравственном), чтобы вырастить самостоятельного человека с разумными потребностями, тем самым способствуя его адаптации и интеграции в обществе.
– Разработать систему взаимодействия педагогического коллектива с родителями по вопросам полового воспитания, формирования гигиенических навыков и социальных норм в семье.
– Предупреждение половой возбудимости путем выполнения детьми определенных гигиенических требований.

В основу программы положены принципы:

– непрерывность;
– системность;
– адресность;
– преемственность;
– своевременность;
– доступность;
– последовательность.

Концептуальная модель:

В научной медицинской, психологической, педагогической литературе представлен обширный материал по вопросам полового воспитания подростков. Для анализа и обсуждения методов полового воспитания, а так же для выявления наиболее эффективных относительно применения в коррекционной школе VIII вида, я попыталась систематизировать методы и направления процесса полового воспитания подростков.

1. Информационный подход

Информирование подростков об изменениях в период полового созревания, репродуктивных функциях организма, заболеваниях, передающихся половым путем и мерах их профилактики, о службах и организациях, оказывающих поддержку и помощь в вопросах сексуального здоровья.
Информирование может осуществляться в нескольких формах. Наиболее распространены тематические лекции и беседы. Другая форма – включение информации в содержание отдельных учебных предметов. Информация, касающаяся вопросов полового воспитания, может доноситься до подростков при помощи социальной рекламы. Особый интерес представляет работа по половому воспитанию в рамках волонтерского движения.
Как показывает опыт, педагог, являясь специалистом по воспитанию подростка, с точки зрения методов педагогического воздействия готов выполнить такую функцию, но в содержательном плане он не специалист в медицинских аспектах полового воспитания.  Медицинские работники, имея обширные знания в своей сфере, не имеют навыков педагогического воздействия. Информация должна соответствовать возрастным особенностям подростка, быть доступной для полного понимания, чтобы не вызвать нездоровое любопытство у подростка с нарушением интеллектуального развития.

В специальной коррекционной школе VIII вида, на наш взгляд, целесообразно включение информации по половому воспитанию в содержание некоторых учебных предметов.

2. Подход, основанный на  ведущей роли семьи в половом воспитании

Половое воспитание в семье, по мнению многих специалистов, занимающихся вопросами полового воспитания школьников, как О.К. Лосева, В.Е. Каган, Ю.Б. Рюриков, Д.В. Колесов и др., является основным и наиболее значимым для формирования личности подростка. Целью семейного воспитания, по мнению авторов, является создание представлений у подростков о сущности взаимоотношений полов и воспитания норм поведения в половой жизни на примере собственной семьи, взаимоотношений родителей.

Кроме указанных целей, исследователи указывают на необходимость совершенствования воспитательного процесса в семье, создания благоприятного нравственного климата.

Считаем, что данный подход может использоваться  лишь частично (по мере возможности), относительно учащихся специальных коррекционных школ VIII вида в силу социальных, психологических отклонений в их семей, социально-педагогической неграмотности родителей.

3. Подход, основанный на применении методов психокоррекции и психотерапии

Все большее распространение получают методы полового воспитания школьников по средством проведения различных психологических занятий (групповых, индивидуальных), направленных на формирование тех или иных качеств личности, препятствующих нарушениям полового поведения.
Ходаков Н.М, Зацепин В.И предлагают различные методы психотерапии в рамках полового воспитания подростков. Из конкретных методов психотерапии авторы называют подгрупповую рациональную психотерапию. Особое внимание авторы уделяют методам социально-психологического обучения. Кроме перечисленных методов, авторы описывают применение в рамках полового воспитания подростков, приемов самовнушения и релаксации. Психотерапия, по мнению авторов, должна быть направлена на улучшение коммуникативных навыков учащихся, улучшение эмоционального состояния, что в свою очередь, должно привести к нормализации сексуального поведения подростков.

По нашему мнению, применение методов психотерапии и психокоррекции является одним из более перспективных направлений полового воспитания подростков с нарушением интеллекта. Психокоррекция обязательно должна быть одной из составляющих комплексного подхода к половому воспитанию в условиях специальных коррекционных школ.

Реализация: мероприятия, предусмотренные программой,  проводятся в течение учебного года в течение процесса обучения в IV-IX классах специальной коррекционной школы VIII вида.

Проведение систематической работы по половому воспитанию, предусмотренной про­граммой, наряду с другими профилактическими мероприятиями, предусмотренными программой специальных коррекционных школ VIII вида, будет способствовать повышению уровня половой культуры учащихся, ориентации на  здоровый образ жизни. А значит, снижению числа отклонений сексуального характера, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, формированию доступных знаний по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.

Работа по половому воспитанию включает в себя три компонента:

Образовательный  компонент – знания о правилах личной гигиены, заболеваниях, передающихся половым путем и методами их профилактики.
Цель научить подростка с нарушением познавательной сферы понимать и осознавать ответственность за собственное половое поведение.

Психологический компонент – коррекция отдельных психических функций, особенностей подростка, являющихся факторами риска отклонений в сексуальном поведении.
Цель – психологическая поддержка подростка с нарушением познавательной сферы, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, определять и нести ответственность за себя, свои действия, умение обратиться в случае необходимости за помощью.

Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение коммуникативными, социально-адаптивными навыками.
Цель – формирование социальных навыков  необходимых для здорового образа жизни.

Медико-биологический – ознакомление с основами правил личной гигиены, понятиями «здоровье», «пол», «физиологические закономерности» и т.д.
Цель – формирование потребности здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье.

Приложение 1