Коррекционные занятия дефектолога по разделу "Восприятие времени" у младших школьников с задержкой психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема “Время. Меры времени” – в силу своей абстрактности наиболее трудная для восприятия учащимися начальных классов с задержкой психического развития. Специфические особенности их восприятия и познавательной деятельности в значительной мере замедляют формирование ориентировки во времени, и ограничивают использование соответствующих знаний в практической деятельности.

Исследования процесса формирования временных представлений у учащихся с задержкой психического развития показали, что у них такие представления не только формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся школьников, но и отличаются качественно.

Первоклассники с ЗПР не знают дней недели, названий месяцев, слабо владеют элементарной временной терминологией. Далеко не все из них могут в правильной последовательности назвать части суток (утро, день, вечер, ночь). Они имеют очень нечеткие представления о продолжительности отдельных видов деятельности, даже режимных моментов, входящих в их ежедневный распорядок (перемен, уроков, пребывания в школе, прогулки, обеда, завтрака).

Формирование представлений о хронологической последовательности событий (что было раньше, что позже) у детей с задержкой психического развития затруднено.

Временные представления и понятия имеют особенности, затрудняющие их восприятие и усвоение, а именно:

  • Невозможность восприятия времени органами чувств: время, в отличие от других величин (длины, массы, площади и т.д.) нельзя видеть, осязать, мускульно ощущать;
  • Меньшая конкретность временных представлений по сравнению с другими (например, с пространственными) представлениями;
  • Большая обобщенность, малая дифференцировка;
  • Возможность измерения времени только косвенным путем, т.е. через те измерения, которые производятся за определенный временной интервал;
  • Обилие и разнообразие временной терминологии (потом, раньше, теперь, сейчас, до, после, быстро, медленно, скоро, долго и т.д.) и относительность ее употребления (“то, что вчера было завтра, завтра будет вчера”).

ЦЕЛИ УРОКА: развитие у детей с задержкой психического развития временных ориентировок на основе формирования следующих умений:

  • Воспринимать временные интервалы: время (части) суток (утро, день, вечер, ночь); неделя, месяц, год; времена года, их последовательность и основные признаки;
  • Измерять время по часам с точностью до минуты;
  • Решать несложные бытовые задачи на время;
  • Определять течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно);
  • Обозначать словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении.

Формальное заучивание названий и последовательности дней недели или месяцев не даст должного эффекта. Знакомство учащихся с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на наглядные пособия, включенные в предметно – практическую деятельность, дидактические игры. На основе наблюдений за внешними изменениями в окружающем мире, личного опыта, получаемого через действия и эмоциональные переживания, у учащихся формируются представления о временных интервалах, периодах и других характеристиках, затем эти знания систематизируются и обобщаются.

Эффективными на данном этапе работы являются следующие приемы:

  • Использование графических моделей “Неделя”, “Год (календарный), табеля-календаря, настенных, индивидуальных календарей.
  • Ежедневное выделение на табеле – календаре дня недели и месяца года.
  • Ежедневное фиксирование наблюдений за природой и погодой в классном “Календаре природы и труда”.
  • Разработка макетов календарей на определенный месяц, время года.
  • Использование элементов устного народного творчества: загадок, пословиц, стихов и т.п.
  • Знакомство с литературными произведениями.
  • Беседы по вопросам. (Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой месяц первый в году? Какой сейчас идет месяц? Какой будет следующий месяц?)
  • Дидактические игры “Назови время года”, “Когда это бывает?”, “Отгадай день недели” и другие.

Предметно – практическая деятельность учит ориентироваться в бытовом времени, активизирует речь учащихся одновременно с развитием их мышления, приучает пользоваться временной терминологией (скоро, целый день, через неделю и т.д.).

В результате изучения раздела “Восприятие времени” учащиеся должны:

иметь представление о частях суток, их названиях, последовательности; о порядке следования дней недели; о месяцах года и порядке их следования; о временах года, их характерных признаках; о возрасте людей; о последовательности событий;

уметь определять время по часам.

Принципы организации работы по формированию временных представлений и понятий:

– учет и соблюдение строгой последовательности формирования функций;

– систематичность и последовательность работы, преподнесение материала небольшими дозами, более дробно, с постепенным усложнением;

– использование предметно – практической деятельности (что не только способствует оптимизации образовательного процесса, но и доставляет радость детям, повышает интерес к занятиям);

– применение наглядных пособий, среди которых наиболее значимы: модель циферблата часов с подвижными стрелками (демонстрационная и для индивидуального пользования); табель – календарь на текущий год (демонстрационный и для индивидуального пользования); календарь природы и погоды; таблица “Режим дня школьника”;

– постоянное стимулирование использования школьниками в своей речи временной терминологии.

Таким образом, может проводиться систематическая, планомерная работа над формированием временных понятий у учащихся с задержкой психического развития. (Приложение 1)

Календарно – тематический план по формированию у учащихся временных представлений. (Приложение 2)

Литература:

  1. Аббасов М.Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися / Дефектология. – 1983. – № 4.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. – М.: ВЛАДОС, 2007.
  5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. – № 4.
  6. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Методические рекомендации к разделу “Восприятие времени” авторской программы “Развитие психомоторики и сенсорных процессов”. / Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2005. – № 3.
  7. Степанов В.А. Учебник для малышей. Время. Времена года. – М.: Фламинго, 2003.
  8. Шевченко С.Г. Учите детей ориентироваться во времени / Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2006. – № 2.