Логопедия
-
Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике 2015
Практический материал может быть использован педагогами дополнительного образования, учителями общеобразовательных учреждений. Систематизированный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики в развивает и обогащает интонационную выразительность речи детей, формирует физиологически правильное функционирование дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
-
Методические рекомендации по исправлению у ребенка нарушения письменной речи 2012
Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.
-
Методические рекомендации по организации логопедической работы учителя-логопеда 2013
В логопедический кабинет зачисляются ученики, обучающиеся в образовательных учреждениях, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи. В первую очередь в логопедический кабинет принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному усвоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
-
Методические рекомендации по совместной работе логопеда и учителя татарского языка 2014
Проблема билингвизма актуальна в общей педагогике и логопедии. Совместная работа логопеда и учителя татарского языка в ДОУ предполагает планирование в начале учебного года изучения лексических тем. Эффективно и результативно параллельное изучение. Согласованы общие методы и приемы: наглядные, словесные, игровые. Использован метод сопоставительного анализа двух языков. Особое значение приобретает тенденция к интеграции.
-
Методические технологии непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда 2014
В содержание организационной деятельности с детьми включены занимательные упражнения для развития координации движений с речью и музыкой, чувства ритма, динамического слуха, а также упражнения на артикуляцию, дыхательный, голосовой и мимический аппарат. Адресуется учителям-логопедам, дефектологам, музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений, работающим в старшей возрастной группе.
-
Методический материал "Сохранение и укрепление голоса" 2016
В работе представлены рекомендации по сохранению голоса, его восстановлению при потере по различным причинам, даны упражнения по развитию дикции. Рекомендации разработаны на основе опубликованных научных исследований и практических материалов авторов из сферы образования и медицины (логопеды, психологи, фониатры), собственного опыта авторов-составителей. Рекомендовано педагогам, психологам, воспитателям и другим работникам сферы образования, специалистам коммуникативных профессий.
-
Методическое пособие "Использование сказкотерапии в игровых макетах для коррекции речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи" 2010
Опыт работы по использованию сказкотерапии в игровых макетах. Методические рекомендации позволяют педагогам предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика...).
-
Методическое пособие для родителей "Давай поиграем" 2013
Чтобы правильное звукопроизношение закреплялось лучше и быстрее, помимо регулярных занятий со специалистом ребенку нужно постоянно работать над своей речью дома. И главным помощником в этом нелегком деле станет это пособие. Материал для домашних уроков по исправлению речи подан в легкой, доступной форме и построен по принципу логопедического занятия: от звука – к слову, от слова – к тексту, от простых предложений – к сложным фразам-скороговоркам и стихам.
-
Методологическая основа динамической электронейростимуляции в логопедии 2021
Алалия, дизартрия, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи – речевые нарушения, которые требуют упорной, длительной коррекции. Существует целый арсенал методик и инструментов для коррекции речевых нарушений, но в последнее время логопеды с повышенным вниманием применяют немедикаментозные методы – тейпирование, массаж языка, лицевой мускулатуры и динамические электростимуляции (ДЭНС), которая прекрасно стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, а также улучшает зрительно-моторную координацию. Динамическая электронейростимуляция основывается на стимуляции области рефлексогенных зон.
-
Методы восстановления речи после органических поражений головного мозга 2011
В работе рассматривается одна из форм речевых расстройств – афферентная моторная афазия. Также представлены общепринятые методы восстановления речевых функций и авторские наработки по лечению больных.
-
Методы и приемы развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста 2016
Описываемая в статье система развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста учитывает имеющиеся практические разработки и расширяет пропедевтический период в развитии фонематических процессов. Методы и приемы разделены на несколько разделов. Во всех разделах даны теоретические обоснования, соответствующие пояснения и интересные факты различных научных и популярных исследований.
-
Методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи 2012
Процесс формирования сюжетно-ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками отличается с количественной и качественной стороны. Необходимо специально организованное поэтапное обучение, чтобы дети с общим недоразвитием речи достигли соответствующего возрастной норме уровня развития сюжетно-ролевой игры.
-
Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза 2013
Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.
-
Методы коррекционной работы по формированию словоизменения у детей с общим недоразвитием речи 2010
Периоды формирования грамматического строя речи по А.Н. Гвоздеву. Своеобразие усвоения грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. Виды аграмматизмов при нормальном и нарушенном речевом развитии. Особенности логопедической работы при формировании словоизменения у дошкольников.
-
Методы социализации детей с шизофренией 2023
Исследование, предложенное в данной статье, связано с тем, что в настоящее время по распространённости шизофрения одно из самых частых психических заболеваний с очень сложной психопатологической картиной заболевания. Она сопровождается в первую очередь характерными нарушениями мышления, эмоций и воли, приводит к специфическому дефекту психики и личности в целом. Шизофрения в основном проявляется в подростковом возрасте, несколько реже она проявляется и отмечается в возрасте после двадцати лет, и, наконец, крайне редким явлением становится развитие шизофрении после пятидесятилетнего возраста. Таким образом, актуальна проблема социализации и реабилитации подростков, склонных к данному отклонению в развитии, а также проблема социальной и педагогической помощи семьям, воспитывающих этих детей.
-
Методы формирования смыслового чтения при семантической дислексии 2019
Цель: систематизация методов и приемов формирования смыслового чтения при семантической дислексии на логопедических занятиях.
-
Миофункциональный подход в коррекции звукопроизношения дошкольников 2023
Среди нарушений развития зубочелюстной системы у дошкольников занимают одно из первых мест занимает укороченная длинна или аномальное прикрепление уздечки языка, амимичность губ, сглаженность носогубных складок, сверхкомплектные зубы, гипотонус/гипертонус круговой мышцы рта. В связи с чем работа по нормализации звукопроизношения должна строиться с учетом и в зависимости от конкретной особенности в строении артикуляционного аппарата.
-
Мнемотехника 2013
Предложенные мнемодорожки стихов, скороговорок успешно используются на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, у которых имеются следующие проблемы: скудный словарный запас; неумение согласовывать слова в предложении; нарушения звукопроизношения; дефицит внимания; кратковременная память; недоразвитие фонетико-фонематического анализа; несовершенно логическое мышление.
-
Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) 2021
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. При этом педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
-
Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ТНР 2022
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому перед воспитателями групп компенсирующей направленности встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Мнемоника, или мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
-
Моделирование в развитии связной речи детей 2013
Процесс развития логического мышления и связной речи формируется разнообразными средствами. Одним из них является – моделирование. Особенность данного метода в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям, позволяет запомнить последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами, их отношениями.
-
Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях (из опыта работы) 2016
В статье рассматривается целесообразность использования и практическое применение сказкотерапии как одного из направлений арттерапии на индивидуальных подгрупповых логопедических занятиях. Автором статьи была проанализирована технология Ткаченко Т.А. «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях» и предложены некоторые виды работ по данной технологии.
-
Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников с ТНР 2024
Автор статьи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) использует метод наглядного моделирования, который помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст). Это особенно важно для детей дошкольного возраста, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше. Использование заместителей и наглядных моделей особенно эффективно развивает умственные способности дошкольников с ОВЗ.
-
Модель по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с легкой степенью дизартрии. Формирование фонем Р и Л 2011
Чтение и письмо – сложные по структуре процессы. К началу обучения ребенка чтению и письму все чаще обнаруживается у детей несформированность устной речи, а именно: нарушение артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. В настоящее время увеличилось число школьников, имеющих легкую степень дизартрии. В статье подробно описана модель по обучению детей правильному произношению фонем Р и Л.
-
«Мой весёлый звонкий мяч…» Использование мяча-скакуна в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками 2020
Как повысить познавательную активность, сохранить интерес дошкольника во время выполнения однообразных упражнений по закреплению правильного звукопроизношения? Как внести эмоциональный заряд и сделать коррекционное занятие учителя-логопеда увлекательным для ребенка? На помощь специалисту приходят мячи-скакуны.
-
Мониторинг в системе "Учитель – логопед – ученик" в начальной школе 2013
Цель представленного мониторинга учителя-логопеда – сопроводить ученика в его речевом развитии.
-
Мониторинг грамматического строя у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи 2010
В статье дается краткое описание особенностей усвоения грамматического строя, а также трудности и постепенность усвоения грамматического строя. Значимость исследования связана с тем, что большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в части грамматического строя, которое отрицательно влияет на письменную и устную речь.
-
Мониторинг качества образования в МС(К)ОУ для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад № 235 (V вида) 2010
Обеспечение мониторинга качества образования в начальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Система контроля, инструменты отслеживания результатов (тесты, анкеты, опросники, технологические карты). Исследование речи обучающихся 1–4-х классов, наблюдение динамики развития.
-
Мониторинг эффективности логопедической работы в группах для детей с ОНР 2013
Первичное обследование, промежуточный и заключительный мониторинг, выполненный в форме карт речевого развития, сводных таблиц, диаграмм решают задачи развивающего обучения и адаптируют индивидуальную коррекционную программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка.
-
Мотивация логопедических занятий 2024
Основной контингент учащихся, нуждающихся в логопедической помощи, составляют первоклассники, имеющие недоразвитие фонематических процессов и общее недоразвитие речи. Как замечено, у таких детей труднее происходит адаптация к школьной среде. Здесь на помощь приходят дидактические игры, которые помогают «размыть» грань между дошкольным детством и школой. И среди них мне пришлось отобрать наиболее интересные речевые игры, наиболее эффективные, вызывающие неподдельный интерес, стимулирующие мотивацию к учёбе.