Мониторинг грамматического строя у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Грамматика- это наука о строе языка, о его законах. Грамматика объединяет словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова. Синтаксис - словосочетания и предложения, порядок следования слов. Словообразование - образование слова из другого однокоренного слова.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет очень большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна и может служить средством общения. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К.Д.Ушинский подчеркивал необходимость с ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Особенности усвоения грамматического строя

По мере взросления ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм. Уже к трем годам, ребенок усваивает грамматическую систему родного языка во всех наиболее типичных проявлениях. А.Н. Гвоздев отмечает определенную последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, все продуктивные формы словообразования (падежные окончания существительных, формы изменения глаголов, по лицам, временам).

А.Н.Гвоздев наметил три периода в формировании грамматического строя

  1. Первый период- период предложений, состоящих из аморфных слов;
  2. Второй период- период усвоения грамматической структуры предложения;
  3. Третий период- период усвоения морфологической системы, усвоение типов склонений и спряжений.

Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Значимость исследования грамматического строя связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в части грамматического строя, которое отрицательно влияет не только на устную, но и на письменную речь. Практика работы показывает, что дети с ОНР имеют отклонения в понимании падежей и предлогов, неправильном их употреблении в предложениях, опускании предлогов, нарушения в формировании словоизменения. Остановимся подробнее на навыках словоизменения существительных, прилагательных и глаголов.

Разработка критериев, показателей инструментария.

Исследование морфологии.

Оценка формирования морфологической структуры слов проводится на умении выделять общее и специфическое в различных формах одного и того же слова.

Исследование словоизменения существительных.

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа:

- формы множественного числа с окончаниями -ы, -и, -а, -йа. Проводится в такой последовательности:

  • с окончанием -ы (стол-столы);
  • с окончанием -и (мяч-мячи);
  • с окончанием -а (дом-дома);
  • с окончанием- йа (стул- стулья)

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры "Один - много". Ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.

Это рот, а это :.(рты).

Это ухо, а это:.(уши).

Это пень, а это:.(пни).

Это брат, а это:(братья).

2. Диагностика беспредложных конструкций существительных единственного числа:

Винительный падеж;

Родительный падеж;

Дательный падеж;

Творительный падеж;

В процессе работы с существительными в именительном падеже обращается внимание на дифференциацию значений одушевленности - вопрос - кто?, неодушевленности - (вопрос - что?).

Игра "Живые и неживые слова".

Детям предлагается поставить к предметным картинкам вопрос.

Что? (Солнце, цветок, ручей).

Кто? (Ёжик, дедушка, бабушка).

Игра " Будь внимателен" -для образования форм винительного падежа.

Гладил что? (Юбку.)

Гладил кого? (Котенка.)

Мыл что? (Руки.)

Мыл кого? (Щенка)

В работе над формами родительного падежа предлагается такая последовательность:

- существительные м.р. с окончанием -а, -я (мяча, моста, карандаша, стола);

- существительные ср.р. с окончанием -а,-я (яйца, кольца, ведра);

- существительные ж.р. с окончанием -и,-ы (луны, парты, девочки).

Игра "Нет кого?".

Детям предлагается отвечать на вопросы, употребляя существительные в родительном падеже.

Хозяйка кормила кого? (Щенка, котенка, утенка...)

В лесу волк напугал кого? (Ежа, лисицу, зайца...)

При исследовании формировании системы словоизменения существительных дательного падежа рекомендуется такая последовательность:

- существительные м.р. с окончанием -у, -ю (ежу, петуху, коню);

- существительные ср.р. с окончанием -у, -ю (окну, ведру, кольцу);

- существительные м.р. с окончанием -е и ж.р. с окончанием -а, -я (лисе, козе, пчеле).

Игра "Бюро находок".

Кому дать лисью шубу? Гриву и хвост? Пятна и клыки? Рога и копыта?

При исследовании формы творительного падежа предлагалась такая последовательность:

- существительные м.р. с окончанием -ом, -ем (ключом , ножом, топором, зноем);

- существительные ср. р. с окончанием -ом, -ем (яйцом, кольцом, солнцем);

- существительные м.р. г окончанием -а, -я в в. п. и ж. р. с окончанием -ой, -ей (пилой, косой, лапой, тучей);

- существительные ж. р. с окончанием -ью (дверью, тетрадью, кроватью).

Игра "Чем я могу помочь?".

Я могу пилить чем? Ем котлеты чем? Рисую чем? (Вещи я глажу чем?

Овладение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа.

Винительный падеж.

Игра "Закончи предложение".

Продавец встал за ... (прилавок). Солнце спряталось за ... (тучи). Мальчик входит в .. (автобус). Девочка поставила книги на ... (полку).

Дательный падеж.

Игра "Сказка".

Необходимо закончить предложение, употребив существительное в дательном падеже.

Пятачок пришел в гости к ...Старик пришел к ... Принц торопится к ...

Творительный падеж.

Игра "Кто с кем? Кто с чем?".

Мальчик идет с ... (папой). Девочка идет с (мамой). Девочка играет с ..(котом).

Игра "Еда для животных".

Медведь мечтает о ... (рыбе). Кошка мечтает о ... (молоке). Собака мечтает о ... (косточке) и т.д.

Исследование беспредложных форм существительных множественного числа

Дательный падеж.

Игра "Угости зверей".

Морковку дадим ... (зайцу). Косточку предложим ... (щенку). Молоко нальем ... (котенку). Зерна насыпем ... (курице).

Творительный падеж.

Игра "Путешествие".

В Австралию мы отправимся за ... (крокодилами, кенгуру...). В Евразию мы поедем за ... (слонами, тиграми.,,). В Арктику мы поедем за ... (белыми медведями, тюленями...).

Родительный падеж.

Игра "Кто где живет?".

На севере много ... (медведей, тюленей, моржей). В тайге много ... В степи много ...

Винительный падеж.

Игра "Здравствуйте!".

Здравствуйте, я вижу ... Колю.) Привет, я вижу ... (Лену). Добрый день, я вижу ... (Тамару).

Исследование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.

Исследование словоизменения глаголов.

Глагол в предложении чаще всего выступает сказуемым. В связи с этим в исследовании словоизменения глагола у дошкольников с ОНР использовался следующий речевой материал.

Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе.

Дифференциация глагола 3-го лица единственного и множественного числа

Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, говорит - - говорят, молчит -молчат, поет - поют.

Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица.

Дифференциация глаголов в единственном числе.

Игра "Послушный ребенок". (1-е лицо, единственное число)

Логопед. Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты - послушный ребенок - отвечаешь, что делаешь, показывая картинку.

- Иди! - Я иду! - Стой! - Я стою! - Беги! - Я бегу! - Читай! - Я читаю! и т.д.

Игра "Что спросила мама?".

(1-2-е лицо, единственное число)

Логопед задает вопросы, а ребенок отвечает.

Ты бежишь? (Я бегу.) Ты несешь? (Я несу.) Ты ешь? (Я ем) и т.д.

Игра "Расскажи о нем".

(1-3-е лицо, единственное число)

Логопед читает детям первое двустишие и показывает, как его надо изменить, затем произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить.

Я бегу, бегу, бегу, Я на месте не стою. Он бежит, бежит, бежит, Он на месте не стоит и т.д.

Игра "Дружные ребята".

(1-2-е лицо, множественное число)

Мы идем, и вы идете ... Мы поем, и вы ... (поете). Мы берем, и вы ... (берете).

Мы несем, и вы ... (несете).

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.

Игра "Он, она, они".

Согласование глаголов прошедшего времени в роде и числе. Задавая вопрос, например, "Что делал мишка?" или "Что делала кукла?", логопед указывает на картинку. Когда же задается вопрос с местоимениями он, она они, логопед .жестом показывает сразу две картинки.

- Что делал мишка? - Он спал. - Что делала кукла? - Она спала. - Что они делали? - Они спали. - Что делал автобус? - Он ехал. - Что делала машина? - Она ехала. - Что они делали? - Они ехали.

Исследование словоизменения прилагательных

1. Из вермишели сварим суп какой? - вермишелевый, из гороха - гороховый, из риса - рисовый.

2. Употребление прилагательных с противоположным значением.

3. Притяжательные прилагательные с использованием для образования словосочетаний существительных: хвост (мужской род), морда (женский род), ухо, перышко (средний род), следы (множественное число).

4. Согласование существительных с прилагательными в связной речи. Например, детям дается схема описания яблока: "Это яблоко. Оно красное. Маленькое. Круглое. Твердое. Вкусное. Ароматное".

Наглядный материал для формирования словоизменения подбирается с учетом лексической и грамматической темы, грамматические блоки распределяются от простого к сложному и по принципу концентричности.

Варианты игр

Игра "Кто больше?" Дети подбирают к. изображенному предмету как. можно больше слов - действий или слов-признаков.

Игра| "Подбери предмет по форме".Дети называют предметы, имеющие такую же форму, как фигура на карточке, и саму геометрическую форму, согласовывая ее с названием предмета.

Игра "Составь предложение" Дети называют предложение, опираясь на выпавшую картинку; называют предлог и составляют с ним предложение..

Игра "Скажи правильно" Дети, глядя на выпавшую картинку, составляют словосочетание, согласуя имя существительное с прилагательным.

Игра "Кто в домике живет?" Вот стоит домик. -Кто в нем живет? Гномик?

А может, _в нем живет игра? Нам заглянуть сюда пора. Ребенок, не называя цвета, должен сказать, где находится выбранный им кубик: справа от зеленого, сверху над синим и т.д. Остальные играющие определяют, какого цвета кубик выбрал первый игрок. Выбранный цветной кубик вынимается из домика, затем из него достается игровой кубик. Какие здесь дары! Слушай правила игры! Дети выполняют задания. В конце игры из кубика, спрятанного в крыше, достается сюрприз.

Отсутствие правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе прослеживается у всех детей с ОНР без исключении. При этом согласование слов женского рода единственного числа обычно нарушается редко, но заметно страдает согласование с существительными среднего рода ("небо голубоя"), мужского рода ("зайчик белы" вместо белый), множественного числа ("флажки белы" или "шарики воздушны").

Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменении существительных, так как прилагательные "принимают" то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.

Трудности усвоения системы словоизменения прилагательных связаны с поздним их появлением в речи детей.

На начальном этапе проводятся нормирование словоизменения в диалогической речи, а затем закрепление словоизменения в связной речи. Таким образом у детей с ОНР формируются навыки словообразования и к выпуску из детского сада у детей вырабатывается способность к словоизменению с помощью флексий. Анализ также показывает, что дети с ОНР представляют в старшем возрасте неоднородную группу по характеру усвоения предложно - падежных сочетаний. А к выпуску из подготовительной группы выравниваются. При построении коррекционной работы важно учитывать этап овладения словоизменением. Наибольшие затруднения вызвали у детей изменения имен существительных по числам и падежам. Для лучшего усвоения форм словоизменения можно предложить следующие рекомендации:

Использование дидактических игр на занятии.

Ограниченность словарного запаса и недостаточное овладение звуковым составом слова может затруднять нормальный ход овладения грамматическим строем языка, поэтому важно развивать эти стороны речи.

Своевременно и целенаправленно корригировать нарушение грамматических форм, что является одним из важнейших условий речевого развития, обеспечения готовности к школьному обучению, предупреждению вторичных отклонений в развитии детей. Выполнение заданий, упражнений в порядке возрастающей сложности с постепенным убыванием наглядности.

Определенная последовательность в вопросе (в начале участие принимают "сильные", а потом "слабые" дети.)

Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений формирования грамматического строя у дошкольников с ОНР должна определяться не только характером речевого дефекта , но и учитывать свойственные этим детям специфические особенности высших психических функций, индивидуальные возможности и потенциальные способности каждого ребенка, вовлеченного в коррекционную работу.