Мотивация логопедических занятий

Разделы: Логопедия


Основной контингент учащихся, нуждающихся в логопедической помощи, составляют первоклассники, имеющие недоразвитие фонематических процессов и общее недоразвитие речи. Как замечено, у таких детей труднее происходит адаптация к школьной среде. Здесь на помощь приходят дидактические игры, которые помогают «размыть» грань между дошкольным детством и школой. И среди них мне пришлось отобрать наиболее интересные речевые игры, наиболее эффективные, вызывающие неподдельный интерес, стимулирующие мотивацию к учёбе.

Формирование мотивации к логопедическим занятиям - дело подчас сложное. Всех детей, занимающихся на логопункте, условно можно разделить на 2 категории: высокомотивированные и низкомотивированные.

Что такое мотивация к логопедическим занятиям:

  • осознание речевого дефекта. Часто ребёнок не понимает, что звук Р он говорит картаво, пока сам не покажешь ему эту разницу в звучании.
  • идентификация с речевым субъектом (поэтому я привожу одного ребёнка на занятие к другому - посиди, послушай, а потом спрашиваю - ты также говоришь?)
  • ребёнок должен быть уверен в успехе (я говорю ребёнку: все дети, которые у меня занимались, научились говорить правильно, хочешь, и тебя научу?)
  • наличие социального одобрения положительных результатов (т.е. ребёнок должен знать, что занятие с логопедом - это хорошо, что это помощь в глазах др. детей, родителей, а не наказание). С это целью использую разные методы, в т.ч., наклейки за отличное занятие, цветочки на тетрадях, и дети хвастаются друг перед другом и гордятся своими отметками. К концу года устраиваем смотрины: у кого больше наклеек на тетради.Подчас тетрадь обклеена с двух сторон и даже внутри.

Когда дети мотивированы к исправлению речевого дефекта, то имеется ввиду, что они лично заинтересованы в процессе коррекции речи и его результате, у них выражено желание исправить свой речевой дефект как можно скорее. Большинство осознают свой дефект.

А слабомотивированные дети осознают свой дефект в меньшей степени - для них речевая коммуникация не является личностно значимой; например, Ты знаешь, что неправильно говоришь звук [л]? Хочешь, мы с тобой его исправим? Нет, и так пойдёт. Таким образом, переживания по этому поводу у ребёнка незначительные. Эмоциональный статус их можно охарактеризовать как нестабильный, например, склонны к невротическим реакциям или безразличны к артикуляционными упражнениями.

Поэтому мотивированные дети идентифицируют себя с говорящими объектами, для них в 100% случаев значима речь окружающих, им нравятся артикуляционные упражнения, деятельность логопеда им понятна, как и её целесообразность. Эти дети с удовольствием демонстрируют поставленные звуки. А раз дети многое умеют, то у них повышается самооценка, появляется уверенность в себе и появляется интерес к изучению русского языка, что значительно повышает мотивацию обучения.

Большинство же слабомотивированных детей занимаются под влиянием родительской мотивации, поэтому у них формируются активные формы психологической защиты в виде протестов, избегания занятий.

Интересно, что не установлено прямой связи между тяжестью речевого дефекта и сформированностью мотивации к его исправлению, всё зависит от личностных особенностей. Есть дети, которые в начале года не произносят 8 звуков, но у них настолько сильная мотивация, что к концу года речь ребёнка становится «чистой». Помню девочку с отсутствием 11 звуков! Но бабушка была настолько заинтересована, что к Новому году речь была чистой!

А есть дети, которые не произносят только один звук, и логопеду с трудом удаётся автоматизировать его в предложениях или в речи, потому что у ребёнка (или у родителей) низкая мотивация. А ведь это может отразиться на письменной речи во втором классе (пропуск буквы). Часто такие родители не занимаются в первом классе с ребёнком, а во втором классе бегут ко мне - помогите, мы путаем буквы!

Поэтому одной из важных частей работы школьного логопеда является правильно выстроенное общение с родителями учеников.