Комплектование классов нашей школы происходит через ПМПК г. Новокузнецка и только с согласия родителей. Наполняемость классов до 12 человек. В них принимаются и ученики начальной школы с дисграфией и несформированной устной речью.
Занятия организуются в первую смену. Продолжительность урока не более 40 мин. Работает обязательная для посещения ГПД, и дети речевых классов целый день проводят в школе. Во второй половине дня проводится основная коррекционно-развивающая деятельность. Класс функционирует в течение всего обучения детей в начальной школе.
На каждого ученика речевого класса ежегодно составляется речевая карта, в которой на протяжении учебного года делаются краткие записи, отмечается результативность работы. На каждый класс оформляется речевой профиль, где собираются все сведения о детях (речевые карты, медицинские справки), расписание занятий, намечаются основные направления индивидуальной работы с учащимся. Все учебные предметы соответствуют федеральной программе. Образовательный процесс осуществляется учителем начальных классов, логопедом и воспитателем ГПД. Решение речевых и языковых задач во взаимосвязи требует специальных педагогических средств и расчленения курса русского языка на разделы, отличные от общеобразовательной школы. Программа начальных классов состоит из следующих разделов: «Развитие речи», «Произношение», «Обучение грамоте», «Фонетика, грамматика, правописание», «Чтение и развитие речи». Школьным компонентом базисного плана предусмотрены уроки:
— развитие речи (2 ч в неделю, проводит учитель начальных классов);
— произношение (1 класс — 5 ч в неделю в добукварный период, и 3 часа в букварный период; 2 класс — 1 ч в неделю);
— логоритмика (1 класс — 1 ч в неделю, проводит учитель музыки вместе с учителем-логопедом);
— индивидуальные логопедические занятия (2—3 раза в неделю с каждым учащимся, проводит учитель-логопед). Планы работы на четверть, тематическое и поурочное планирование по произношению и логоритмике, речевой профиль класса, речевые карты, индивидуальные тетради учащихся, тетрадь взаимодействия с воспитателем ГПД — основная документация логопеда в речевом классе. Документация учителя — та же, что и в обычном классе и добавляются материалы педагогического мониторинга. В начале проводится анализ внешней характеристики речи каждого ученика, потом по специальной методике выявляется уровень готовности первоклассников к обучению в школе. Определив уровень готовности к обучению в школе, педагог вычерчивает индивидуальный график учащегося, затем делается групповой график. Ежемесячное отслеживание техники чтения (начиная с 4 четверти 1 класса) дает возможность педагогу судить о результативности своей работы по формированию качества чтения. Систематическое фиксирование результатов на графике или в таблицах способствует коррекционной индивидуальной работе с учеником, которая всегда приносит положительные результаты. В таблице или на графике видны изменения как показатели работы учителя, и одновременно это сигнализация руководству школы о необходимости принятия управленческого решения в случае резкого снижения показателей.
Обеспечение мониторинга качества образования на начальном этапе обучения грамоте имеет актуальное значение. Скрытая неуспеваемость обучающихся при переходе в основную школу должна составлять как можно меньшую долю от общего числа младших школьников. С помощью диагностической работы по русскому языку с первого класса изучается качество обученности в течение 4 лет обучения в начальной школе.
Кроме приобретения грамотности, необходимо овладение учащимися конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
Таким образом, для полного развития интеллектуальной личности необходим анализ обученности по всем предметам, изучаемым в начальной школе. А чтобы процесс усвоения изучаемых материалов подчинялся определенной закономерности, т.е. качество обученности обязательному минимуму изучаемых предметов достигало в начальной школе V вида необходимого уровня, то в среднем звене оно остается стабильным или имеет тенденцию к повышению при определенном контроле учителя.
При мониторинге обученности учащихся, кроме определенной системы контроля, мы используем инструмент отслеживания результатов. Таким инструментом являются тесты, анкеты, опросники и др., а так же технологические карты, которые носят специфический характер. На основании результатов выполнения тестов, наблюдений, опросов, анкетирования, контрольных работ дается качественная оценка общеучебных умений учащихся. Потом представляется результаты педагогического тестирования представляются в сводной таблице. Определяется уровень качества обученности, уровень затруднений, возникающих при обучении школьников с ОНР данного класса.
Каждый учитель имеет комплекты тестов и технологических карт. Технологические карты позволяют сделать выводы о качестве преподавания, обученности, и о характере пробелов в знаниях учащихся.
Проблема быстрой оценки результатов проверочных работ - наиболее трудная в технологическом подходе к конструированию учебного процесса в целом и во внедрении мониторинга как составной части этого подхода в частности.
В этом отношении отечественная дидактика имеет большой опыт. Нами разработаны «учебные пакеты», которые представляют собой комплект дидактических материалов, рассчитанных на изучение конкретных разделов учебного материала.
«Учебные пакеты» состоят:
- учебных разделов, тем как эталонов усвоения учебного материала всеми учениками в классе;
- системы проверочных работ (дидактических тестов) и их быстрой проверки;
- тренажеров;
- дополнительных заданий, повторных тестов и т.п;
- системы итоговых контрольных работ.
В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи контингент обучающихся характеризуется многообразием речевых дефектов, а также особенностями психического развития, что требует постоянной индивидуализации задач и методических приемов обучения. В связи с этим особую значимость приобретает информация о развитии каждого обучающегося.
Центральное место в изучении детей этой школы отводится исследованию их речи и наблюдению динамики их развития.
В начале, середине и конце учебного года учитель-логопед школы для детей с тяжелыми нарушениями речи изучает уровень речевого развития каждого ребенка.
Изучение уровня речевого развития состоит из следующих блоков:
1.Исследование сенсо-моторного уровня речи: состояние фонематического восприятия, артикуляционной моторики, навыки произношения, сформированность звуко-слоговой структуры слова.
2. Исследование навыков языкового анализа и синтеза.
3. Исследование грамматического строя речи.
4. Исследование словаря и навыков словообразования.
5. Исследования связной речи.
6. Исследование навыков чтения и письма.
Нами разработаны технологические карты, которые позволяют отслеживать уровень речевого развития в динамике, в соответствии свыше перечисленными блоками. (Приложение)