Предмет: Логопедия.
Раздел: Заикание.
Вид нод: II этап (период– сопряжённого произношения).
Возрастная группа: старшая (5–6 лет).
Форма работы: фронтальная.
Цель: Воспитание сопряженного произношения, речевого дыхания;
Обогащение номинативного, предикативного словаря по лексической теме “Золотая
осень”.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Формировать умение правильного речевого дыхания, мягкой голосоподачи, сопряженного произношения;
- Развивать метроритмическое чувство, используя речь, движения;
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную маторику;
- Способствовать развитию номинативного и предикативного словаря;
- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Образовательные задачи:
- Закреплять и расширять знания детей о сезонных явлениях(осень);
- Способствовать развитию музыкально-ритмического чувства (слухового и ритмического слуха).
Воспитательные:
- Формировать коммуникативные навыки – доброжелательности, взаимоуважения;
- Воспитывать привычку выполнять необходимые правила самостоятельно.
Интеграция образовательных областей:
– “Коммуникация”, “изобразительное искусство”, “физическая культура”, “ музыка”, “здоровье”, “социализация”, “познание”, “чтение художественной литературы”.
Методы работы: Словесные, наглядные, практические, игровые, оценка качества.
Приёмы:
- Словесные инструкции, пояснения(в сопровождении конкретного показа движения),рецитация стихотворения, указания;
- Н аглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые;
- В водные упражнения, распевание, пение (вместе с педагогом),слушание музыки с последующими упражнениями.
Оборудование: Осенние листья, иллюстрации осенних репродукций, аудиозапись П.И.Чайковского “Времена года – Осень”, Муз.пр. “Ветер играет с листочками” А Жилина,“Осень, милая, шурши” муз. М. Еремеева, сл. С.Еремеева , “Упражнение с листочками” Т.Ломомой. “Игра с Ёжиком” муз. Насауленко. “Здравствуй, осень!” Е. Тиличеева(сборник “развлечения в дет.саду”с.111), Презентация 1 к ОД.
Содержание организационной деятельности.
I. Дети входят в зал свободно, звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года – Осень”. Слайд 3.
– Придумано кем-то просто и мудро,
При встречи здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым –
Пусть “доброе утро” длится до вечера.
Логопед напоминает детям правило:
Внимательно слушай, запоминай и вместе со мной повторяй.
(Дети, по очереди, повторяют вместе с Логопедом.)
Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций:
Задание: Встать в круг, положить руки друг другу на плечи,
Улыбнуться, посмотреть друг другу в глаза,
Поздороваться за руку.
Слайд 4.
Логопед:
– Осень, по утрам морозы.
В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
Слайд 5.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти,
Интересней приключенья нам ребята не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки держитесь.
II.
1. Ритмическая разминка.
Хоровод “Здравствуй, осень!”
– Муз. руководитель и Логопед пропевают слова, дети напевают мелодию и выполняют движения.
– Дети берутся за руки и за Педагогом идут хороводным шагом, “Змейкой” между разложенными на полу листьями.
Слайд 6.
2. Мимическая гимнастика.
– Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.
“Осень”.
Осень длинной тонкой кистью (Движения губами от правой щеки к левой.)
Разукрасила все листья:
Жёлтый, красный, золотой – (“Восторг”-“Удивление”.)
Как красив ты, лист, резной! (Удивленно-радостно вскинуть брови.)
А ветер щёки толстые надул, надул, надул – (Нахмурить брови.)
И на деревья тонкие подул, подул, подул… (перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки).)
Жёлтый, красный, золотой – (Поочередно закрывать и открывать глаза.)
Облетел весь лист резной…
Как обидно, как обидно – (“Разочарование” – грустная мимика лица.)
Листьев нет лишь ветки видно.
Логопед:
– Соберём из листьев веер,
Яркий и красивый.
Пробежит по листьям ветер,
Лёгкий и игривый.
Слайд 7.
3. Упражнение “Ветер и листья” с элементами артикуляционной гимнастики.
– Подул осенний, тёплый ветерок.
(После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят [Ф].)
– Длительно, на одном выдохе тянуть звук [Ф]. (Верхняя губа приподнята, нижняя губа приближена к верхним зубам.)
На одном выдохе произносят несколько раз звук [П], делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз “листья опали”
– Чётко и громко произносить звук [П]. (Плотно сомкнуть губы, затем несколько раз подряд с усилием произнести [П-П-П].)
Особое внимание обращается на плавность выдоха.
4. Динамическое упражнение “Листики”.
(Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.)
“Листики”.
Мы листики осенние на веточках сидим (Приседают.)
Дунул ветер – полетели (Лёгкий бег по залу.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Остановились , присели.)
Ветер снова набежал (Взмахи руками в стороны.)
И листочки все поднял. (Встают.)
Закружились, полетели (Кружатся, бегут по залу.)
И на землю снова сели. (Присаживаются на стульчики.)
Слайд 8.
5. Упражнение на дыхание.
“Армянская народная мелодия” обр.А. Долуханяна.
Логопед: – Вот мы и в лесу. Ах, какой свежий воздух!
Давайте подышим лесным воздухом.
(Логопед напоминает детям правило.):
– Внимательно слушай, запоминай и вместе со мной повторяй.
Вдыхать воздух через нос, выдыхать – через рот
Логопед:
– Воздух! (Ребенок проговаривает вместе с логопедом.)
– Какой воздух! (Ребенок повторяет вместе с логопедом.)
– Ах, какой воздух! (Ребенок повторяет вместе с логопедом.)
– Ах, какой свежий воздух! (Ребенок повторяет вместе с логопедом.)
– Ах, какой свежий воздух в лесу! (Ребенок повторяет вместе с логопедом.)
6. Музыкально-ритмическое упражнение.
– Ветер играет с листочками, и мы слышим их перешёптывание? О чём они говорят, послушаем? (Звучит тихо музыка “Ветер играет с листочками” – дети прислушиваются.)
– Дети имитируют лёгкие движения листочков.
– Дети меняют движение в зависимости от темпа музыки.
7. Пение “Осень, милая, шурши”.
Логопед:
– По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый …..ёжик.
Слайд 9.
Пыхтя тащил домой листок
Проворный маленький зверёк.
Ни головы, ни ножек, –
Конечно, это ёжик.
Логопед: – Осенью трудится серый зверёк, в доме подстилку из листьев, выстелет он.
8. Пальчиковая гимнастика “Ёжик”.
(Дети сопряженно повторяют за логопедом и выполняют упражнение для мелк. моторики “Ёжик”.)
Маленький ёжик , четверо ножек
Он бежит, бежит, бежит.
На колючках лист лежит.
– Хорошо потрудился ёжик, выстелил себе к зиме мягкую и теплую подстилку. Делу время и потехе час…
– Ёжик, ёжик отдохни да ребят повесели.
1, 2, 3, – ребятишек догони!
(Проговаривание слов сопряжено с отхлопыванием в ладоши.)
III.
Логопед: – Ох, как мы устали! Отдохнем!
(Дети садятся, расслабленно опускают голову на грудь, руки свободно лежат на коленях. Глаза закрыты. В таком положении – 10 секунд.)
– Мы отдохнули, спокойно поднимайте голову, откройте глаза, посмотрите на меня. Нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо тебе лес за волшебные мгновенья чудес, спасибо добрый Ёжик, нам было очень весело с тобой.
Слайд 10.
– На доброе слово не надо скупиться.
Сказать это слово – что дать напиться.
Со словом обидным нельзя торопиться.
Чтоб завтра себя, самого, не стыдиться.
Рефлексия.
Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года – Осень”.
Дети хороводным шагом идут за логопедом.
Логопед вспоминает с детьми ход занятия. Положительно оценивает детей.