Моделирование в развитии связной речи детей

Разделы: Логопедия


Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка.

Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.А. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и другие).

Процесс развития логического мышления и связной речи формируется разнообразными средствами. Одним из них является – моделирование.

Моделирование первоначально было выделено психологами, как наглядный образ, способствующий развитию символической и знаковой функции сознания (Л.С. Выготский, Ж.Пиаже). В дальнейшем, после многочисленных исследований (А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, Н.И. Непомнящая, Н.Н. Поддьяков, Д.М. Хализова, О.М. Дьяченко и др.), моделирование было выделено, как метод и стало широко использоваться в педагогике. Преимущество данного метода в том, что он может использоваться в работе с детьми разных возрастов и на всех этапах обучения, так как имеет такое важное свойство как подвижность (т.е. способность изменять содержание в соответствии с возрастом детей и задачами, которые ставит воспитание и обучение).

Особенность данного метода в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям, позволяет запомнить последовательность событий, помогает уловить связи между персонажами , их отношениями.

Нами используются следующие действия, входящие в структуру пространственного моделирования:

– замещение объектов;
– установление отношений между заместителями адекватных отношенийзамещаемых объектов;
– отнесение модели к моделируемому содержанию.

В дошкольном возрасте используют следующие виды моделей:

  • графические – существующие в социальном опыте (план, схема, чертеж, график т.д.).
  • модели, состоящие из предметных заместителей – фишки разного цвета, величины т.д.

Существует четыре направления, в которых идет овладение действиями моделирования в возрастном плане:

  • расширение диапазона моделируемых отношений (пространственных, временных, логических);
  • изменение степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений внутри каждого вида (от моделирования конкретных ситуаций до постройки моделей, имеющих обобщенные смысл);
  • изменение самих пространственных моделей, с которыми действуют дети (от моделей, имеющих иконический характер, к моделям, представляющим собой условно – символические отображения отношений);
  • направление связано с типом выполняемых детьми действий моделирования (овладение условно символическими формами, в которых заместитель не просто репрезентирует замещаемый объект, но имеет с ним определенную смысловую или конвенциальную связь).

Овладение построением модели включает два последовательных этапа:

– построение модели по наличной ситуации,
– построение модели по собственному замыслу.

В последнее время в практике нашего детского сада № 23 «Колокольчик» г. Павлово широко используется моделирование как один из уникальных методов работы по обучению детей связному рассказыванию (Л. А. Венгер, Л. Е. Жукова, Л. М. Хализева, Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко и др.).

Как известно, роль картинки в обучении дошкольника по-прежнему велика.

Картинка, схема, модель – прекрасная наглядность, на базе которой дети под руководством педагогов и родителей:

  • упражняют наблюдательность;
  • совершенствуют сопутствующие наблюдению психические процессы( мышление, воображение, внимание, память, восприятие);
  • пополняют запас знаний и впечатлений;
  • развивают речь.

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О.И.Соловьёвой, Ф.А.Сохина, Е.И.Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль.

Картина в различных её видах (предметная, диафильм, рисунок ), при умелом использовании позволяет стимулировать все аспекты речевой деятельности ребёнка.

Нами используются следующие виды работ с картиной: рассматривание, «вхождение» в картину, описание и рассказывание. Е.И.Тихеева считала, что дошкольник не может писать и потому он зарисовывает свои мысли и представления. Рисунки, схемы ребёнка при помощи наводящих вопросов постепенно начинают воплощаться в точное словесное оформление, которое опирается на прочувственное и усвоенное содержание.

Одной из распространённых моделей, используемых нами, является круг, разделённый на три неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа. Ориентирами для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времён года могут выступать также схемы, отражающие посредством определённой символики основные микротемы описания ( схемы-описания Т. Ткаченко). Можно использовать также абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или рассуждения. Например, это могут быть геометрические формы: кружок – начало рассказа, прямоугольник – основная часть, треугольник – концовка. Функции заместителей детям объясняются. Сначала они обучаются конструированию таких моделей на известных готовых текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки – заместители.

Психологи рекомендуют при обучении моделированию использовать действия замещения, как лежащие в основе способности к наглядному пространственному моделированию, так и близким к игровому замещению. Например, замещение персонажей сказки (при её разыгрывании на плоскости) фигурками, различие между которыми соответствует различию между персонажами. Так три медведя с успехом мы замещаем полосками разной длины, кот, петух и лиса – кружками разного цвета и т.д. (О.С.Ушакова ).

Широкую известность приобрели у нас работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно – схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Действия построения и применения моделей могут отрабатываться у детей в разной последовательности, в зависимости от характера самих моделей и вида отношений, которые в них отражаются. В одних случаях целесообразно сначала знакомить детей с новым для них типом модели, обучая, использовать модель, заранее созданную взрослым.

Моделирование пространственного размещения и перемещения персонажей сказок объединятся с пространственным моделированием временной последовательности ситуации ( которая первоначально выступает в виде ряда картинок ) и, в конечном итоге, перерастает в комплексное моделирование последовательности смысловых частей сказок, где каждый эпизод отображается блоком. Блок представляет собой прямоугольник, включающий заместители участвующих в эпизоде персонажей (а иногда и символические обозначения смысла действия). Вся сказка представлена серией блоков, соединённых между собой стрелками.

Таким образом, процесс формирования оказывается успешным при последовательном овладении детьми действиями замещения, использования и построения пространственных моделей. Усвоение этих действий, с одной стороны, приводит к успешному овладению такой деятельностью как связный пересказ услышанного, а с другой, – к общему развитию мышления детей.
Большое внимание наглядному моделированию уделяется авторами пособия «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников» М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной. Они предлагают уже со средней группы начинать обучение составлению рассказов из личного опыта. На первом этапе идёт знакомство с моделированием и составление рассказов по готовой модели. На втором этапе продолжается обучение составлению собственных моделей. На третьем этапе закрепляются полученные навыки и умения, и прибавляется новая задача – составление рассказов без наглядной опоры, перенос её в подсознание, во внутренний план.

Таким образом, основная наша задача при формировании способности к моделированию – расширить и углубить естественные для возраста ребёнка стороны речевого развития.