Методические рекомендации по артикуляционной гимнастике

Разделы: Русский язык, Литература, Иностранные языки, Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Логопедия, Коррекционная педагогика


Речь – одно из главных выразительных средств исполнителя (актера) при создании образа на сцене.

Предмет «Сценическая речь» является одним из главных предметов в освоении основ актерского мастерства учащихся в творческих объединениях театрально-художественной направленности.
Звучащая на сцене речь должна быть не только ясной и чистой, но и выразительной, причем выразительной не в смысле «интонирования», а в отношении того сценического действия, которое происходит на сцене здесь и сейчас.

Особенностью сценической речи является то, что все ее качества – и хороший, гибкий звучный голос, и четкая, ясная дикция, и точность произношения – органически вливаются в создаваемый актером образ, являются непосредственно материалом для его создания. Это обстоятельство обязывает актера бережно относиться к своему речевому аппарату.

Сложный, хрупкий речевой аппарат человека незаменим, и сохранность его во многом зависит от того, насколько разумно с ним обращаются. Систематическая тренировка укрепляет, закаляет и предохраняет речевой аппарат от срывов, помогает сохранить на долгое время профессиональные качества речи, подготавливает его к творческому процессу, способствует большей выразительности слова.

Овладение профессиональным мастерством в области звучащего слова требует серьезной технической подготовки как в постановке дыхания и голоса, так и в дикции.

В данной методической разработке делается акцент именно на первый этап голосо-речевого тренинга – артикуляционной гимнастики, которая включает в себя последовательность и набор нужных упражнений и рекомендации по их проведению.

Задачами голосо-речевого тренинга являются:

1.Формирование физиологически правильного функционирования дыхательной, голосовой и артикуляционной систем – это условие выносливости голоса.
2. Обогащение интонационной выразительности речи – это стимулирует эмоциональное восприятие слушателей.
3. Развитие полётности голоса, хорошей слышимости и разборчивости речи – это позволяет максимально реализовать задачи словесного воздействия.

Упражнения по улучшению работы голосо-речевого аппарата следует проводить комплексно, это сокращает путь к запланированному результату.

Артикуляция, дыхание и голос находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. По логике усвоения учебного материала необходимо начинать работу с артикуляционной гимнастики. Научившись выполнять её, можно переключить свое внимание на более сложную тренировку дыхательных мышц. И только после этого можно приступать к работе по улучшению качественных характеристик своего голоса.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Таким образом, говоря об артикуляционной гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

К речевому аппарату относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, задняя стенка глотки (зев), голосовые связки.

С помощью артикуляционной гимнастики вырабатывается гибкость и податливость речевого аппарата и отдельных мышц. Большую роль играют мускулы, которые требуют систематической тренировки. Укрепление мышц рта и языка является подготовкой к работе над звуками речи.

Из всего вышеперечисленного следует, что артикуляционная гимнастика является важной частью обучения детей актерскому мастерству. Данная работа решает проблему отсутствия систематизированного, логически выстроенного, методически обоснованного сборника артикуляционных упражнений.

Приложение 1