(слайд 2)
К.Д.Ушинский писал: "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.
(слайд 3)
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей, лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. При этом педагогическое воздействие на развитие речи дошкольников - очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
В решении этих задач помогают современные образовательные технологии, которые предусматривают новые методы, приемы по развитию речи детей.
Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему опыта работы «Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
(слайд 4)
Проанализировав все проблемы и причины недоразвития связной речи, наметила цель: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.
Поставила перед собой следующие задачи:
- Обучать анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказа текста;
- Учить правильно лексически и грамматически оформлять речевые высказывания;
- Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь: учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
- Развивать у детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и составлять связный рассказ;
- Обучать детей правильному звукопроизношению.
(слайд 5)
Выдвинула гипотезу: если в дошкольном образовательном учреждении систематически использовать метод мнемотехники, то это будет способствовать развитию связной, последовательной, грамматически правильной речи дошкольников.
(слайд 6)
В начале учебного года провела комлексное обследование состояния связной речи по методике В.П.Глухова, которое позволило получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний - от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).
Обследование показывает, что:
- рассказы детей бедны по содержанию и композиционному построению;
- рассказы однотипные, т.к. отсутствуют сравнения, эпитеты;
- фраза короткая, отсутствует сложная предложная конструкция;
- дети не умеют начать и закончить рассказ, нарушается его структура;
- дети дают односложные ответы на вопросы педагога.
Для решения этих проблем в коррекционной работе с детьми я использую один из приемов новейшей технологии - мнемотехника.
(слайд 7)
Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) - это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание) система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
(слайд 8)
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Так и здесь можно начинать с мнемоквадратов, далее мнемодорожки и мнемотаблицы.
Особое место в моей работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы.
(слайд 9)
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Опираясь на мнемотаблицу, дети могут спланировать свое будущее высказывание. Благодаря этому эффективность обучения возрастает.
И вот, я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребенку в развитии связной речи используя мнемотаблицы.
(слайд 10)
Они могут служить для решения следующих задач:
- обогащение словарного запаса,
- пересказ худ литературы,
- обучение составлению рассказов,
- разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок,
- отгадывание и загадывание загадок.
(слайд 11)
Непосредственно образовательная деятельность с применением приема мнемотехники состоит из нескольких этапов:
- 1 этап. Рассматривание таблиц, схем и разбор изображенного.
- 2 этап. Перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
- 3 этап. Пересказ или рассказывание с опорой на символы (образы), то есть происходит отработка метода запоминания.
(слайд 12)
В качестве условных заместителей (элементов таблицы) могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры; (слайд 13)
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); (слайд 14)
- планы и условные обозначения, используемые в них; (слайд 15)
- контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Ну а теперь остановимся конкретно на том, как я провожу работу с мнемотаблицами.
(слайд 16)
Возьмем пересказ сказки «Три поросенка». Для начала я читаю детям сказку или мы вместе вспоминаем ее. Далее мы рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их - что обозначает каждый из элементов (то есть происходит перекодировка информации). После этого разбора ребенок пробует последовательно составить пересказ согласно мнемотаблице.
(слайд 17, 18)
Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения.
(слайд 19)
Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Остановлюсь на обучении рассказыванию по отдельной сюжетной картине «Зимние забавы».
Рассказывание состоит из 3-х этапов:
- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;
- определение взаимосвязи между ними;
- объединение фрагментов в единый сюжет.
Работа по мнемотаблице.
(слайд 20)
Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, то есть мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща. Через рисунок дети передают свои мысли, чувства, свое видение мира. У детей развивается воображение, память, фантазия. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти.
(слайд 21)
Вследствие этого процесс запоминания проходит легче, быстрее и становится более устойчивым.
(слайд 22, 23, 24)
Для развития и обогащения речи детей эпитетами, синонимами, сравнениями использую различные упражнения и дидактические игры.
А также провожу работу с родителями.
(слайд 25, 26)
Мы все понимаем, что заучивание стихотворений для ребёнка приносит огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память. Но иногда ребёнку тяжело дается заучивание стихотворений. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств - зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.
(слайд 27)
Рассмотрим стихотворение «Подарок маме»
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительно чтение стихотворения педагогом.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
- Чтение стихотворения еще раз с опорой на мнемотаблицу.
- Задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку лучше понять текст.
- Педагог разъясняет слова непонятные ребенку, объясняет их значение для ребенка в доступной форме.
- Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
(слайд 29)
Таким образом, использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.
Я считаю, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.
Все, что требуется для работы - это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А ее у педагогов не занимать.
(слайд 30)
Литература
- Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей».
- Глухов В.П., «Формирование связной речи детей дошкольного возраста»
- Ворошнина Л.В., «Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста». Ж-л Дошкольное воспитание», 1991г., № 2,3,4.
- Ткаченко Т.А «Использование схем в составлении описательных рассказов». Ж-л «Дошкольное воспитание», 1991г., №10.
- Малетина Н., «Моделирование в описательной речи детей с ОНР».