В настоящее время в коррекционной педагогике активно используется такое средство воздействия на личность и речь ребенка, как арттерапия. Е.А. Медведева дает следующее определение данному направлению коррекционного воздействия: “Арттерапия – синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике – совокупность методик. Построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии”.
Существует несколько направлений арттерапии:
- Изотерапия
- Библиотерапия
- Имаготерапия
- Музыкотерапия
- Вокалотерапия
- Кинезитерапия
Основные функции арттерапии:
- Катарсистическая – освобождение от негативных состояний;
- Регулятивная – регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния;
- Коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения.
В логопедической практике наиболее применимы такие направления арттерапии, как имаготерапия (театрализация), кинезитерапии(коррекционная ритмика), сказкотерапия (один из видов библиотерапии). Все они, в той или иной степени, связаны с говорением. Данные виды работы логопеды могут использовать в ходе решения главной задачи своей работы – достижения всесторонне правильной речи.
Хочу отметить, что психологи используют все арттерапевтические методики в работе с дошкольниками с проблемами развития с целью коррекции личностной сферы ребенка. Логопедам эти методики интересны тем, что дают возможность ребенку проявлять себя в говорении в интересной для него форме.
В своей работе я чаще всего использую сказкотерапию в форме моделирования и проигрывания различных сказок. Хотя проигрывание сказки можно смело отнести и к имаготерапии.
Естественно, на логопедических занятиях сказка должна не просто демонстрироваться с помощью наглядного материала, а должна служить инструментом для всестороннего развития речи дошкольников.
С помощью проигрывания сказок логопед может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:
- автоматизировать звуки;
- развивать фонематическое восприятие;
- работать над слоговой структурой слов;
- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас;
- уточнять структуру предложений;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- совершенствовать связные высказывания.
Кроме того, умелое использование данного вида работы на логопедических занятиях позволяет решать не только логопедические, но и как изначально задумывалось, психологические задачи обучения и воспитания дошкольников.
Посредством сюжетов педагог способен воспитать в ребенке духовность, доброту, способность сопереживать, ответственность и пр. Но с другой стороны работа со сказкой может помочь малышу в преодолении робости, страха, негативизма, плаксивости, пассивности, упрямства, замкнутости и пр.
Все педагоги знают, что самой близкой, доступной и увлекательной деятельностью для дошкольников является игра. Кроме того между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребенка развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра совершенствуется в ходе развития речи. Именно поэтому, в сказку мы играем.
В логопедической практике уже существует технология Ткаченко Т.А. “Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальны логопедических занятиях”.
Кратко остановлюсь на некоторых важных аспектах предлагаемой технологии, которая и легла в основу моего опыта по использованию сказок в работе на индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками.
Так что же подразумевает Т.А.Ткаченко под “моделированием” и “проигрыванием” сказок?
“Моделирование сказки - это планирование любой сказки (уже известной или придуманной с ребенком) и переработка ее в процессе проигрывания.
Проигрывание – это воспроизведение сказки или только взрослым, или одним ребенком, либо группой детей. Причем проигрываться могут, как знакомые, так и незнакомые ребенку сказки, как составленные логопедом заранее, так и составляемые (моделируемые) непосредственно в процессе их демонстрации”.
Для постановки сказок подходят различные виды театров (с куклами на палочках, рукавичковый, картонажный, бибабо и др.), мягкие игрушки, фигурки из Киндер Сюрпризов и другие мелкие игрушки.
В самом начале обучения логопед моделирует и проигрывает сказку самостоятельно, без участия ребенка. Постепенно роль и активность ребенка в процессе создания сказки возрастает.
Ниже представлены разнообразные виды работ, предлагаемые автором технологии. Причем , они представлены с постепенным нарастанием их сложности.
1. Подключение ребенка к проигрыванию сказки.
Во время демонстрации сказки, по ходу действия, логопед, ничего не объясняя ребенку, передает ему одну из игрушек. А затем, обращаясь к этой игрушке, от имени своего персонажа задает вопрос персонажу ребенка. Предварительная подготовка к вступлению ребенка в игру не требуется, так как необычность подобного предложения может его испугать.
Подобные упражнения, помимо внимания, мышления, воображения, позволяют стимулировать речевую активность.
2. Пластические этюды по мотивам знакомых сказок.
На таких занятиях ребенок изображает движения сказочных героев ( медведь спешит к дому, зайчишка убегает от волка, петух с косой гордо шагает по дороге), подражает голосам героев. Данное упражнение позволяет улучшить психоэмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, связанное с сидением, активизировать творческие проявления малыша.
3. Обговаривание просмотренного сюжета.
Сразу же после показа сказки проводится беседа по содержанию проигранного, выполняются лексико-грамматические упражнения. Благодаря подобному виду деятельности можно совершенствовать словесно-логическое мышление, работать над грамматической стороной высказываний ребенка и пополнять его словарный запас, ну и, конечно, автоматизировать произношение, интересующих нас звуков.
4. Проигрывание ребенком знакомой сказки.
Сначала следует предложить ребенку сыграть одну роль, затем можно позволить ребенку проиграть всю сказку. Данный вид занятий может проводиться как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Благодаря подобным упражнениям дети учатся участвовать в беседе, формулировать свои высказывания по законам диалогического общения, позволяют активизировать психические процессы.
5. Проигрывание сказки по мотивам увиденной или уже известной сказки, с изменением персонажей, времени или результата действия.
В начале обучения следует предлагать для самостоятельного проигрывания сказку, в которой имеются минимальные изменения к хорошо знакомому сюжету. Более сложным вариантом будет изменение в сказке времени ее действия.
6. Проигрывание и моделирование ребенком сказки по набору игрушек, составленному взрослым.
В данном случае ребенку придется самому не только демонстрировать сказку, но и придумывать ее сюжет. Подобные упражнения помогают развитию самых сложных форм связного высказывания – составлению творческого рассказа.
7. Проигрывание и моделирование ребенком сказки по выбранному им набору игрушек.
Этот вид занятий отличается от предыдущего только тем, что ребенку представлена еще большая самостоятельность. Взрослому следует только слегка направлять действия ребёнка, если они выходят за допустимые рамки. Например, ограничить количество действующих лиц или время показа сказки. Причём, и то и другое, несомненно, следует делать мягко, с максимальным тактом и выдержкой. По мнению Т.А.Ткаченко, виды работ под номерами 6,7 и 8 мы рекомендуется проводить с дошкольниками на более поздних этапах обучения, по достижении ими соответствующего уровня речевого развития.
В своей практике я использую все виды работы со сказкой, предложенные автором. В выборе сказок предпочтение отдаю известным произведениям. Но зачастую, их сюжет в нашем исполнении претерпевает большие изменения. Так же мною используются сказки, указанные в статье Ткаченко Т.А., правда, с небольшими изменениями.
Остановлюсь на некоторых видах работы по моделированию и проигрыванию сказок, которые я использую на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Автор технологии предлагает проводить работу с одним или двумя детьми, но я попробовала использовать сказку на подгрупповом занятии. Результат занятия меня удовлетворил: были решены как коррекционные задачи, так и психологические задачи, такие как создание благоприятной атмосферы в группе, развитие умения коллективного творчества.
Для работы на занятиях мною выбраны широко известные, легкие по содержанию для данной возрастной категории детей сказки с постоянным повторением сюжетной линии.
Остановлюсь на некоторых наиболее интересных видах работы со сказкой, используемых мною в ходе занятий по автоматизации звуков.
8. Проигрывание известной сказки “Теремок”.
Основной целью проигрывания сказки “Теремок” является автоматизация звука [р]. В тексте данной сказки достаточное количество слов с заданным звуком. Кроме того, в ходе занятия мною решались следующие задачи: совершенствовать связные высказывания; пополнять и активизировать словарный запас ребенка (подбирать слова-действия, слова-признаки, характеризующие героев); упражнять в употреблении глаголов совершенного и несовершенного вида, совершенствовать познавательные процессы (внимание, память); воспитание доброты, терпимого отношения к окружающим.
9. Подключение ребенка к проигрыванию сказки с ранее неизвестным сюжетом.
На данном занятии я использовала сказку, предложенную Ткаченко Т.А. “Обезьянка, черепаха и ворон”. Сначала я читала сказку сама, затем проводила беседу по содержанию сказки и уже в заключении предлагала ребенку выбрать понравившегося героя и проиграть сказку со мной. Основной задачей занятия бала автоматизация звуков [р ],[р `], поэтому речевой материал подбирался с преобладанием данных звуков. Так же мною решались следующие задачи: совершенствование связной речи, активизация речевого общения и совершенствование психических процессов (речевого внимания, памяти, воображения).
10. Проигрывание сказки по мотивам увиденной с частичным изменением сюжета.
Занятие проводилось на материале сказки “Упрямый барашек” (у Ткаченко Т.А. эта сказка называется “Упрямый ослик”). Как и в предыдущем занятии, сначала я проигрывала сказку сама, затем проводила беседу по содержанию сказки и уже в заключении предлагала ребенку проиграть сказку самому, но при этом изменить концовку сказки. Сделать барашка не отрицательным, а положительным героем. Хочу отметить, что перед работой непосредственно со сказкой, я провожу различные упражнения, направленные на совершенствование различных сторон речи, которые позволяют расширить спектр задач, решаемых в ходе таких занятий. В данном случае мы повторили материал по лексической теме домашние животные (названия детенышей), совершенствовали умение образовывать падежные формы имен существительных (“Чей ребенок?”, “Кого не стало”). Основной задачей занятия бала автоматизация звуков [р ],[р`]. Так же мною решались следующие задачи: совершенствование связной речи, активизация речевого общения и совершенствование психических процессов (речевого внимания, памяти, воображения).
Следующие виды работ со сказкой я использовала на подгрупповых занятиях.
11. Пластический этюд эпизода сказки с новыми персонажами “В гостях у доктора Айболита”.
Подготовительный этап к проигрыванию частично был проведен на предыдущих занятиях (чтение сказки, обсуждение используемых отрывков сказки). На занятии мы еще раз повторили содержание проигрываемого отрывка, но детям была поставлена задача, выбрать героя из предложенных мной (использовались шапочки от костюмов сказочных героев) и придумать своему персонажу поведение и слова. Роль Айболита я взяла на себя, чтобы легче руководить сюжетом новой сказки.
12. Проигрывание известной сказки с изменением героев и сюжета.
Это моделирование и проигрывание сказки “Колобок” с полной заменой персонажей (кроме колобка), а так же с возможным изменением конца сказки. Мною использовались куклы Бибабо. Речевой материал для моделирования сказки “Колобок” подобран так, чтобы решать основную задачу занятия: закрепление правильного произношения звука [л ] . Вместо традиционных героев сказки подобраны персонажи, в названиях которых, по возможности, встречается звук [л ] (козел и коза заменяют бабку и деда, так же присутствуют волк, веселый клоун и волшебник). В данное занятие включены лексико-грамматические упражнения, направленные на пополнение словарного запаса детей, развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от падежа, ну и, конечно же, совершенствование связной речи. Во время моделирования несколько иной сказки у детей активизируется воображение и фантазия. Такой вид работы подходит для детей старшего дошкольного возраста.
Хочу отметить незаменимую роль проигрывания сказок в работе с младшим дошкольным возрастом. К сожалению, детей с речевой патологией становится все больше. Ко мне все чаще обращаются родители детей 3-летнего возраста с ОНР I уровня. Свою работу с ними я начинаю с проигрывания русских народных сказок “Теремок”, “Колобок” и других любимых сказок ребенка. Дети живо реагируют на игрушечные фигурки, берут их в руки, а если используется деревянный конструктор, то могут что-то построить, начинается игра. На первых этапах работы с малышами зачастую проговаривается одного повторяющееся слово или короткая фраза, но постепенно от занятия к занятию роль ребенка растет. Активный словарь дошкольника пополняется новыми словами и выражениями. С помощью героев сказки дети учатся правильно строить, сначала может быть короткие, но самостоятельные высказывания, а значит, решается основная задача начального этапа работы по преодолению недоразвития речи. Несомненно, использование сказки позволяет активизировать речевое общение.
Итак, моделирование и проигрывание сказок – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а так же активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Продолжительность показа одной сказки может составлять от 2-5 минут до 15-20, поэтому проигрывание сказки может представлять собой целое занятие, включающее в себя различные лексико-грамматические упражнения, часть занятия или даже дидактическую игру.
Используемая литература:
- Ткаченко Т.А. Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях – электронный ресурс.
- Овчар О. Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии Москва Издательство “Гном” 2005.