Чтение и письмо – сложные по структуре процессы. К началу обучения ребенка чтению и письму все чаще обнаруживается у детей не сформированность устной речи, а именно нарушение артикуляционной моторики, звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия. Это значит, что обучение чтению и письму опирается на несформированные акустические и артикуляционные образы звуков, которые отразятся на письме.
В настоящее время увеличилось число школьников, имеющих легкую степень дизартрии. Рядом исследователей отмечается, что у детей наряду с дефектами письменной речи, выявляются нарушения устной речи. Это отмечают исследователи: Р.Е.Левина, И.А.Архипова, Г.А.Каше. Об этом говорит Д.Б. Эльконин [Эльконин Д.Б. Развитие речи// Психология детей дошкольного возраста/Под. ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина – М.,1964.] А это значит, что к моменту обучения грамоте старший дошкольник должен:
- различать четко гласные и согласные фонемы;
- находить гласные фонемы в словах;
- ориентироваться на гласную букву и определять твердость или мягкость предшествующей согласной фонемы;
- усваивать согласные фонемы в сочетании со всеми гласными. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко определять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – это и есть умение анализировать звуковой состав слова и является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Р.Е.Левина ставит это одной из основных задач: развитие фонематического слуха, умений звукового анализа и синтеза. [Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избр. тр. /Р.Е.Левина. М.:АРКТИ 2005].
Также А.Р. Лурия указывает, что ученик никогда не пишет молча, и что он проговаривает каждое слово, которое пишет. Дети, которые не в состоянии четко проговаривать те слова, которые пишут, испытывают очень большие трудности при обучении грамоте, и длительное время продолжает делать грубые ошибки на письме, явно связанные с дефектами звукопроизношения.
Поэтому целью исследования данной темы стало разработать, теоретически обосновать содержание логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с легкой степенью дизартрии.
СХЕМА № 1 Модель по предупреждению нарушений письма у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Данная педагогическая модель позволит достигнуть результата и учесть все необходимые стороны развития, подготавливающие старших дошкольников с легкой степенью дизартрии к освоению грамоты.
Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с легкой степенью дизартрии проводится на основе коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха и восприятия. Использование данной модели позволит избежать нарушений письма и чтения у детей при овладении грамотой.
Педагогическая модель по предупреждению нарушений письма включает в себя следующие направления.
- Развитие моторной сферы.
- Коррекция произносительной стороны речи.
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
Словесный материал подобран на формирование фонем Р и Л.
Недостатки произношения звука Р разделяются на ротоцизмы и параротоцизмы ( замены р-л, р-ы, р-в, р-ф, р-т, р-д); ротоцизмы: отсутствие звука Р, картавое произношение звука Р( вилярное – образуется в результате сближение корня языка с мягким небом в этом месте сближения образуется щель выдыхаемая струя воздуха заставляет вибрировать корень языка и мягкое небо), (увулярное – вибрация маленького язычка); носовое произношение; боковое произношение (образуется за счет вибрации боковых краев языка); одноударное Р.
Весь процесс воспитания правильного звукопроизношения проходит четыре этапа:
I. Подготовительный этап.
Задачи:
- Развитие фонематического внимания, слуха.
- Развитие внимания, памяти.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Формирование кинестетических ощущений.
- Развитие скорости переключения с одного звука на другой.
- Развитие точности, гибкости органов артикуляции.
- Подготовка органов артикуляции к постановке звука
- Выработка сильной выдыхаемой струи воздуха. Р.
Для развития фонематического внимания и слуха даются тексты насыщенные звуком Р:
Сказка “Ворона и рак” (адаптированный вариант сказки Л.Н. Толстого.) Поймала ворона рака, села на вербу над озером, а рака во рту держит. Видит рак: беда грозит. Стал рак хвалить родителей вороны: “Хорошие были птицы!” А ворона отвечает: “Угу!” А рта не раскрывает. Тогда рак стал хвалить братьев и сестер вороны: “Добрые были птицы!” А ворона опять “Угу!” А рта не раскрывает. Хитрый рак стал хвалить ворону: “Все они хорошие птицы, но ты лучше, умнее, красивее всех!” “Ага!” - закричала обрадованная ворона. А рак, бултых в озеро и был таков.
Стихи:
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вот над той горой. (А. Фет)Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах. (А.С. Пушкин)Игра
Поиграем-ка
Ребята,
Со звуком “Р”:
На Речном я
Приютился берегу,
Я принять вас
По - приятельски могу.
Хутор Граков,
Рядом речка,
Рядом бор.
Возле бора
Три забора
И бугор.
Разрослись во всю березки.
Вдоль реки
Ловят рыбу
На рыбалке рыбаки,
Ловят рыбу на рыбалке
На крючок,
На котором есть приманка -
Червячок.
В нашей речке и для раков
Есть простор.
Гору раков приволок
Речник Егор.
Рыбакам речник
Хороший дал пример...
Так ребята подружились
С звуком “р”. (С. Эйдлин)
Далее, менее насыщенные коррегируемым звуком, и дается инструкция: “Услышишь звук Р, брось фишку.
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла крылом. (А. Фет)С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой.
Жаркой шубой - тополя.
И укрыли дом и площадь
Необычным одеялом.
- Как же их зовут? - ты спросишь.
Имя здесь я написала. (И. Семенова)
- Развитие внимания, памяти. Для этого предлагаются игры: “Посмотри, запомни, назови” перед ребенком выкладываются вначале 3 предметные картинки, предлагается посмотреть, затем картинки переворачиваются, и ребенок должен назвать их. Затем усложняется, даётся 4 картинки. (В названии картинок не должно быть звука Р).
Повторение слоговых цепочек:
та-да-та |
|
ка-та-ка |
|
па-ля-па |
га-ка-га |
|
са-за-са |
|
жа-ша-жа. |
- Развитие артикуляционной моторики. Подготовка органов артикуляции к постановке звука Р. (отработка широкого положения языка, выработка основной артикуляционной позы, выработка вибрации передней части спинки языка).
Упр. 1. “В гости к губке”. Поднять широкий язык к верхней губе; удержать под счет до пяти и опустить к нижней губе.
Упр. 2. “Прятки”. Дотронуться кончиком языка до верхних резцов с внешней стороны, а затем с внутренней стороны и так чередовать.
Упр. 3. “Почистим зубки”. Почистить языком зубы с внешней стороны, а затем с внутренней.
Упр. 4. “Посчитаем зубы”. Прикоснуться языком к каждому верхнему зубу.
Упр. 5. “Качели”. Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно к носу, к подбородку. Рот не закрывать.
Вот веселые качели -
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
Упр. 6. “Щетка”. Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Двигать языком вправо, влево, не убирая его в глубь рта.
Щеткой кухню подмету,
Наведу вам чистоту,
Вправо, влево гну щетинки,
Не оставлю не соринки!
Упр. 7. “Парус”. Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами.
Выше парус поднимай!
В путь кораблик отправляй!
Упр. 8. “Иголочка”. Рот приоткрыть. Узкий, напряженный язык высунуть вперед как можно дальше.
Язычок наш как иголка,
Отойди, уколет колко!
Упр. 9. “Лопаточка”. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.
Язычок наш как лопатка:
Закругленный, плоский, гладкий.
Чередовать “Иголочка”/ “Лопаточка”
Упр. 10. “Чашечка”. Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаться их.
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
Упр. 11. “Грибок”. Широкий язык присосать к небу. Рот раскрыть как можно шире, так, чтобы ножка гриба (уздечка языка) натянулась.
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
Упр. 12. “Остановим лошадку”. Поднять кончик языка к верхней губе, выдохнуть на кончик языка и заставить вибрировать верхнюю губу.
Упр. 13. “Молоток”. Произносить д-д-д-д; т-т-т-т; д-т-д-т-д.
Д-д-д-д-д-д-д – стучит молоточек
Т-т-т-т-т-т-т-т – вот забит гвоздочек.
Упр. 14. “Пчелка”. Язык зажимается между зубами и произноситься -дз-дз-дз-дз.
Упр. 15. “Эхо”. Произнесение гласных звуков (а, о, у, и, э, ы) ребенок произносит вслед за логопедом, имитируя эхо.
Упр. 16. “Фокус”. На нос кладется комочек ватки, через широкий язык направленный к носу выдыхаем воздух, роняем вату с носа.
Упр. 17. “Кузнечик на листочке”. Через широкий язык выдыхаем воздух, сталкиваем кузнечика с листка.
Упр. 18. “Индюк”. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее.
Под окошком – блл, блл, блл-
Индюки болтают.
Индюшачей речи
Никто не понимает.
Упр. 19. “Лошадка”. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и присасывать язык к небу и оттягивать, отрывать, получаются щелчки.
На лошадке по дороге
Скачет язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок.
В гору медленно идет:
Цок-----цок-----цок-----цок.
А с горы стрелой несется.
II. Этап постановки звука Р.
Задачи этапа постановки:
- Сформировать правильный артикуляционный уклад.
- Закрепить правильный уклад через изолированное произношение звука, в слогах, в словах, через диалог.
- Развитие фонематического слуха. Ребенку предлагаю тексты, пословицы, поговорки только для прослушивания.
На данном этапе ребенку дается характеристика звука Р: согласный, звонкий, сонорный, дрожащий, твердый. И характеристика артикуляции звука Р с использованием наглядности. При произнесении звука Р губы раскрыты, нейтральны; зубы разомкнуты; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; широкий кончик языка поднят к альвиолам и вибрирует.
При постановке звука Р используются следующие способы:
- На основе четкого произношения (английского) звука Т на артикуляционной позе “Чашечка”, затем перейти на звук Д подключая отработанный выдох.
Заводим мотор т-т-т-т-т-т,( подключаем сильный выдох), переходим к д-д-д-д-д-д-д мотор завелся и полетели р-р-р-р-р, использовать активные резкие движения руками, можно стоя. - Подбираются сова со звуком Р и вместо него многократно произносится звук д-д-д-д-д, в это же время логопед большим пальцем нажимает на подчелюстную ямку. Слова: Картина -кад-д-д-д-д-дтина, (коридор, картон, коробка, шторы, комар).
- Игра в “Балалайку” ребенка побуждаем произносить сочетание “дзиннь” и в это время используем зонд «Рао». с шариком на конце взбалтываем.
- Игра в лошадку: вначале произносим звук “Т” с сильной выдыхаемой струей, а потом тр-р-р-р, если получится, то закреплять будем на слогах в стечении (трава, дрова, трамвай, дротик)
- Используем опорный звук Ж; на фоне произносимого звука Ж, чешем альвиолы (бугорки), а потом подключаем зонд с шариком и логопед отчетливо сам произносит звук Р.
- Используем опорный звук Д, на “Чашечке” в момент произнесения с помощью зонда вызываем вибрацию языка. А потом зондом водим мимо языка.
- Используем опорный звук З, но специально побуждаем кончик языка поднять вверх и взбалтываем с помощью зонда передний край языка.
- Произнесение звука Д на “Чашечке”, сначала медленно:
д-д-д-д-д-д;
да-да-да-да-да-да;
дэ-дэ-дэ-дэ-дэ-дэ;
ды-ды-ды-ды-ды-ды, затем быстрее, и совсем быстро.
III. Автоматизация звука Р.
Задачи:
- Закрепление правильной артикуляции звука Р.
- Закрепление кинестетических ощущений.
- Формирование контроля за собственным произношением.
- Подготовка детей к анализу звукослогового состава слова.
- Развитие фонематического слуха. Для решения этих задач детям предлагаются следующие задания.
Для закрепления кинестетических ощущений предлагается вместе с ребенком составить модель, в которой указывается положение губ, зубов, языка, голосовых связок, характеристика выдыхаемой струи воздуха.
- Игра, послушай звуки, если услышишь звук Р, подними правую руку. (в, п, т, д, р, к, ж, р)
- Послушай слоги, услышишь звук Р, подними карточку вверх (ра, та, да, ро, во, жо, ры, ру, тэ)
- Послушай слова, услышишь в слове звук Р, подними левую руку вверх. (рот, комар, стакан, коробка, книга, карандаш, ручка, пенал, раковина)
На данном этапе нужно показать смыслоразличительную роль фонемы. Ребенку предлагается картинка с изображением коры дерева, дается слово КОРА, слово делится на слоги: КО-РА, считается количество слогов, выделяется слог с изучаемым звуком РА, предлагается заменить в слоге РА звук Р на звук Ж, получается КОЖА, показывается данная картинка, и сравниваются эти картинки, “Это одно и то же?” “Что такое КОЖА?” “Что такое КОРА?” “Чем отличаются эти слова?”
На этом также как и на первом предлагаются тексты для прослушивания насыщенные звуком Р, но уже предлагаются задания, выложить фишки по количеству услышанного звука Р.
Рассказ “Рыжик”
Был у Рыжухи жеребенок. Жеребенок был рыжий-рыжий. И Жора назвал его Рыжиком. Рыжик был маленький и еле держался на своих тоненьких ножках. Жора любил Рыжика, жалел его, ухаживал за ним. Когда Рыжик подрос, Жора стал водить его на лужайку. Рыжик бегал по лужайке, а потом ложился отдыхать под стожок. В жару Жора водил Рыжика купаться. Рыжуха купалась сама. А Рыжика купал Жора. (К.Д. Ушинский)
Стихи:
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке,
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно.
(А.С. Пушкин)Улицей гуляет
Дедушка-Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез;
Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет.
(С. Дрожжин)
Также предлагаются конфликтные тексты, и дается задание, послушай и брось фишку, когда услышишь звук Р. А в тексте его нет.
Сосулька испугалась высоты,
Сосулька от испуга стала плакать;
И потому опять настала слякоть.Сели дети на салазки,
Как блестят весельем глазки!
Покатились, понеслись,
Покатились по льду вниз.
Также ребенку предлагается послушать предложения и выложить столько палочек, сколько звука Р услышит:
Рома видит рыбу. Рая ходит на рынок. Ромин папа – рыбак. Рома и Рая едят рыбу. Трубач по городу идет.
Менее насыщенные звуком Р: Снег на воздухе кружится. Мама укрыла Нину одеялом. На поле растет пшеница. В лесу распустились ландыши.
Конфликтные предложения: К нам в дом зашел кот. На улице идет дождь. Бабушка вяжет носки. Ночью выпал пушистый снег. Валенки очень теплые.
Предлагается ребенку выделить звук Р из разных позиций слова (из начала, середины, конца) Составление схемы слова по фишкам, даются слова (рак, рот, крот, ведро, ворона, комар).
Задания на закрепление произношение звука Р:
- Произнеси звук Р-Р-Р длительно на одном выдохе громко, тихо, шепотом.
- Порычи как рычит лев. (Р-Р-Р)
- Помурлыкай как мурлыкает кот (Р-Р-Р) шепотом.
- Имитация звучания мотора (Р-Р-Р) с использованием физических упражнений.
- Закрепление произношения звука Р в слогах, чаще в слогах в стечении детям звук Р говорить легче:
тра-тра-тра; тро-тро-тро; тру-тру-тру; тры-тры-тры;
тра-тро-тру-тры; тру-тры-тра-тро; тры-тра-тро-тру;
дра-дра-дра; дро-дро-дро; дру-дру-дру; дры-дры-дры;
дра-дро-дру-дры; дро-дру-дры-дра; дру-дры-дра-дро;
гра-гра-гра; гро-гро-гро; гру-гру-гру; гры-гры-гры;
гра-гро-гру-гры; гру-гры-гра-гро; гро-гру-гры-гра; - Позже дается в прямых слогах:
ра-ра-ра – рак ры-ры-ры – рыба ро-ро-ро – рот
ра-ра-ра – рама ры-ры-ры – рысь ро-ро-ро – ров
ра-ра-ра – радуга ры-ры-ры – рынок ро-ро-ро – рог
ра-ра-ра – ракета ры-ры-ры – рыбак ро-ро-ро – роза
ру-ру-ру – Русь ру-ру-ру – ручей
ру-ру-ру – руки ру-ру - ру – рубаха - Запомни и повтори слоги: РА-РО-РУ-РЫ ; РО-РУ-РЫ-РА; РУ-РЫ-РА-РО.
- Послушай ряд слов. Запомни и повтори только те слова, в котором есть звук Р: рама, мама, лама, тучка, рыба, Рома, (нога, розы, козы, руки, лук, косы); (Тома, дома, ручка, рысь, высь, рынок).
- Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами: рыба, рыбак, рыбка.
- Разложи картинки на 2 стопы: со звуком Р и без него. (картон, письмо, крот, рот, волосы, цветок, радуга, снежинка, салфетка, роза, ковер, корабль).
- Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка.
Ра-ра___ра-ра-ра ра-ра-ра___ра-ар
ро-ро___ро-ро-ро ро-ро-ро___ро-ро
ру-ру___ру-ру-ру ру-ру-ру___ру-ру
ры-ры____ры-ры ры-ры-ры___ры-ры - Игра “Закончи слово” Придумай по 3 слова на слоги.
- Повтори и выучи чистоговорки.
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – старая нора.
Ро-ро-ро – новое перо. Ро-ро-ро – Рома, вымой рот.
Ру-ру-ру – скачет кенгуру. Ру-ру-ру – выдумай игру.
Ры-ры-ры – синие шары. Ры-ры-ры – много детворы. - Закончи слова каждой колонки одним из слогов: ра, ро, ру, ры.
но- пе- ша- впо-
го- ско- го- кенгу-
ды- вед- но- поут-
жа- озе- кома- в го- - Произнеси слоги с изменением ударения.
Ра-ра-ра ро-ро-ро ру-ру-ру ры-ры-ры
ра-ра-ра ро-ро-ро ру-ру-ру ры-ры-ры
ра-ра-ра ро-ро-ро ру-ру-ру ры-ры-ры - Произнеси слоги и слова.
Ар-ар-ар – пар ур-ур-ур – бур ор-ор-ор – хор ир-ир-ир – мир
ар-ар-ар – удар ур-ур-ур – тур ор-ор-ор – бор ир-ир-ир – пир
ар-ар-ар – загар ур-ур-ур – шнур ор-ор-ор – забор ир-ир-ир – кефир
ар-ар-ар – комар ур-ур-ур – тамбур ор-ор-ор – мотор ир-ир-ир – зефир - Игра “Телеграф” Раздели слова на слоги с помощью хлопков.
Тур пожар тир двор
рупор топор самовар ветер
мир помидор санитар мухомор
веер сахар светофор кефир - Выучи чистоговорки.
Ар-ар-ар – мы купили самовар.
Ор-ор-ор – вырос в поле мухомор.
Ир-ир-ир – Рома любит пить кефир.
Ёр-ёр-ёр – на стене висит ковёр. - Запомни и повтори ряды слогов.
Ар-ор-ур-ыр
ор-ур-ыр-ар
ур-ыр-ар-ор
ыр-ар-ор-ур - Произнести слоги и слова.
Ар – пар, бар, дар.
Ор – бор, хор, забор.
Ур – тур, бур, шнур.
Ир – пир, мир, кефир. - Проговори слова, определи место звука Р в словах.
Карта картина горка
парта карман корка
ферма норка шкурка
верба форма куртка
арбуз персик арка
дырка картон турник - Составь предложения со словами я, ты, он, она, мы, вы, они. (Взрослый записывает то, что получилось у ребенок).
Поздравить с праздником друзей и родственников.
|
ТЫ |
ОН |
ОНА |
МЫ |
ВЫ |
ОНИ |
- Игра “Путаница” Скажи правильно.
Образец: Огород, горох, на, вырос. - На огороде вырос горох.
Роща, вороны, в, каркают.
Ира, марка, конверт, на, наклеивает.
Рая, парта, за, сидеть.
Рома, карман, у, на, оторвался, куртка. - Отгадай и выучи загадку.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый бархатный. - Послушай и выучи скороговорку.
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит. - Соотнесение звука Р с буквой Р. Вставь пропущенную букву Р в слова.
. УПО .
ТО . ШЕ .
Т . ОТУА .
ФЕ . МА
КВА . ТИ . А
Т . АКТО . - Запомни и повтори ряды слогов.
Рга- рго-ргу-ргы
арг-орг-ург-ырг
рго-ргу-ргы рга
ргу-ргы-рга-рго
ург-ырг-арг-орг
ргы-рга-рго-ргу - Выучи стихотворенье “Барсучата”.
Барсучиха-бабушка
Испекла оладышки
Пригласила трех внучат
Трёх драчливых барсучат.
Барсучата не наелись,
Громко блюдцами стучат.
Ну-ка сколько барсучат
Громко блюдцами стучат? - Послушай стихотворенье А.В. Жуковского “Жаворонок”, выучи его.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий. - Дай полные ответы на вопросы.
Образец: Кто запел песню? - Жаворонок запел песню.
Кто запел песню?
Какую песню запел жаворонок?
Какой жаворонок запел песню?
Где жаворонок запел песню?
Какая птица жаворонок, зимующая или перелетная? - Образуй родственные слова от слов: грач, дрозд, страус.
- Игра “Разрезные картинки” на определение позиции звука Р в словах.
IV. Этап дифференциации.
Задачи:
- Уточнить артикуляцию смешиваемого звука Л.
- Выделение смешиваемого звука из состава слова.
- Показать различия этих звуков.
- Показать смыслоразличительную роль фонемы.
- Учить дифференциации звуков в предложении.
Наиболее часто смешиваемый звук это звук Л, поэтому будем уточнять его артикуляцию.
- Показ схематичного изображения артикуляции звука Л.
- Характеристика звука Л: согласный, ротовой, щелевой, переднеязычный, сонорный, звонкий, твердый.
- Объяснение артикуляции звука Л. Губы находятся в положении звука А (в потоке речи зависят от следующего гласного звука). Верхние зубы на большом расстоянии от нижних. Кончик языка поднимается к верхним альвеолам, средняя часть спинки языка опущена. Корень языка высоко поднимается. Боковые края приподняты к верхним коренным зубам и образуют щель через которую и идет выдыхаемая струя воздуха. Язык узкий как иголочка, принимает форму “седла”. Мягкое небо поднимается и образует плотное небно-глоточное смыкание. Выдыхаемая широкая струя идет через рот.
- Дидактическое упр. “Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л”: Л, Г, З, Л, В, Ж, Л... ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...; ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...
- Рассказы насыщенные звуком Л, задание брось фишку, когда услышишь звук Л.
Добрая Злата.
Злата сидела на скамейке и ела булку с колбасой. Подошла к Злате собака. Она поглядела на колбасу, потом на Злату и тихо заскулила. По глазам было видно, что она давно не ела. Злата отломила половину булки и отдала голодной собаке. Та моментально все съела. Затем собака потянулась к Злате и стала ласково прижиматься.
Как маленькая Элла стала большой.
Маленькая Элла очень хотела стать большой. Она все делала для этого! Мамины туфли на высоких каблуках одевала. Волосы завивала. Бусы на шею надевала. Даже губы помадой подводила. Но все в доме называли Эллу малышкой. Как-то Элла сама вымыла на кухне всю посуду и подмела пол. А потом сделала омлет! И тогда неожиданно папа сказал маме: “Наша Элла совсем большая стала!” Видно, не каблуки и помада людей большими делают!
Волк и овца
Овца отбилась от стада, заблудилась в лесу и осталась там жить. Сложила она себе из веток шалаш, сделала в нем лежанку и окно. Живет себе - не тужит. Наступила зима, голодно и холодно стало в лесу. Повадился ходить к шалашу Волк. Стоит у шалаша, молит: “Пусти меня, хозяюшка! Бока совсем заледенели!” Поняла Овца, что дела плохи. Пока Волка не было, побежала она в лес. Нашла под снегом клюкву и все бока измазала клюквенным соком. Потом нацепила на голову еловые ветки, встала в шалаше у окошка и вопит не своим голосом: “Я семь Волков съела, восьмого жду!” Услышал это Волк, увидел чудище косматое – и бегом от шалаша!
- Дидактическое упр. “Скажи наоборот”:
ла – ал ал – ла
ло - ... ол - ...
лу - ... ул - ...
лы - ... ыл - ... - Запомни и повтори слоги:
ла - ло - лу - лы кла - кло - клу - клы
ал - ол - ул - ил акл - окл - укл - икл - Закончить слова звуком Л: сто..., сту..., по..., уко..., камзо...,
- Закончи слова слогом ЛА: пи..., ма..., смо..., ска..., кук... .
- Закончи слова слогом ЛЫ: сто..., ска..., пи..., шко..., шпа..., стре..., ви... .
- Повторить за взрослым цепочку слов, выделить одинаковый последний звук во всех словах: бал – был – выл, вол – гол – кол, дал – зал – жал, мал – звал – мял.
- Убрать из слов звук Л, сказать какие слова получились: клок - кок, плот - ..., слон - ..., клуб - ..., слова - ..., глаз - ... .
- Разделить слова на слоги, поменять первый и второй слог местами. Какие слова получились?
Жи-лы (лы-жи), ма-ла ..., ка-пал ..., ска-ла ... .
Таким образом, проводится несколько занятий по уточнению звука Л, так как этот звук уже поставленный, то задания даются на фонематический слух и восприятие.
На этапе дифференциации звука Л – Р, предлагаются следующие задания.
- Дается картинка ЛАК , РАК. Смешиваемые звуки выделяются из состава слова Л и Р. Дается характеристика звуку Л по карточкам (губы на звук А, язык узкий вверху, образует щель по бокам, воздушная струя широкая, теплая); характеристика звука Р (губы менее раскрыты, язык широкий, вибрирует, воздушная струя сильная, теплая).
- Предлагается картинка РОЖКИ,
* определи сколько слогов в слове РОЖКИ,
* выдели слог со звуком Р,
* выдели звук Р из слога;
* замени звук Р на звук Л.
* Что получилось?
* Найди картинку.
* Сколько слогов в этом слове?
* Что такое ложки?
* Что такое рожки?
* Что общего у этих слов?
* Чем они отличаются? Значит от изменения слова, меняется смысл слова.
(рот – лот; лама – рама; лак – рак; вор – вол; вар – вал; класть – красть) - Дифференциация звуков в предложении.
Мама моет ложки.
Козу привязывают за рожки.
* Сколько слов в предложении?
* Какое слово первое (второе, третье, четвертое). Выдели слова со звуком Р и слова со звуком Л.
* Придумай свое предложение со словом ложки и со словом рожки. (Придуманные предложения также анализируются). - Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук во всех словах: лук, лопата, ласточка, лужа;
рак, рыба, ручка, радуга, роза. Сравнить артикуляцию звуков Л и Р (найти общее и различие, обратив внимание на положение язычка), вспомнить характеристику звуков Л и Р, обозначение. - Хлопни в ладоши, если услышишь звук Р:
р, л, л, р, ...; ра, ла, ру, лу, ры, лы, рэ, лэ,ро, ло; ар, ал, ор, ур, ул,ол,...; рак, ложка, пол, корова, комар, укол, рот, лодка, ландыш, роза, волосы, лак,... . - Дидактическое упр. “Скажи наоборот”: ра – ла; ро -...; ур - ...; ор - ...; ар - ... .
- Повторить за взрослым серию слогов: ра-ра-ла, ла-ла-ра, ра-ла-ла, ла-ра-ра, ра-ла-ра, ла-ра-ла.
- Закончить слово нужным слогом ЛЫ (РЫ): шко... , ков... , шку..., коз..., ска..., забо..., база..., ша..., шака..., што..., кома..., кед..., кот... .
- Заменить звук Л на звук Р в словах. Какие слова получились? Составить предложение с каждым словом. Лак – рак, лов - ..., ложки - ...., лама - ..., Лука - ..., бал - ..., дал - ...., жал - ..., мил - ..., игла - ..., блошка - ..., ложь - ..., жил - ..., свалка - ... .
- Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков Л и Р):
колобок, коробок, потолок, молоток;
ворона, дорога, колбаса, корова. - Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук Л, и предметы, в названии которых есть звук Р, определить место этих звуков в словах, разделить их на слоги, составить с каждым словом предложение, используя определенный предлог, например, на, в. (Корова пасется на лугу. Белка живет в лесу.) Сосчитать количество слов в предложении, назвать, каким по счету в этом предложении стоит предлог.
- Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков Л и Р), объяснить свое решение: рука, рама, луна, рупор, Рома, Элла, Алла, Артур.
- Звуковой анализ слов, составление схем с помощью букв разрезной азбуки: КРЫЛО, ЛАРИСА.
- Совместно со взрослым преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: игла - игра, иглы – игры, лак – рак, лама – рама, жил – жир.
- Заучивание чистоговорки:
Карл у Клары украл кораллы.
Клара у Карла украла кларнет.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.
Свинья тупорыла, носом землю рыла,
Рыла, рыла, да весь двор перерыла.
Таким образом, можно сделать вывод, работа по предупреждению нарушений письма проводиться на основе воспитания правильного звукопроизношения и развития фонематического слуха на подготовительном этапе, этапе постановки, автоматизации и дифференциации.
Литература
- Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. АСТ. Астрель. М. 2005.
- Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в прцессе восприятия и усвоения устной речи (на норме и патологии).- М.: Педагогика.- 1977
- Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей:Избр. Тр./Р.Е.Левина М.:АРКТИ 2005.
- Лурия А.Р. Очерки психофизиологии речи и письма. Изд. Академия педагогических наук РСФСР, М.1950.
- Репина З.А. Нарушение письма у школьников с ринолалией. Свердловский государственный педагогический институт. 1988.
- Эльконин Д.Б. развитие речи//Психология детей дошкольного возраста/ Под. Ред. А.В.Запорожца. Д.Б.Эльконина. М.1964.