Методическое пособие "Использование сказкотерапии в игровых макетах для коррекции речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи"

Разделы: Логопедия


К каждому ребенку следует применять
его собственное мерило, побуждать
каждого к его собственной обязанности и
награждать его собственной
заслуженной похвалой. Не успех, а
усилие заслуживает награды.

Джон Рескин

Цель. Развитие личности дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью, создание благоприятной психологической атмосферы для развития и обогащения эмоционально-чувственной сферы, развитие коммуникативных способностей, через использование режиссёрских игр-макетов в сказкотерапии.

Задачи:

  1. Развивать связную речь детей.
  2. Подводить к умению:
  • выразительно интонировать голоса героев сказки;
  • использовать образные выражения при пересказе сказки;
  • выразительно передавать в мимике и движениях эмоциональное состояние героев сказок.
  1. Совершенствовать:
  • лексико-грамматические средства языка;
  • звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
  1. Создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом.
  2. Укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.

Дошкольный возраст — уникальный период для приобретения свойств личности, это сензитивный период активного усвоения ребёнком коммуникативной функции речи и всех её сторон: лексической, фонетической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству). Поэтому педагогам следует заботиться о раннем развитии речи воспитанников с учетом свойств его личности. Об этом писал К.Д. Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного методического учения. Таков этот великий народный педагог - родное слово!»

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей — один из актуальных вопросов педагогики. Но, наряду с поиском современных моделей обучения и воспитания необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики.

Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

Сказка — наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребенка. В диалоге со сказкой, в творчестве с нею ребенок впитывает укорененную в веках гуманистическую философию жизни, неизменную веру в победу добра, любви и счастья.

При использовании сказки в системе логопедических занятий преследуют такие цели.

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка и звуковой стороны речи (в сфере произношения, восприятия и выразительности).
  • Развитие связной речи.
  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры.
  • Воспитание любви ко всем людям и природе.

Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Особенность сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью для этого используются различные методы и приёмы. В своей работе я применила метод: словесная режиссёрская игра, реализация которого идёт через игры-макеты.

Почему именно коррекция речи через использование игр-макетов в сказке?

Ребёнок не просто любит сказки, для него сказки - это мир, в котором он живёт. Каждый сантиметр пространства вокруг себя он населяет удивительными маленькими и большими существами; самые обыденные предметы в его сознании живут своей собственной насыщенной и интересной жизнью.

Особое место отводится играм. Они широко используются на разных этапах работы в тесной связи с другими методами и приемами. В словесной режиссерской игре речевые игры помогают детям понять эмоциональные состояния и поступки персонажей; углубляют осознание собственных чувств; подводят к употреблению уместных языковых средств для создания психологических портретов героев сказки. С одной стороны, это обогащает словарь, с другой - качественно влияет на возникновение интереса к языковому богатству и самостоятельному словесному творчеству

Чтобы игра со сказкой получила своё развитие, необходим маркер пространства отображения сказки. Таким маркером для игры со сказкой, мелкими персонажами служит именно макет, т. е уменьшенный предметный образец пространства и объектов персонажей сказки. Поэтому, в работе с детьми, имеющими нарушения в речи, использую универсальный макет, т.е. тематический многозначный маркер игрового пространства, макеты- модели, представляющие уменьшенные целостные объекты, модели - карты, отображающие определённую территорию, ландшафтный макет-карта - плоскость с обозначенной цветом природной территории (лес, река, тропинки).

Игра с макетами способствует сюжетовосприятию, сюжетосложению - развёртыванию новых разнообразных комбинаций знакомой сказки, активизирует комментирующую речь.

Новизна.

Разработана обоснованная эффективная методика использования сказкотерапии в коррекции речи дошкольников с использованием игр-макетов.

Адресат.

Методическое пособие реализуется в течение 3-х лет, рассчитано на детей 4-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи, акцент на полоролевое воспитание не делается, сказки обыгрываются как мальчиками, так и девочками в одинаковой степени.

Ожидаемый результат.

К школьному возрасту, ребёнок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики, что позволяет ему в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка:

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть элементарными навыками пересказа;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);

У детей выработано интонационное чутье, сила голоса, дикция, что в дальнейшем служит опорой для развития таких важных качеств, как эмоциональность, выразительность, живость.

Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами. Детям интересна смена деятельности и поэтому процесс освоения знаний будет протекать более интересно, живо и без утомления дошкольников. Обладая развитой речью, ребенок, будет более готов к школе. Легче будут восприниматься знания, передаваемые ему преподавателями, меньше будет проблем при общении со сверстниками, ответами у доски.

В работе использовала разнообразные формы работы со сказкой:

  • пересказ по вопросам;
  • подсказка слова или фразы;
  • совместный пересказ ребенка и педагога с применением игровых макетов;
  • отраженный пересказ;
  • пересказ по частям;
  • пересказ по сюжетным картинкам;
  • пересказ по ролям с использованием фланелеграфа, игровых макетов;
  • хоровое проговаривание;
  • игра-драматизация с использованием пальчикового театра, игр-макетов;
  • инсценировки сказок с использованием игровых макетов.
  • придумывание начала, конца сказки;
  • введение нового персонажа - фантазирование;
  • придумывание новой сказки по предложенному сюжету;
  • показ сказки малышам.

На индивидуальных занятиях использую знакомые детям сказки для развития у них:

  • мимики (как плачет зайчик, причитает…),
  • мелкой и общей моторики (как ходит дед, волк, пальчиковый театр, рисование…),
  • фантазии (придумай конец к сказке: что было бы, если бы лиса не съела колобка, или мышка не смогла помочь вытащить репку,…)

В системе работы по сказкатерапии использую разнообразные игровые приёмы:

  • словесная режиссерская игра;
  • психогимнастические этюды;
  • ритмические упражнения;
  • словесное комментирование;
  • пантомимические, ритмические и музыкальные загадки;
  • упражнения на релаксацию;
  • совместная словесная импровизация;
  • пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров;
  • фантазирование по музыке;
  • словесное рисование.

В сказкотерапии развитие личности и речи дошкольников осуществляется по следующим направлениям.

  1. Активность:от потребности в эмоциональной разрядке — через самовыражение в активном действии — к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений через игровые макеты.
  2. Самостоятельность: от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки, в ритме и динамике музыкальных образов — через обоснование собственной точки зрения в речи-доказательстве — к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.
  3. Творчество:от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове — через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпа, ритма.
  4. Эмоциональность:эмоциональное заражение образами сказки — через игровые макеты – режиссёрскую игру
  5. Произвольность:от полноценного переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков — к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в играх-макетах.
  6. Связная речь: отпродолжения фраз взрослого через словесные рассуждения относительно динамики исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов — к творческим импровизациям по сюжету в играх-макетах.

Направления сказкотерапии логически связаны и осуществляются в комплексе.

Одним из существенных факторов повышения результативности работы по коррекции речевой патологии является включение в неё родителей. Опора на семью, серьёзный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности оказывает эффективное воздействие на профилактику речевых нарушений ребёнка.

Формы работы с родителями.

  1. Информация в родительских уголках, в папках-передвижках.
  2. Консультации.
  3. Семинары-практикумы.
  4. Привлечение родителей к изготовлению игр-макетов.
  5. "Открытые дни" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий.
  6. Тематические праздники с участием родителей

Работая над темой в течение трёх лет, совместными усилиями всех педагогов мы достигли хороших результатов. У детей значительно расширился и обогатился словарный запас, связная речь достигла возрастной нормы. Если в начале обучения у них были большие трудности в общении между собой и с взрослыми, то по выпуску в школу они свободно общаются на любые темы, доступные их возрасту.

Приведенные в пособии методические рекомендации позволяют педагогам предоставить ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности (придумывание собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ разных видов театров, игры-макеты).