Как повысить познавательную активность, сохранить интерес дошкольника во время выполнения однообразных упражнений по закреплению правильного звукопроизношения? Как внести эмоциональный заряд и сделать коррекционное занятие учителя-логопеда увлекательным для ребенка?
На помощь специалисту приходят мячи-скакуны. Впервые они были использованы американским учителем начальных классов Биллом Хьюбертом. Развивающая методика Bal-A-Vis-X – балансировочно – аудиальные – визуальные – упражнения заключается в выполнении специальных ритмичных упражнений с резиновыми мячами. Мячи приятные на ощупь, разнообразные по цветовой гамме, выполнены из материала, благодаря которому при ударе о пол издается чёткий щелчок (рис. 8). В арсенале автора – более 300 различных упражнений, которые позволяют улучшить зрительно-моторную координацию, формируют чувство ритма, улучшают межполушарное взаимодействие.
Мячи-скакуны расширяют границы кабинета учителя-логопеда. Педагог может применять их, проводя часть занятия в спортивном либо в музыкальном зале детского сада. Благодаря нетрадиционному оборудованию, дошкольник выполняет упражнения не в привычной позе, сидя у зеркала, а активно двигаясь. Таким образом, предупреждается усталость, снимается мышечное напряжение.
Мячи – скакуны позволяют педагогу за короткий период времени коррекционного занятия одновременно решить несколько задач:
- закреплять правильное произношение имеющихся звуков в игровой речевой деятельности;
- формировать навыки звукового, слогового анализа слов;
- развивать фонематический слух;
- развивать ритмические способности;
- совершенствовать общую моторику;
- формировать умение работать в паре
Примерное содержание игровых речевых упражнений с мячом-скакуном для детей старшего дошкольного возраста
Речевой материал зависит от задачи текущего занятия, от индивидуальных и возрастных возможностей ребенка. Во время игровых речевых упражнений с мячами – скакунами осуществляется постепенный переход от простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
При бросках и ловле мяча внимание педагога обращается на исходное положение ребенка.
Упражнения с мячами могут выполняться как одним ребенком, так и в паре с педагогом, со сверстником.
В творческой работе ниже представлены упражнения с мячами на примере звука [с].
1. Автоматизация звука в слоге.
И. п. - ребенок стоит на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в согнутых руках перед собой (рис.1).
а) Ребенок бросает мяч о пол двумя руками перед собой, одновременно произносит автоматизируемый слог, ловит мяч двумя руками: СА. Повторить 5-7 раз.
И. п. - ребенок стоит на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в одной руке перед собой.
б) Ребенок бросает мяч о пол одной (ведущей) рукой перед собой, одновременно произносит слог, ловит мяч этой же рукой: СЫ. Повторить 5-7 раз.
в) Ребенок бросает мяч о пол другой рукой перед собой, одновременно произносит слог, ловит мяч этой же рукой: СЭ. Повторить 5-7 раз.
г) Ребенок бросает мяч о пол одной (ведущей) рукой перед собой, одновременно произносит один слог, ловит другой рукой, произносит другой слог: СА-СЫ, СЫ-СЭ, СО-СУ, СО-СА, СУ-СЫ (рис. 2,3).
2. Автоматизация звука в слове.
И. п. - ребенок стоит на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в согнутых руках перед собой.
а) Ребенок бросает мяч о пол двумя руками перед собой, одновременно произносит односложные слова, содержащие автоматизируемый звук, ловит мяч двумя руками: СОК, САД и пр.
И. п. - ребенок стоит на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в одной руке перед собой.
б) Ребенок бросает мяч о пол одной (ведущей) рукой перед собой, одновременно произносит односложные слова, содержащие автоматизируемый звук, ловит мяч этой же рукой: СОМ, СЫТ и пр.
в) Ребенок бросает мяч о пол другой рукой перед собой, одновременно произносит односложные слова, содержащие автоматизируемый звук, ловит мяч этой же рукой: СЫН, СУП и пр.
И. п. - ребенок стоит на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в согнутых руках перед собой.
г) Ребенок бросает мяч о пол двумя руками перед собой, одновременно произносит слово, состоящее из двух слогов, по частям (слогам). При этом мяч ударяется о пол дважды, каждому удару мяча соответствует один произносимый слог: СА-НИ, СО-КИ и пр.
И. п. - ребенок стоит на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в одной руке перед собой.
д) Ребенок бросает мяч о пол одной (ведущей) рукой перед собой, одновременно произносит слово, состоящее из двух слогов, по частям (слогам). При этом мяч ударяется о пол дважды, каждому удару мяча соответствует один произносимый слог, ловит мяч этой же рукой: СУ-ПЫ, КО-СЫ и пр.;
е) Ребенок бросает мяч о пол одной другой рукой перед собой, одновременно произносит слово, состоящее из двух слогов, по частям (слогам). При этом мяч ударяется о пол дважды, каждому удару мяча соответствует один произносимый слог, ловит мяч этой же рукой: СО -ТЫ, ВЕ-СЫ и пр.;
ж) Ребенок бросает мяч о пол одной (ведущей) рукой перед собой, одновременно произносит первый слог двусложного слова, ловит другой рукой, произносит второй слог, бросает мяч о пол, ловит другой (ведущей) рукой: СО-ВЫ, О-СЫ и пр .
3. По мере овладения навыком игры с одним мячом, ребенок может начать выполнение упражнений двумя мячами.
И. п. - ребенок стоит на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. В каждой согнутой руке перед собой находится мяч.
Ребенок одновременно бросает мячи о пол двумя руками перед собой, произносит односложные слова, содержащие автоматизируемый звук, ловит мячи: НОС, ЛЕС и пр. (рис. 4, 5).
4. Игровые упражнения паре.
И. п. - ребенок и взрослый (два ребенка) стоят друг напротив друга на расстоянии 2 метров на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в одной руке перед собой у игрока, начинающего упражнение (у взрослого).
а) Взрослый бросает мяч о пол левой рукой вперед ребенку, произносит односложное слово, содержащее автоматизируемый звук, ребенок ловит мяч правой рукой, возвращает взрослому, повторяя слово: ПЁС, ВЕС и пр.
б) Взрослый бросает мяч о пол правой рукой вперед ребенку, произносит односложное слово, содержащее автоматизируемый звук, ребенок ловит мяч левой рукой, возвращает взрослому, повторяя слово: БАС, ВЁЗ и пр.
И. п. - ребенок и взрослый либо два ребенка стоят друг напротив друга на расстоянии 2 метров на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. В каждой согнутой руке взрослого перед собой находится мяч.
в) Взрослый одновременно бросает мячи о пол двумя руками вперед ребенку, произносит односложное слово, содержащее автоматизируемый звук, ребенок ловит мячи и возвращает взрослому, повторяя слово: ТАЗ, НЁС и пр.
И. п. - ребенок и взрослый либо два ребенка стоят друг напротив друга на расстоянии 2 метров на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в одной руке перед собой у игрока, начинающего упражнение (у взрослого).
г) Взрослый бросает мяч о пол левой рукой вперед ребенку, произносит слово из трех слогов: ПОСУДА, ребенок ловит мяч правой рукой, произносит первый слог ПО-, перекладывая мяч в левую руку, произносит второй слог -СУ-, перекладывая мяч за спиной в правую руку, произносит слог -ДА, возвращает правой рукой мяч взрослому.
д) Взрослый бросает мяч о пол левой рукой вперед ребенку, произносит слово: УСЫ, ребенок ловит мяч правой рукой, произносит первый звук [у], перекладывая мяч в левую руку, произносит второй слог [с], перекладывая мяч за спиной в правую руку, произносит слог [ы], возвращает правой рукой мяч взрослому.
5. Автоматизация звука в предложении.
И. п. - ребенок стоит на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в одной руке перед собой.
Ребенок ритмично бросает мяч о пол одной рукой перед собой, ловит другой рукой, вновь этой рукой бросает мяч о пол, ловит другой и одновременно с физическим упражнением ритмично произносит чистоговорку: Соня и Саня едут на санках. Упражнение повторяется несколько раз.
6. Автоматизация звука в слове, развитие фонематического слуха
И. п. - ребенок стоит на одном месте, не перемещаясь по залу (комнате). Ноги слегка расставлены. Мяч в согнутых руках перед собой.
Взрослый произносит слова с равным интервалом: сумка, зубной, бизон, нос, лиса, закат, заяц, самокат, завод. Ребенок определяет наличие звука [с] в слове и бросает мяч о пол двумя руками перед собой, повторяет услышанное слово со звуком [с].
Овладев двигательными навыками, стоя на полу, переходите к физическим и речевым упражнениям на балансире (рис. 6, 7).
Подводя итог, хочется отметить, что возможности мячей в коррекционной работе учителя-логопеда безграничны. Специалист может использовать их, развивая разные стороны речевой системы как с младшими, так и со старшими дошкольниками, применять их во время коррекционно-развивающих занятий на логопункте и при организации дополнительной образовательной деятельности.