Исследование, предложенное в данной статье, связано с тем, что в настоящее время по распространённости шизофрения одно из самых частых психических заболеваний с очень сложной психопатологической картиной заболевания. Она сопровождается в первую очередь характерными нарушениями мышления, эмоций и воли, приводит к специфическому дефекту психики и личности в целом.
Шизофрения в основном проявляется в подростковом возрасте, несколько реже она проявляется и отмечается в возрасте после двадцати лет, и, наконец, крайне редким явлением становится развитие шизофрении после пятидесятилетнего возраста.
Таким образом, актуальна проблема социализации и реабилитации подростков, склонных к данному отклонению в развитии, а также проблема социальной и педагогической помощи семьям, воспитывающих этих детей.
Шизофрения - термин, применяемый для обозначения тяжелой формы умственного расстройства. Он встречается во всех странах и культурах, и гораздо чаще, чем вы, может быть, думаете [3;5].
В последние десятилетия, начиная с 60-х годов XX века, психические расстройства в подростковом возрасте стали, особенно актуальной проблемой психиатрии, психологии и специальной педагогики.
У тысячи детей в разных странах мира обнаруживают задержку в их интеллектуальном развитии, хотя во всех других отношениях они существенно не отличаются от своих сверстников. Возможно, это было связано с возникшей в то время акселерацией развития, возможно, с активными социально-экономическими сдвигами, протекавшей для значительной части популяции резкой ломкой прежнего уклада жизни (урбанизация, миграция населения и другое). Шизофрения - стала чаще начинаться в возрасте 15-18 лет, и заметно изменились его клиническая картина и течение. [4;2].
Шизофрения - психическое заболевание, характеризующееся расщеплением личности, рассогласованием психических функций, разрывом между эмоциональным и интеллектуальным состоянием, отстранением от реальности и уходом во внутренний мир.
Термин «шизофрения» был введен в научную литературу в 1908 г. швейцарским психиатром Э.Блейлером (1857-1939) для выделения группы психических заболеваний [2;832].
- Наследственность - дети с наследственной предрасположенностью имеют более высокий риск развития этого состояния. Если случаев шизофрении в вашей семье не было, то риск ее развития (шизофрении любого типа - детской или в более позднем возрасте) составляет менее 1%. Однако, этот риск возрастает до 10%, если один из ваших родителей был и остается больным. Существует ген, который наиболее вероятно является «геном шизофрении», который контролирует рождение новых нейронов и отвечает за их интеграцию в имеющиеся нейронные сети.
- Вирусные инфекции - если плод в утробе матери подвергается вирусной инфекции, значительно возникает риск развития шизофрении. Он также возрастает в случае голодания плода во время беременности.
- Стресс раннего периода жизни - пережитый стресс часто предшествуют появлению шизофрении.
- Избиение ребенка или травма.
- Возраст родителей ребенка - у пожилых родителей чаще рождают на свет детей с детской шизофренией, по сравнению с молодыми родителями.
- Наркотики - приём наркотиков, влияющих на сознание или психические процессы в подростковом возрасте, может повысить риск развития шизофрении.
К первичным он относил утрату больным социальных контактов (аутизм), обеднение эмоциональности, расщепление психики (особые нарушения мышления, диссоциация между различными психическими проявлениями и т.д.). Другие психические отклонения были определены как вторичные, дополнительные [2; 20].
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Коррекционная работа включает в себя 5 основных элементов:
- Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи.
- Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается, как способный оказывать помощь - это психолог, педагог-дефектолог.
- Теория, которая используется для объяснения проблем личности. Психологическая теория включает психодинамику, принципы обучения и другие психические факторы.
- Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем личности.
- Специальные социальные отношения между личностью и психологом, которые помогают облегчить проблемы личности.
Психолог или дефектолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет личности с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия [3;106].
На сегодняшний день разработаны специальные методики социальной реабилитации больных шизофренией, куда входят как индивидуальные, так и групповые формы работы. К ним относятся: тренинги социальных навыков, общения, самоуважения, уверенного поведения, независимого проживания, осуществляется процесс социализации. [5; 24].
При реабилитации шизофрении значительное место отведено навыкам контроля собственного поведения, мыслей, ощущений. У человека вырабатывается правильное отношение к имеющемуся заболеванию, он приспосабливается к жизни в существующих условиях.
Основной задачей лечения шизофрении общением является обучение человека социальным контактам и навыкам. По сути, социальная психиатрия расширила границы лечения шизофрении, отводя одну из ведущих ролей общению. При этом данные границы утратили четкость, но, в то же время, интегрировались в процесс реабилитации.
Психолог или дефектолог методом общения должен помочь преодолеть больному страх, устранить стену непонимания, которая на первом этапе лечения бывает очень высока [5;33].
Вместе с тем, ведется и семейная терапия, в ней принимают участие, как родственники больного, так и члены других семей, в которых имеется душевнобольной человек. Сами люди с шизофренией могут участвовать или нет в программе, это обусловлено применяющейся методикой.
Во время психолого-педагогического сеанса с родственниками ведется разъяснительная работа. Их обучают, - как правильно выявлять симптомы шизофрении, использовать методы борьбы, как помочь врачу. В том числе, людей учат, каким должно быть взаимодействие в семье, как выработать тактику доброжелательного и ровного отношения. Известно, что при наличии чрезмерного уровня эмоциональной экспрессивности заболевание может перейти в острую стадию.
Важным этапом реабилитации шизофрении считается тренинг по социальным навыкам. Он направлен на то, чтобы человек стал устойчивее к воздействию стрессовых ситуаций. Это касается как внутрисемейных конфликтов, так и требований общества. Цель тренинга - формирование у человека навыков, позволяющих входить в контакт с государственными учреждениями, возможность самостоятельно производить расчет бюджета. То же самое касается навыков ведения беседы, отношений внутри семьи. Психосоциальный тренинг определяет проблемы, которые могут возникнуть в быту, и направлен на улучшение устойчивости больных к воздействию стрессов [5; 14].
Групповая терапия, возникшая из терапии среды и трудовой терапии, представляет собой усовершенствованную и уточненную форму всего того, что входит в состав общей коллективной терапии. То, что в последней касается всей массы больных вообще или, по крайней мере, значительного их коллектива, здесь относится к небольшим группам, подобранным по каким-нибудь особым признакам. Больные сходятся, чтобы совместно заниматься музыкой, сыграть театральную пьесу, вместе читать, присутствовать на школьном занятии, чтобы ослабить внутреннюю напряженность и установить взаимные контакты в занятиях ритмикой и гимнастикой, но также и для того, чтобы заниматься определенным трудом, например, ремеслом. [1].
Опыт показывает, что чем раньше начата реабилитационная работа, тем успешней подросток восстанавливает социальные навыки, а значит, тем меньший урон наносит болезнь. Как правило, элементы реабилитации начинаются сразу после выхода человека с шизофренией из острого состояния, когда он снова становится способен более или менее адекватно воспринимать окружающее [4;25].
Таким образом, шизофрения - психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа.
Чаще всего, причинами заболевания шизофренией являются: наследственность, вирусные инфекции, стресс раннего периода жизни, избиение ребенка или травма, возраст родителей ребенка при рождении, употребление наркотиков.
Принципы психологического развития и социальной реабилитации ребенка-подростка, больного шизофренией, к которым мы сочли необходимым привлечь внимание, конечно, не исчерпывают всей сложности процесса реабилитации и не гарантируют «немедленного излечения» больного. К каждому страдающему шизофренией требуется индивидуальный подход и не один день работы над ним. Чтобы предупредить возможные в связи с этим недоразумения, я должна назвать наиболее важные из этих вопросов. Прежде всего, это вопрос о влиянии тех социальных условий, в которых развивается ребенок и от которых зависит то, в какой мере он может получить активное педагогическое руководство и, когда это нужно, специальную педагогическую или психологическую помощь.
- Коллективная и групповая психотерапия в лечении шизофрении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.blackpantera.ru/useful/health/sickness/37630
- Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу / В.М.Лейбин. - 2-е изд. - М.: АСТ, 2010. - 956 с.
- Липа В.А. Психологические основы педагогической коррекции / В.А.Липа. - Донецк: Лебідь, 2000. - 319 с.
- Личко А.Е. Шизофрения у подростков / А.Е.Личко. - М.: Медицина, 1989. - 216 с.
- Узлов Н.Д. Шизофрения как клинический и культурный феномен: к проблеме шизофрении массового сознания / Н.Д.Узлов. - Пермь, 2009. - 369 с.